Степная конница
Сначала это были Гунны, потом Булгары, потом Авары, потом Хазары, Угры, Печенеги (они же Гузы), потом Половцы, (они же Кыпчаки) и т.п.
Набег отличался от обычной войны, тем, что противник налетал внезапно в страдную пору, когда жители были на покосах и на жатве. Хватали всех, кого успевали захватить вне города и уводили в полон, чтобы продать в рабство.
Если удавалось хитростью, или по разгильдяйству стражников ворваться в какой либо город, тогда захватывали в плен и горожан.
Рабы высоко ценились на востоке, ибо восточные страны имели оросительные системы. Для постоянной чистки каналов и ремонта дамб требовалась трудовая армия. Использовать для этого крестьян было нежелательно, ибо, сельхоз работы длились в тех тёплых странах круглый год, и у крестьян просто не было свободного времени. Привлекая их для ремонта оросительной системы, правители отрывали их от сельскохозяйственных работ и тем снижали урожайность.
Городские стены тоже требовали ремонта и тоже желательно было использовать для этого не крестьян. Хотя, в экстренных случаях, сгоняли на работы и крестьян. Но лучше было иметь армию рабов для таких целей.
Практически во всех государствах востока рабы использовались для создания гвардии, наподобие янычар, или мамелюков.
Вот почему, восточным цивилизациям требовались рабы в больших количествах. И степные джигиты не прочь были срубить деньжат таким образом. Кроме золота, такой бизнес повышал самооценку джигита, его славу, давал практический боевой опыт и любовь женского пола.
Быстро налететь, нахапать пленников, привязать их к аркану, а аркан к седлу и угнать. Второй джигит следует позади и следит, чтобы никто из пленников не отвязался от общей связки. Мог и плёткой подгонять.
Если кто из пленников медленно бежал, или часто падал, задерживая остальных, его убивали, чтобы устрашить остальных пленников и придать их ногам резвости.
Налетали и мелкими группами и большими ордами.
Догнать этих степных всадников не могла ни пехота, ни тяжёлая конница. Вот почему на Руси держали конницу лёгкую. Такие лёгкие всадники могли и догнать невольничий караван, и пленников освободить, и джигитов порубать, чтобы отбить охоту к разбою.
Как же была вооружена и организована степная конница, и наша и вражеская?
Начнём издалека.
Пехота обычно делилась на стрелков - лучников и арбалетчиков и на щитоносцев.
Щитоносцы сдвигали свои щиты, образуя сплошную стену. Лучники же под прикрытием этой стены пускали стрелы. Если же дело доходило до ближнего боя, тогда и те и другие применяли оружие ближнего боя - мечи и копья.
Но в коннице такое было невозможно.
Тяжёлая европейская кавалерия строилась конными фалангами, они же эскадроны, они же рыцарские баннеры.
Принцип такой: Рыцарь идёт на войну не один а с целой шайкой помощников, которая называлась рыцарским копьём.
Такие "копья" строились в колонну по одному. Впереди рыцарь, за ним его помошники. Так в армии Карла пятого за рыцарем ехал его оруженосец, за оруженосцем паж, за пажом лучник, за тем лучником второй лучник. Был ещё и слуга, но он в конной атаке не участвовал, а занимался охраной укреплённого лагеря.
Копья строились плечом к плечу. Так получался прямоугольник - баннер. Первая шеренга - рыцари, вторая - оруженосцы и т.д. Замыкали баннер лучники.
В армии Карла Смелого - герцога Бургундии рыцарское копьё состояло из 11 человек, из которых двое были вообще пешими и в конных атаках не участвовали, а занимались обороной лагеря.
Словом, в разных средневековых армиях и в разных странах состав и численность рыцарского копья отличались, но общий принцип один. Впереди шеренга рыцарей в доспехах на конях. которые тоже в доспехах, за ними несколько рядов всадников в более лёгком вооружении. Они создают общее давление конной массы. Благодаря им, рыцарский конь не мог испугаться и остановиться. Лучники, едущие в задних рядах, кроме того, при отступлении баннера, могут отстреливаться от преследователей.
Такой баннер словно тяжёлый грузовик врезается в строй пехоты, сшибает с ног, затаптывает копытами. Страшная сила, подобная кувалде, но против степной конницы
баннер так же неэффективен, как кувалда против роя ос.
Следовательно, русская лёгкая конница, так же как и конница кочевников должна была иметь иную тактику, оружие и построение.
