Портрет Дориана Грея. Книга. Оскар Уайльд
"Портрет Дориана Грея" (20 глав, 1890, Оскар Уайльд, Дублин, Ирландия, ещё в составе Великобритании).
Дориан Грей... Хм... Где я слышал это имя? Ну-ка, омут памяти, покажи нам...
А) "Дивное местечко, верно? Здесь живёт Джек-потрошитель?"...
Б) "Декор хоть куда".
"Одной картины нет, мистер Грей".
"А вы ничего не упускаете, мистер Квотермэйн".
"О, бывает...".
В) "Я потрясён, мистер Грей. Скиннер (Человек-невидимка - примечание автора) - уникален, а вы и бровью не повели".
"Я столько всякого видел в жизни, что меня трудно удивить"...
Г) "Не скрою от вас, интересно было бы заглянуть в досье мистера Грея. Каждый здесь достиг высот в своём деле. Охотник, учёный... Даже Скиннер. Он не заметен... Ну, а вы?"...
"Я... обладаю опытом".
Д) "Мы с Греем встречались много лет назад. Это было в Итоне".
"На лекции, не так ли? Вы - герой нации, Дориан - восхищённый мальчишка".
"Как раз наоборот. Это Грей посетил Итон, а я был мальчишкой".
Е) "Кто же ты?".
"Я - сложный человек".
Ё) "Я думал, я неуязвим, но вас ничем не пронять".
"Не люблю хвастаться...".
А-Ё - отрывки из супергеройского фантастического фильма "Лига выдающихся джентельменов" (США, 2003). В роли Дориана Грея - Стюарт Таунсэнд (Ирландия, Дублин. Хорошее совпадение. Если это совпадение...).
Да, точно. Там я впервые услышал это имя. И кстати, в этом фильме Дориан изображал главного помощника злодея. То есть, был предателем в Лиге. И к тому же, бессмертным. Справиться с которым мог только его собственный, стареющий и, принимающий на себя все удары судьбы парня, портрет, спрятанный за семью замками. А Дориан... Эдакий красивый, молодой Кощей получился. Харизматичный, представительный малый...
Таким было моё знакомство с этим персонажем много лет назад. Но, как вы понимаете, сбор различных героев в одном фильме, не поможет нам узнать до конца, мол, кто же стоит перед нами. Для этого надо глядеть отдельные фильмы или, что ещё лучше, прочитать книгу. А так как я читаю редко и медленно, то тут сам Бог велел, как говорится, просветиться, ну и стать чуточку умнее. Классика мировой художественной литературы, знаете ли, здорово этому способствует...
Итак, мы начинаем читать произведение "Портрет Дориана Грея", уже зная (благодаря "Лиги выдающихся джентльменов", конечно же), что главный герой получит бессмертие, обретя вечную молодость, поменявшись со своим портретом местами). Как это произойдёт? Я пока не знаю. Но надеюсь на интересную сказочную историю. Откроем же книгу!..
"Предисловие.
Художник – тот, кто создаёт прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника – вот к чему стремится искусство.
Критик – это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать своё впечатление от прекрасного.
Высшая, как и низшая, форма критики – один из видов автобиографии.
Те, кто в прекрасном находят дурное, – люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех.
Те, кто способен узреть в прекрасном его высокий смысл, – люди культурные. Они не безнадёжны. Но избранник – тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту...".
(Здесь и далее: отрывок из романа "Портрет Дориана Грея", от издательства "Эксмо", под названием "Запрещённые книги. Саломея. Портрет Дориана Грея. Оскар Уайльд". 2014, 352 страницы. Перевод: Мария Ефимовна Абкина, Константин Дмитриевич Бальмонт).
Хм... А Оскар Уайльд интересный писатель. Но его биографию изучим после прочтения...
После первых двух глав...
"Как это печально!" пробормотал вдруг Дориан Грей, все ещё не отводя глаз от своего портрета. "Как печально! Я состарюсь, стану противным уродом, а мой портрет будет вечно молод. Он никогда не станет старше, чем в этот июньский день… Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это… за это я отдал бы всё на свете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это!" (отрывок из второй главы).
