Мечта Сальвадора

Волшебный фонарь учителя рисования мерцал, то вспыхивая, то искрясь, затаскивая в недра подсознания маленького мальчика. Так в волшебной глубине сидела Она. Прекрасная муза с обнаженными плечами повернулась и посмотрела в глаза ребенка, навсегда заразив его мозг мечтой о прекрасной возлюбленной, «блистательной как морская гладь», более того он знал ее имя, словно ключ или туфельку примеряя к каждой женщине, но не находя своего счастья долгие годы.
Так рождалась Мечта великого гения.
Сальвадор Дали родился в вторым. Его старшего брата, который умер, не дожив до двух лет, назвали Сальвадором в честь отца. Наш герой родился через девять месяцев после грустного события, возвестив миру о втором перерождении- родители в это свято верили. Совсем малышом, в пятилетнем возрасте, родители повели его на могилу старшего брата и объяснили, что тот возродился в нем. Этим холодным и страшным днем над могилой своего умершего брата вместе с дрожью в ногах и со страхом в душе мальчика рождалась тайна величия гениальности и неповторимости художника, не зря его имя перекликалось со спасителем, ему предстояла великая миссия в искусстве.
Часто величие и гениальность переплетаются с трудными и непостижимыми чертами характера. Сальвадор не стал исключением. Родители в нем не чаяли души, позволяя ему все, а значит капризам и причудам не будет конца. Мало того, что из вредности маленький гений до восьми лет писался в штаны, он еще обладал непредсказуемой жестокостью, которая однажды заставила его из интереса столкнуть с моста своего соседа, чтобы потом долго и с наслаждением наблюдать за мучениями изувеченного ребенка и страданиями его матери, пытающейся помочь сыну.
Наш герой спокойно ел вишню, наблюдая за происходящим зрелищем с наслаждением. После этого и сам он падал с лестницы по собственному желанию, изучая боль во всех ее аспектах — даже на себе.
Возможно тот детский страх, что укоренился в его душе, душил ребенка всевозможными причудами и фобиями, ведь боялся Дали всего -кузнечиков и покраснеть перед всеми… вот только проигрывать в состязаниях для него было гордостью, которую он нес, демонстрируя как победу перед публикой.
Уверенности в своей гениальности мальчику было не занимать. В три он мечтал быть кухаркой, в семь Наполеоном, и желания с годами только росли, но это было не беспочвенно, ведь еще ребенком Дали пишет прекрасное произведение, а в семь просыпается его талант художника.
С 14 лет Дали принимает участи в выставке авангардистов, что становится новой причиной гордости его матери, которая считала его ангелом, сошедшим с небес для ее утешения, вот только это не помешает ей уйти навсегда уже через два года.
Сальвадор говорил, что иногда он плюет на ее портрет ради удовольствия, непонятного для всех людей, даже отца, который выгонит его из-за этого из дома.
Разве такая малость могла расстроить настоящего гения и нарцисса, Дали не знал плохого настроения -всегда был уверен в себе и своих поступках. Так, поступив в художественный институт и рисуя портрет Богоматери, он увидел не святость в ее образе, а весы судьбы.
Почему? Возможно, это связано с его отторжением женственности, ведь дамы и их тела скорее пугали гения, который до 24 лет оставался девственником, который все также свято верил в свою единственную музу — Галу.
С Еленой Дьяконовой (настоящее имя Галы), русской эмигранткой, Дали познакомился в 1929 году на вечеринке, которую устроил ее муж — Поль Элюар, французский поэт. К тому моменту пара состояла в браке около 12 лет и растила дочь Сесиль. Но отношения Галы и Поля сложно назвать обычными, у них был открытый брак: оба супруга изменяли друг другу и не скрывали этого. Какое-то время с ними даже жил Макс Эрнст, любовник Галы, а Элюару это только нравилось. Сальвадора перечисленные выше обстоятельства не смутили, он был поражен Галой, хотя узнал свою музу не сразу, лишь, увидев ее плечи и спину на пляже, все сошлось и волшебный фонарь замерцал теперь в его голове: " Она!»