Начнём с вооружения:
Вооружение должно быть универсальным. Так во встречной атаке нужен щит, меч, копьё. А при преследовании нужен лук и стрелы, при отступлении так же нужны лук и стрелы. И чем больше будет стрелков, тем лучше, тем бОльшие потери понесёт противник.
Так в поэме А С Пушкина "Руслан и Людмила" витязи вооружены и луком и мечом, имеют щит и копьё. Так же и на полотнах Васнецова мы видим витязей обвешанных полным комплектом вооружения.
Это сразу и рыцарь, только в более легких доспехах, и лучник. Два в одном лице.
Правы ли были Пушкин с Васнецовым, или ошибались?
Есть свидетельства европейцев, которые удивлялись как русские могут сразу управляться и копьём и мечом и щитом и луком, да ещё при этом погонять коня плетью, а не шпорами.
Есть свидетельства об иранской коннице, которая так же имела подобный комплект вооружения. В том числе и в Шах Намэ.
Есть свидетельство Прокопия Кесарийского (шестой век нашей эры), о том, что современные ему византийские конные лучники имели кроме мечей и луков ещё и щиты.
Следовательно, Пушкин и Васнецов были правы. Действительно русские дружинники имели такой расширенный комплект вооружения.
Теперь попробуем применить метод исторической реконструкции, чтобы сконструировать, как можно конному воину носить всё это вооружение, чтобы оно располагалось удобно и не мешало.
1. Меч. Меч носился на поясе с левой стороны. Пристёгнут к поясу.
Стегно это древнее название бедра. Следовательно, пристегнуть, означает - прикрепить к бедру. Таково изначальное значение этого слова.
Как пристёгивали?
Вероятно, так же, как вся Азия. С пояса свисали шнурки с наконечниками, наподобие ботиночных шнурков, только наконечники были толще и длиннее. Кто видел кавказский пояс, тот имеет предстваление.
Только ныне шнурки с наконечниками носят декоративную функцию, но в старые времена с помощью таких шнурков к поясу подвешивали оружие.
Для этого на ножнах меча имелось два кольца. Достаточно было продернуть наконечник сквозь одно кольцо дважды и дальше под действием силы тяжести. Шнуорк сам затягивался на кольце, не давая мечу упасть.
Быстро и удобно.
2. Лук и стрелы. На мой взгляд, разумнее и удобнее было бы совместить футляр для лука и колчан в одно. Такое соединение принято называть "горит".
Первыми такое приспособление изобрели ассирийцы. Горит с луком и стрелами они носили за плечами.
Очень широко использовали гориты скифы, но носили уже на поясе.
Предполагаю, что и все степные воины должны были прийти к такому же решению. У тюркских народов горит назвался "саадак", или "Сагайдак".
Правда, музейные сагайдаки выглядят иначе - отдельный футляр для лука и отдельный колчан, обычно подвешенные к одному поясу, так чтобы лук был слева, а колчан справа.
Предполагаю, что это уже поздние сагайдаки, 16-17 веков. Когда ввиду распространения огнестрельного оружия, щит превратился в бесполезную тяжесть, и от него отказались. Тогда и потребовалось более равномерно распределить вес оружия по телу. Самый тяжёлый предмет получился колчан, он висел справа. Ему в противовес слева висело два более лёгких предмета - сабля и лук.
Но в доогнестрельную эпоху был необходим ещё и щит. Он висел слева и был самым тяжёлым предметом вооружения, кроме того, меч тоже висел слева. Их тяжести надо было что-то противопоставить. И это был саадак - колчан, с отдельным карманом для лука.
Тот факт, что ныне два предмета (футляр для лука и колчан) названы одним словом - Саадак, говорит о том, что изначально это был один предмет.
Один предмет удобнее, чем два. Знаю, что пока такого русского горита не нашли. Но много ли колчанов вообще нашли? Раз-два и обчёлся. В основном это берестяные тулы, сделанные по принципу туяска. Цилиндр из бересты, с круглым донышком.
Но кто носил берестяные тулы? Вероятно, это было простонародие, ходившее либо на охоту в свободное от земледелие зимнее время, да на войну в пешем строю.
Мы же говорим о дружинниках - конных воинах, они могли иметь более дорогие кожаные колчаны. Но кожа гниёт и плохо сохраняется в земле. Потому их и не находят наши археологи.