Н-да-а-а... Я полагал, что это сделал какой-нибудь колдун в тёмном лесу или серых, мрачных горах, куда пришёл молодой парень, услышав раннее от кого-то про существование данного странного человека, мечтая о вечной жизни, а это оказалось всего-навсего простое желание его обладателя, которое исполнилось. Ведь, если сильно чего-то захотеть, то это может произойти. Так что... Бойтесь своих желаний... Немного разочарован. Ждал большего, но принимается...
После прочтения пяти глав.
"Ведь вы довольны, что познакомились со мной, мистер Грей?" сказал лорд Генри, глядя на Дориана.
"Да, сейчас я этому рад. Не знаю только, всегда ли так будет".
"Всегда!.. Какое ужасное слово! Я содрогаюсь, когда слышу его. Его особенно любят женщины. Они портят всякий роман, стремясь, чтобы он длился вечно. Притом «всегда» – это пустое слово. Между капризом и «вечной любовью» разница только та, что каприз длится несколько дольше" (отрывок из второй главы).
"По крайней мере, внешне вы такой. И на портрете всегда таким останетесь", со вздохом сказал Холлуорд. "А это чего-нибудь да стоит".
"Как люди гонятся за постоянством!" воскликнул лорд Генри. "Господи, да ведь и в любви верность – это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны – и не бывают, старики хотели бы изменять, но где уж им! Вот и всё" (отрывок из второй главы).
Лорд Генри - нечто!!! Пока он для меня главный персонаж книги. Интересно: на сколько он старше Дориана, что всё про жизнь уже так хорошо знает? Он слегка напоминает мягкого сенатора, канцлера Палпатина, владыку ситхов Дарта Сидиуса, а Дориан Грей - неопытного Энакина Скайуокера, который в будущем станет его учеником, то есть, великим и ужасным Дартом Вейдером.
После прочтения десяти глав...
"Ну а теперь вы мне дадите взглянуть на портрет?".
Дориан покачал головой.
"Нет, нет, и не просите, Бэзил. Я не позволю вам даже подойти близко".
"Так, может, потом когда-нибудь"?
"Никогда" (отрывок из девятой главы).
Ещё бы. Ведь первый большой грех появился на портрете, как ответ на самоубийство молодой актрисы...
Ты не любил саму девушку, парень, ты любил лишь её образы, которые она изображала (играла) в театре. Стоит ей небрежно сыграть, или забыть слова, или прийти на спектакль с простудой, ты тут же разлюбишь её, не подумав о том, что тебе нужна именно не сама Сибила Вейн, а её образы. И уж точно ты не будешь ухаживать за больной девушкой. Эх, ты, "зелёный" поклонник. Надо было приглашать на свидания и больше общаться с реальным человеком, раз думал жениться, а не сходить с ума от Джульетты и прочих героинь, что она играла...
"Ромео, как мне жаль, что ты Ромео!
Отринь отца да имя измени,
А если нет, меня женою сделай,
Чтоб Капулетти больше мне не быть..." (отрывок из "Ромео и Джульетта", акт II, сцена 2, Уильям Шекспир, 1597).
Со мною, дружище Дориан, шутки плохи. Шекспир - один из самых любимых драматургов. Всё читал, торча часами в одной из городских библиотек столицы. Всё. Даже сонеты...
Что? Да, согласен. Влюбиться в любую красивую Джульетту можно, но ведь захочется нормально подойти к ней после спектакля и не просто поблагодарить, как все, а выделиться, чтобы она заметила, ну и потом пригласить на свидание. И там же внимательно слушать, что она говорит, а не только влюблёнными глазами на неё смотреть. То есть... "Прекрасный принц, то есть Дориан, я Сибила, мне 17 лет, живу с мамой и братом, люблю то-то и то-то, гулять там-то и там-то, а ещё...". И всё. Узнавать надо было человека! Реального человека! Простого, небогатого. Не такого знатного, как ты. Узнавать шаг за шагом. Тогда бы раньше увидел, кто она, что она. Может и остыл бы быстрее, ну и смог нормально расстаться. А так... Эх, жалко девушку. Он у неё - первая большая любовь. И последняя. Сибила ушла в 17 лет, почти, как Джульетта. Отравив себя после мелодраматического разрыва отношений с его стороны. Н-да... Жалко девушку. Вот и получи, Грей, на память черты жестокости на портрете. Пусть они будут теперь твоей совестью. На всю вечную жизнь...
После прочтения 15-ти глав из 20.