При своей Мечте художник не мог спокойно говорить, нервничал и иногда истерически хохотал, не зная, как вести себя в присутствии этой женщины.
Однако Галу эксцентричность Дали не только не оттолкнула, а даже привлекла. «Я сразу поняла, что он — гений», — так она позднее писала в своем дневнике. 25-летний Дали, у которого отношения с женщинами не складывались, сходил с ума по своей мечте, которая, как оказалась, была старше его на 10 лет. «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч — почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной», — так он описал Галу в своей книге.
Гала — прозвище, которое дал ей Элюар, — в переводе с французского означает «праздник». И этот праздник всегда был с Сальвадором. Муж, дочь и стабильность остались в прошлом-она отказалась от всего ради новой великой любви.
Все, что имело для Галы значение, — это Сальвадор и его талант. Первое время они жили крайне бедно. Гале пришлось стать для возлюбленного всем: и нянькой, и секретарем, и менеджером, и музой. Если у Дали не было настроения рисовать, она заставляла его брать самые разные коммерческие заказы, чтобы получить хоть какую-то прибыль. В своей книге Сальвадор писал, что он «работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник».
В 1934 году влюбленные не только официально заключили брак, но и отправились в США. Это был стратегический шаг Галы, целью которого была популяризация творчества Сальвадора. Экстравагантный художник сразу же впечатлил американскую публику, за его оригинальные картины люди были готовы платить большие деньги. Местная публика не могла не заметить и саму Галу, которая неизменно была рядом с Сальвадором. Журналист американской газеты Sunday Times писал о ней: «Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и звезду мировой величины».
Такова история любви художника и его музы.
Конечно, супруги порой заводили романы на стороне: у Галы часто были любовники в разы младше нее. Но это не мешало их чувствам, чета Дали никогда не расставалась. В 1969 году Сальвадор подарил супруге средневековый замок Пуболь, который он сам отреставрировал и расписал внутри, а Гала вместо благодарности поставила Дали условие: он может заходить туда только с ее разрешения.
Но счастье, к сожалению, не бесконечно — их страсть начала остывать. В замке Гала часто встречалась с молодыми мужчинами, на которых тратила много денег. Сальвадор платил ей той же монетой и крутил романы с юными девушками.
Так могло продолжаться долго, если бы жизнь не внесла свои коррективы.
В 1980 году художник тяжело заболел: ему было сложно держать даже кисть. Ощущение собственной беспомощности приводило к скандалам с Галой, которая продолжала изменять — к тому моменту у нее были отношения с певцом Джеффом Фенхольтом, сыгравшим главную роль в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». Но она не оставила своего Дали и помогла ему оставаться на плаву, ходили слухи, что (по ее заказу) за художника рисовали картины- только, чтобы все верили в его талант и не забывали о гении.
Но здоровье Галы оставляло желать лучшего. В 1982 году она умерла от тяжело протекавшего гриппа: ей было 88 лет. Дали знал о ее мечте быть захороненной на родине, поэтому, переодев свою мертвую жену и усадив ее в коляску, он перевозит тело возлюбленной в замок Пуболь. Так Дали исполнил ее последнюю волю.
Эти события совсем подорвали здоровье Сальвадора.
На сами похороны Сальвадор не пришел — у склепа он оказался спустя несколько часов, когда людей уже не было, и попрощался с Галой — со своей главной вдохновительницей, которая появилась на десятках его картин, сказав лишь пару слов: " Смотри, я не плачу!»
В книге Дали писал о супруге: «Это ведь благодаря тебе я стал художником. Без тебя я не поверил бы в свои дарования!».
Свою музу Сальвадор пережил на 7 лет, сохранив любовь в сердце навсегда.


Рецензии