Практически горит справа у бедра единственный выход. Иначе лук просто некуда девать. За спиной он бы мешал движениям щита. Слева и так болтается меч и щит.
Справа у бедра единственное свободное место, где сагайдак, он же горит ничему не мешает.
3. Щит. Ну тут ничего оригинального. Щит малый, круглый кулачного хвата. То есть удерживается за рукоять или ременные стяжки расположенные в центре.
Почему не локтевой хват?
А вот почему. Попробуйте в зимнем тулупе просунуть руку, по самый локоть, в ременную петлю на щите. Рукав будет задираться и мешать. Провозишься лишнюю секунду и тебя убьют.
Хорошо было иметь щиты локтевого хвата грекам, у которых вообще рукавов не было.
Хорошо было иметь щиты локтевого хвата нормандским рыцарям, у которых были только две тоненьких рубашки - льняная камиза и шерстяной котт, надетые одна поверх другой, и кольчуга. Причём кольчуга имела длинные рукава, заканчивающиеся кольчужной варежкой. Такой рукав в принципе не может задраться.
Для степи с бараньими тулупами лучше подходил щит кулачного хвата. Да и если нужно прикрыть правый бок, такой щит удобнее, чем нормандский.
Носили щит на подщитном ремне за спиной, как в наше время носят сумку на ремешке.
Если нужно, щит переводили на грудь и брали за рукоять (или стяжки) При этом щит вовсе не оттягивал руку, так как продолжал висеть на шее на подщитном ремне.
Если нужно было стрелять из лука, щит оставляли весеть на груди в качестве дополнительной бронепластины.
Если во время отступления нужно было отстреливаться от настигающего противника, логично было забросить щит за спину, как носят сумку на ремне, чтобы прикрывал спину.
4. Копьё.
Европейские рыцари имели оруженосцев, которые в походе несли и щит рыцаря и копьё. В бою рыцарь сам нёс щит на ремне на шее (так носили щит рыцари Карла великого) см. Песни о Гильёме Оранжском и Песнь о Ролланде. Нормандские рыцари носили щит на локте на скрещенных ременных петлях, удерживая его левой рукой за стяжки (см. Гобелен Байе, а так же Песнь о Нибелугнах). Ни то, ни другое оружие им не мешали.
Другое дело восточный воин. Ему надо было то из лука стрелять, то на копьях биться. Куда девать копьё, когда нужно стрелять из лука? Руки надо освободить для лука и стрелы.
И было придумано гениальное изобретение - темляк.
Русское копьё, впрочем как и копьё любого степного народа носили за спиной на темляке. Копьё имело на одном конце наконечник, на другом -копейную пятку - увесистый железный противовес. Чем тяжелее будет пятка, тем дальше вперёд можно выставить копьё, не нарушая его равновесия.
Около копейной пятки к древку была прикреплена ременная петля - ножник (не путать с нужником). В эту петлю воин просовывал правую ступню, после чего вдевал ступню в стремя.
Всё. Нижний конец копья зафиксирован.
Вторая петля -темляк. Она располагалась на середине древка, чуть выше центра тяжести копья. В неё продевали правую руку. Спасть с плеча темляк не мог, потому, что точка его крепления в копейному древку находилась выше плеча воина. Ремень темляка спускался от копья вниз, проходил под мышкой и снова поднимался вверх к точке крепления.
Таким образом, копьё в походном положении было зафиксировано за спиной в двух точках, вследствие чего не могло сильно болтаться и мешать всаднику.
При этом, в походном положении руки у всадника были абсолютно свободны, что позволяло ему пользоваться и поводьями и плетью, а если нужно, взять в руки лук и стрелу.
Именно таким способом носили пику и русские казаки и все степные народы.
Разве что проезжая под аркой ворот, или под низкими ветвями, приходилось снимать копьё с темляка и держать его в руке, наклоняя должным образом. Но это было даже хорошо, ибо под низкими ветвями лучше было иметь копьё в руке, чтобы отразить внезапное нападение. Лук же в чаще не нужен.
Поводья я бы с помощью шнурка привязал к передней шишке седла. Таким образом, можно свободно бросить поводья, не опасаясь, что они упадут под копыта коня, чтобы взять в руки, смотря по ситуации, либо лук и стрелу, либо копьё и щит.
Пару запасных колчанов для стрел я бы подвесил к задней луке седла. Один колчан справа, другой слева - для равновесия.