"Он всё сильнее влюблялся в собственную красоту и всё с большим интересом наблюдал разложение своей души. С напряжённым вниманием, а порой и с каким-то противоестественным удовольствием разглядывал он уродливые складки, бороздившие морщинистый лоб и ложившиеся вокруг отяжелевшего чувственного рта, и порой задавал себе вопрос, что страшнее и омерзительнее – печать порока или печать возраста? Он приближал свои белые руки к огрубевшим и дряблым рукам на портрете – и, сравнивая их, улыбался. Он издевался над этим обезображенным, изношенным телом.
Правда, иногда по ночам, когда он лежал без сна в своей благоухающей тонкими духами спальне или в грязной каморке подозрительного притона близ доков, куда он часто ходил переодетый и под вымышленным именем, Дориан Грей думал о том, что он погубил свою душу, думал с отчаянием, тем более мучительным, что оно было вполне эгоистично. Но такие минуты бывали редко. Любопытство к жизни, которое впервые пробудил в нём лорд Генри в тот день, когда они сидели вдвоём в саду их общего друга Холлуорда, становилось тем острее, чем усерднее Дориан удовлетворял его. Чем больше он узнавал, тем больше жаждал узнать. Этот волчий голод становился тем неутолимее, чем больше он утолял его" (отрывок из одиннадцатой главы).
"Наконец он встал с дивана, подошёл к шкафу и, отперев, нажал секретную пружину. Медленно выдвинулся трехугольный ящичек. Пальцы Дориана инстинктивно потянулись к нему, проникли внутрь и вынули китайскую лакированную шкатулку, черную с золотом, тончайшей отделки, с волнистым орнаментом на стенках, с шелковыми шнурками, которые были унизаны хрустальными бусами и кончались металлическими кисточками. Дориан открыл шкатулку. Внутри лежала зеленая паста, похожая на воск, со странно-тяжёлым запахом.
Минуту-другую он медлил с застывшей на губах улыбкой. В комнате было очень жарко, а его знобило. Он потянулся, глянул на часы… Было без двадцати двенадцать. Он поставил шкатулку на место, захлопнул дверцы шкафа и пошёл в спальню" (отрывок из пятнадцатой главы).
Н-да-а-а... Это не наш герой. Нет...
И интересных приключений не наблюдается. Увы. Дориан Грей пожелал вечную молодость, бессмертие и не знал, что с этим делать! Да тут такой сериал можно было бы забабахать! И в разбойники податься, и в пираты, и спасти не одну красавицу, вызволив её из плена! Конец XIX-го (19-го) века же! Тут столько всего можно было бы показать! А он - не мужик и всё сводится к повседневной психологии и философии жизни, неопределённого в жизни человека, который не знает, что ему делать! Он не растёт, пытаясь чему-нибудь серьёзно научиться, он не стремиться оставить след в истории, или создать семью, показать себя миру, каким-нибудь мастером, известным коллекционером. Даже злодеем! Нет! Дориан слаб, немощен и совершенно бесполезен! Короче говоря, он - богатый, глупый нарцисс, слабак, тряпка, слюнтяй, себялюбивый эгоист и полный дурак. В нём нет мужественности и, возможно, он даже би. Тьфу! А ещё Дориан - горе-убийца (со спины, сзади, с бока все могут нож вонзить в друга, а ты попробуй сдержать в себе эту ненависть и на словах сказать человеку, чтобы ты его ненавидишь, презираешь и не хочешь больше видеть. Может легче стало бы... Что? Не можешь? За нож хватаешься? Тряпка), трус, врун, шантажист и предатель.
Я не знаю, что там было у него с другом-учёным Аланом Кэмпбэллом, которого он шантажировал, требуя с помощью химических средств уничтожить тело убитого художника (писатель не вдаётся ни в какие подробности), но предполагаю две вещи: 1) разрыв дружбы произошёл из-за женщины, 2) они были, э-э, ну вы меня понимаете, тайной би-парой. А что? Всякое может быть. Объяснений-то нет! А видя образ жизни этого нарцисса, могу подумать и это...
Нет, это не наш герой. И он совсем не такой, каким был показан в фильме "Лига выдающихся джентельменов". Увы...
После прочтения всех 20 глав.
"Войдя в комнату, они увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всём блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мёртвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это" (отрывок из двадцатой главы).