Человек - существо коленками вперёд, потому ему такие объёмные предметы, как колчаны, будь они подвешены к передней луке, мешали бы ему, упираясь в колени. Тогда, как у задней луки они ни во что не упираются, не мешают ни сесть на коня, ни слезть с него. не мешают они и седельным сумкам, которые перкидывают через середину седла, то есть впереди запасных колчанов.
Из таких колчанов удобно тянуть стрелы - из правого - правой рукой, из левого - левой рукой. (Если противник находился справа, приходилось брать лук правой рукой, а стрелу левой. У стрельбы на скаку свои законы).
Таким мне представляется вооружение средневекового русского всадника, идентичное вооружению степного воина. Было нашим предкам у кого поучиться, и не было иного способа противостоять набегам степняков.
Теперь второй вопрос - тактика. Баннер против степняков не годится. Густое глубокое построение хорошо для прорыва вражеского строя, но плохо для стрельбы из луков. Находясь в центре густого строя невозможно стрелять. Да и сам баннер представляет собой крупную групповую цель, по которой практически невозможно промахнуться. Если ты не попал в того, в кого целился, значит попал в его соседа... И не так уж важно, был ли этот сосед справа, или слева.
Вот почему баннер в степной войне не годился.
Строй русской средневековой коннице нужно было то сворачиваться в ударный кулак, то разворачиваться в цепь, для стрельбы из лука.
Теперь применим метод исторической реконструкции, который заключается в том, чтобы недостающую информацию восстановить (реконструировать) используя для этого здравый смысл.
Итак, наша задача: Придумать такое построение, чтобы его можно было быстро и просто то разворачивать в цепь для стрельбы, то сворачивать в удобное для прорыва построение.
На мой взгляд, основа такого построения - десяток. Десять всадников. И эти десять всадников надо построить в колонну по два. То есть пять пар, следующие друг за другом.
Такое построение будет удобно в походе. Как раз ширина дороги должна позволить двум всадникам в ряд ехать по просёлку., а так же переезжать реки по мостам. Ширина бродов тоже достаточна для такого построения.
Такое построение будет удобно в атаке. Вражеские воины невольно расступятся перед ним, ибо никому не охота встать на пути скачущего коня.
Расступиться перед рыцарским баннером невозможно. Он слишком широк. Просто не хватит времени, чтобы расступиться. А вот перед колонной по два можно расступиться. Просто отпрыгни в сторону.
В таком построении каждый всадник прикрыт своим соседом с одной стороны, следовательно, эта сторона его находится в безопасности. Враг только с одной стороны. Так легче отражать удары врага и наносить свои.
Ещё один плюс. Расступившись, враги невольно скучиваются, одни плотно прижимаются к другим. И в получившейся тесноте им неудобно драться.
Если Баннер подобен кувалде, которая сокрушает и растаптывает врага, то колонна по два подобна стреле, которая прошивает вражеский строй навылет, попутно поражая часть врагов холодным оружием.
Идём дальше. Допустим, враг обратился в бегство.
Наша колонна по два разворачивается в цепь, похожую на журавлиный клин. Для этого вторая пара разлучается. Правый воин в паре берёт курс чуть правее, левый - чуть левее. Воины третьей пары расходятся ещё дальше и так вплоть до последней пятой пары.
Теперь каждый вин может стрелять вперёд, или назад. Спины товарищей ему не мешают. Левые пять воинов десятка могут стрелять так же влево, правые - вправо. Что было бы невозможно, если бы цепь была прямой. Но у нас цепь не прямая, а в виде журавлиного клина.
В наше время такое построение назвали бы цепь уступом вправо и влево.
Точно такой же строй можно было бы использовать в отступлении, только стреляя назад.
Десятник подаёт новый сигнал и клин опять собрался в колонну по два, например, чтобы преодолеть мост.
Такая организация позволяет перестраиваться в несколько секунд прямо на скаку.
Идём дальше, как бы я организовал десятки. Я бы соединил по три десятка в одно подразделение. Сегодня такое подразделение назвали бы взводом. Но тогда курков не было и взводить было нечего. Потому, назову это построение тридесятком, а его командира тридесятником.
Три таких десятка могут идти на марше по дороге друг за другом. Выйдя в поле они разворачиваются в линию колонн десятков. В наше время это бы назвали - линия колонн отделений. Делается это так: первый десяток продолжает двигаться прямо. Второй десяток берёт курс правее, левый чуть левее.