И поделом ему. Что посеял, то и получил. От своей же руки. Это как ответ за убитого художника, который ни в чём не был виноват. Он просто тебя боготворил, Дориан. Видел в тебе красоту, только прекрасное. И творил. А ты что сделал? Нарушил несколько главных заповедей, пытаясь маскироваться под приличного человека из высшего общества. Трус, слабак, наркоман и тряпка. Даже Ягами Лайто ("Тетрадь смерти", Япония) интереснее. А ты...
А, уж то, как он боялся расправы, меня, вообще, убило. То место, где его нашёл брат покойной Сибилы Джеймс Вейн. Нашёл и захотел отомстить за сестру. Но, к сожалению, ничего не получилось. И здесь не вышло даже красивой, традиционной дуэли. Увы...
А ещё зачем-то Аллана решили убрать. Мол, после того случая в доме Дориана, он покончил с собой. Эй, повторяешься, Уайльд! Тут это было совсем ни к чему. Однако посыл я понял. Одна смерть всегда влечёт за собой другую...
Но почти библейская притча получилась. С ноткой воспитания и морали.
И да, я узнал. Лорд Генри старше его ровно на 10 лет. А это значит, что двадцатилетнего парня в саду умело обрабатывал 30-ти летний мужчина, уже немало повидавший на свете.
"Лорд Генри, вы в самом деле так вредно влияете на других?".
"Хорошего влияния не существует, мистер Грей. Всякое влияние уже само по себе безнравственно – безнравственно с научной точки зрения".
"Почему же?".
"Потому что влиять на другого человека – это значит передать ему свою душу. Он начнёт думать не своими мыслями, пылать не своими страстями. И добродетели у него будут не свои, и грехи, – если предположить, что таковые вообще существуют, – будут заимствованные. Он станет отголоском чужой мелодии, актёром, выступающим в роли, которая не для него написана..." (отрывок из второй главы. На мой взгляд, самой сильной главы во всём романе).
Кстати! Никакой он не учитель Дориана. И уж точно не Дарт Сидиус. Он даже ничего не знал про портрет. Этот Грей даже союзника найти не смог, пытаясь маскироваться под порядочного англичанина в одиночку, лишь навещая своих, якобы, друзей, да появляясь в обществе, ну и давая у себя приёмы. И всё равно у него ничего не вышло.
Что ж. Сильного антигероя из Дориана Грея не получилось. Это плохо. Полагаю, что кино это как-то исправит. А то слишком неинтересно будет смотреть на простого глупого нарцисса и труса, убивающего со спины, с боков своего друга, желающего ему только добра. Это не то, что хочется видеть. Нет... Не то...
Но зато я узнал, что Оскар Уайльд - неплохой писатель. А это значит, что... Оскар! Будем знакомы! Алекс.
Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд (1854-1900, 46 лет жизни. Ого, как мало. Дублин, Ирландия, ещё в составе Великобритании) - поэт, писатель, драматург. Из обеспеченной семьи. Отец - ведущий врач офтальмолог в Ирландии тех лет. Даже был посвящён в рыцари. О, как...
До девяти лет Оскар обучался на дому. Потом был записан в Королевскую школу Портера, которую окончил с золотой медалью. Также, именно там, он показал, что является весёлым, общительным (коммуникабельным), остроумным, находчивым мальчиком, который умеет быстро читать, любит греческий язык (ещё бы, ведь французский и немецкий он уже знал, обучаясь на дому), ну, и в целом, талантливый гуманитарий. Затем он пошёл в Тринити-колледж, а оттуда прямиком в сам Оксфорд. Во время учёбы смог посмотреть Италию и Грецию...
По окончании Оксфорда переселился в Лондон (1878). Где пишет стихи, пьесы, поэмы, выступает с лекциями, знакомится с великими людьми той эпохи. Посещает светские клубы. Франтит. Одевается со вкусом. Затем отправляется в Америку, возвращается, женится на детской писательнице, заводит детишек (двух сыновей) потом едет во Францию. Снова Лондон. Пишет сказки, рассказы, роман "Портрет Дориана Грея"... Испытывает разного рода проблемы, трудности, пользуется услугами куртизанок, становится, э-э, би, заводит отношения с лордом Альфредом Дугласом (при живой-то жене! Если бы её не было, тогда бы понял, а так...). Затем конфликты, скандалы, тюрьма...
Стоп! В чужом "белье" копаться не будем. Я увидел, что хотел. Все творческие люди - со своими "тараканами" в голове и Оскар Уайльд - не исключение. Главное здесь это то, что он смог стать выдающимся драматургом, подарившим нам пьесы, повести, рассказы, сказки, поэмы, стихотворения, стихотворения в прозе, эссе, лекции, эстетические миниатюры, письма и один роман. А остальное - не наше дело.
Что? Да, безусловно, нам не всё равно, если, например, он приносил в жертву невинных людей, но такого в его биографии не наблюдается. Ну, а то, что за всякие скандалы могли посадить, так это также, как и у рок-музыкантов. Жить-то надо согласно правилам и законам того государства, в котором проживаешь. А если будешь нарушать, своевольничать, воображать из себя невесть кого, то... Ну, а то, что би, так это его личное дело. Меня больше удивляет ранняя и мучительная смерть (острый менингит, вызванный ушной инфекцией). В 46 лет...
Ладно. Тут кому, как дано. Все мы проживаем не такой уж и большой отрезок времени на Земле. Важно, чтобы этот срок был нам нужен, был нам ценен, важен и был полезен. И чтобы мы ни были такими, как этот Дориан Грей...
За такую мудрую мысль я и хочу поблагодарить ирландского писателя, сумевшего подарить нам один единственный роман в своей жизни. Роман, который экранизировали не менее 30 раз. И, похоже, что продолжат экранизировать и дальше. А не это ли высшая награда автору, придумавшего часть этой истории, да хитро подглядевшего кое-что у других, как говорят многие литературные критики (например: у Гёте, Оноре де Бальзака, Жорис-Карла Гюисманса)?..
Благодарю за внимание!
С вами был Алекс Джей Лайт.
P.S. Два месяца назад, я собирался прочитать сей роман. У меня был отпуск и куча свободного времени. Но не смог. Не захотел, поленился. Такое часто бывает в моей жизни... Когда же, недавно я пересмотрел ещё раз "Лигу выдающихся джентельменов" (кстати, фильму только 8 из 10, несмотря на сильных актёров, увы), то настроился, решив раз и навсегда узнать, кто такой Дориан Грей. Узнал. И вот, что сказал друзьям и родственникам сегодня утром (13.05.2024), прочтя последнюю главу:
"Ура!!! Только что прочёл ещё одно произведение из мировой художественной литературы - "Портрет Дориана Грея" (1890, Оскар Уайльд). А ведь я редко читаю. И медленно. Но, не стоит забывать, что книги могут сделать нас чуть умнее и образованнее, так что... Этим надо пользоваться...
Сильное произведение. Поучительное. Как библейская притча. И с глубокой моралью. Понимаю теперь, мол, почему: 1) оно было сначало под запретом, а потом урезанным, 2) на него существует не менее 30 экранизаций.
Ну, а я убедился в том, что мне ближе те герои, которым хочется и всегда хотелось подражать. Это: Индиана Джонс, Джеймс Бонд, "Крокодил" Мик Данди, Джеки Чан, Люк Скайуокер, учитель Брюса Ли Ип Ман, а также китайский врач, путешественник и мастер боевых искусств Вон Фейхун. А Дориан Грей - богатый, глупый нарцисс, слабак, тряпка, слюнтяй, себялюбивый эгоист, наркоман и полный дурак, который не знает, что делать со своей жизнью. В нём нет мужественности и, возможно, он даже би. Тьфу! Пойду я бегать свои 6,5 км под заводной рок. Мы, простые прибалтийские ребята, совсем не такие. КОНЕЦ".
И это так. Ну, а если даже взять простую жизнь, а не героев из приключенческих фильмов, то мне ближе: 1) восточные мудрецы, 2) спортсмены, 3) целеустремлённые люди, смело идущие к своей поставленной цели, 4) культурные блогеры, 5) родители, которые уже 48 лет вместе (мама, папа!!! Браво!!!), 6) благотворительность, 7) и те, кто серьёзно, грамотно, ну и со знанием дела, обучает чему-либо. Вот так. А Дориан Грей... Ну вы в курсе... Хотя... Пусть будет почти библейской притчей. С воспитанием и моралью. Занавес.
Свидетельство о публикации №224051301581