Очень удобно и быстро. Такое развёртывание можно проводить хоть шагом, хоть в галопе.
Было ли так на самом деле? Или мои фантазии не соответствуют действительности?
А вот вспомним былину о князе Вольге и Микуле Селяниновиче. Сколько у Вольги было дружинников? Двадцать девять! А сам князь был тридцатым!
Совпадение?
А возьмём былины об Илье Муромце. Сколько у богатыря было дружинников? Тридцать!
Опять совпадение? Или такова была реальная организация княжеской дружины? Просто Илья дослужился до звания троедесятника.
А сколько у Муромца было друзей? Двое Добрыня и Алёша. Уж не командовали ли они вторым и третьим десятками его отряда?
Да и Пушкинские тридцать три богатыря не с потолка взяты, а основывались на русской народной традиции, которую поэт впитал со сказками Орины Родионовны.
А что было у степняков?
Читаем Гесер (бурятский эпос)
"Но не вняли тридцать и три
Тем словам, что сказал Белоглавый,
Ибо только собственной славы
Эти жаждали богатыри.
И пока погружалось время всеми днями
В безвестность и тьму,
Поскакали не стремя в стремя,
Поскакали по одному
Поскакали за собственной славой
Повторяя: "В битве кровавой
Пусть послышится звон мечей
Пусть послышится хруст костей"
Только славы своей им хотелось,
Лишь она им была дорога.
На свою уповали смелость
И не поняли силу врага"
Что нам интересно в этом отрывке? Две вещи. Первая, что в отряде было тридцать три батыра. Вторая - что надо было по тогдашней военной науке атаковать врага стремя в стремя, а не по одному. (правый прикрывает левого, а левый прикрывает правого).
Но самонадеянные батыры пренебрегли строем, потому и потерпели поражение в битве.
Вы спросите, так тридцать, или тридцать три?
Отвечаю: Видимо существовало две традиции. По одной в десятке было десять бойцов, командир десятка был одним из первой пары. По другой традиции в десятке было одиннадцать бойцов. То есть десять бойцов плюс командир. Вероятно, командир ехал впереди своего подразделения. Так и получалось, что 11 х 3 = 33. Ну а в сотне было уже не 90, а 99 человек, или даже сто, если командир сотни не входил в число какого то из своих подразделений.
Тогда вы спросите, если командир ехал один впереди своего подразделения, тогда кто же прикрывал его бок?
Отвечаю, ему прикрывали оба бока первая пара бойцов десятка.
Образно. Допустим едет мотоциклист, а следом за ним, в метре от него Джип. И едет он прямо на вас. Вы вынуждены отскочить с дороги на такое расстояние, чтобы вас не только мотоциклом не сбило, но и джипом не зацепило.
Мотоциклист это командир. А джип, это его десяток, построенный в колонну по два.
Если вы отскочите на малое расстояние, чтоб зацепить командира своим оружием, то в ту же секунду будете сбиты с ног лошадью следующего за командиром всадника. А оно вам надо? Разумеется, вы отскочите подальше, с таким расчётом, чтобы вас не сбили. Тогда до командира вам просто не достать, но вы можете попытаться завалить кого-то из следующих за ним всадников, если только всадник вас не завалит. Не первый, так второй, третий, четвёртый, или пятый. Причём проноситься мимо вас они будут на скорости 30 км. в час, и каждый будет метить в вас острым предметом.
Оценили свои шансы на выживание?
Идём дальше. Каждые три тридесятка я бы объединил в сотни. Ничего, что в такой стоне будет девяносто воинов, а в случае несения потерь - ещё меньше. Сотня название условное. Например, в эпоху викингов ополчение норвежских бондов тоже делилось на сотни, но в каждой сотне было сто шестьдесят воинов (четыре отряда по сорок человек).
А что там было у узбеков и калмыков?
Читаем узбекский эпос Алпамыш. Точную цитату не могу привести. В общем узбекам противостояли калмыки. А у калмыцкого владыки, которого звали Тайча-хан, было отборная гвардия лучших воинов, которых было сколько?
Девяносто батыров!!! Заметьте, не сто, а именно девяносто! Правильно, девяносто - это конная сотня по моей системе! То есть три отряда по тридцать человек. (первая традиция, где командир десятка едет в первой паре, как у князя Вольги из былины.
Сотни объединять в более крупные подразделения уже не было смысла, ибо конные дружины русских князей исчислялись сотнями. Так например, вся конная дружина киевского князя Святополка Второго состояла из восьми сотен. А если князь был менее могущественным, чем Великий киевский, могло быть три сотни, или пять сотен.
Собрать восемь сотников в княжьем шатре, для объяснения боевых задач и общего плана сражения - минутное дело. Только в рог протруби условным сигналом. Найти князя можно легко по его персональному стягу, или по блеску его позлащёного шелома.
Такая организация позволяет легко и экспромтом перестраивать конницу в зависимости от условий местности. Если поле широкое можно развернуть в один, или два эшелона, а если узкое - в три-четыре эшелона.
Например, при преследовании противника первый эшелон, развернувшись клиньями, поражает его из луков, второй, тоже развёрнутый клиньями, добивает упавших с коней врагов копьями.
Теперь место конницы в общем строю войска.
Пешее ополчение строилось в три полка. В центре большой полк, а справа и слева от него два полка поменьше - полк правой руки и полк левой руки.
Почему так?
Полк это фаланга, в которой лучники прячутся за щитами щитоносцев и осыпают противника стрелами. Но стрелять они могут либо вперёд, либо, развернувшись, назад. Стрелять в бок невозможно, ибо справа и слева от тебя твои соратники.
Что делать, если противник напал с фланга?
Можно развернуть полк фронтом к противнику. Но большой полк слишком длинный. На его разворот потребуется слишком много времени. Пешее ополчение просто неспособно развернуться нигде не нарушив строй.
Чем длиннее фаланга, тем труднее и дольше её разворачивать.
Вот почему возникла идея разворачивать не всю фалангу, а только часть её. Вот и поставили по бокам от большого полка два маленьких. Если противник спереди, все три полка стоят в одну линию и осыпают противника стрелами.
Если противник обошёл справа, полк правой руки разворачивается к нему фронтом и осыпает его стрелами. Большой же полк продолжает стоять, как стоял перестреливаться с основными силами противника.
Полки правой и левой руки маленькие - по пятьсот человек, компактные, хорошо обученные. Что и позволяет им быстро маневрировать исходя из ситуации.
Эта система не русскими изобретена.
Задолго до них такое построение использовали греки, а задолго до греков - ассирийцы.
Римское же построение отличалось тем, что весь легион состоял из таких маленьких компактных фаланг - когорт, каждая из которых могла так же эффективно маневрировать, исходя из конкретной боевой ситуации.
Теперь вернёмся к коннице. Где её место в бою?
Русская конница разделялась на два полка - сторожевой полк и засадный полк.
Зачем нужен сторожевой полк?
Разберём на примере битвы на Чудском озере 1242 год.
После освобождения Пскова, Александр Невский привёл свои войска к острову Вороний камень, где и построил войска на льду по своему замыслу. После чего отправил сторожевой полк на запад, через замёрзшее Чудское озеро. Этот полк небольшой, быстрый, не отягощённый обозами начал разорять владения Дерспкого епископа. Тот обратился за помощью к рыцарям.
Рыцари стали преследовать сторожевой полк. Но догнать его не могли и хорошо получали сдачи стрелами.
Отступая, сторожевой полк вывел рыцарей в нужное место и с нужной стороны.
В результате:
Русское войско было отдохнувшим, а ливонское уставшим от стремительного марша.
Русское войско успело хорошо изучить местность и составить план сражения.
Ливонское войско действовало экспромтом, на малознакомой местности.
В результате сначала поломало ноги своим коням, налетев на заграждение из саней, а потом было оттеснено на тонкий лёд, где с треском провалилось.
А почему русские знали, где лёд толстый, а где он тонкий? А ливонцы этого не знали?
А потому, что русские изучали местность несколько дней, а ливонские рыцари налетели нахрапом. И всё это благодаря действиям сторожевого полка.
Вторая часть конницы - это засадный полк. Скрытый резерв. Благо, характер местности на Руси таков, что всегда найдётся рощица, где этот полк можно спрятать.
Он нужен для решительного удара в нужное время, в нужном месте. А так же для преследования противника.
Свидетельство о публикации №224051301386
Прям почувствовал себя курсантом суворовского училища на занятиях...
Что ж – спасибо!
Хомуций 28.05.2024 13:35 Заявить о нарушении
Михаил Сидорович 29.05.2024 13:43 Заявить о нарушении