Легенда о каменной бабе

 Купол ночного неба накрывает степь, у полноводной реки Волги, в древности Итиль, будто чашей. По тёмно-синему небосводу рассыпаны миллиарды звёздной пыли. Через небесную сферу прочерчен Млечный путь, или как его называли возчики соли, Чумацкий шлях. Он для них был небесным компасом, в летнюю жару чумаки отсыпались в тени телег, а прохладной ночью волы, отдохнувшие у степных колодцев, лучше тянут тяжёлые возы с солью.

 Рядом со степной дорогой, на высоком кургане, обратив свой взор туда, откуда восходит новый день, уже много веков стоит каменное изваяние. Река времени, будто бесконечная кинолента, протекает перед каменным взором каменной бабы.

 Может ли помнить камень процессы мироздания и происходящих событий вокруг, доподлинно не известно. Река времени бесконечна, как и сама бездна космоса. Из глубины веков, как отдаёт нагретый солнцем камень тепло, излучают глазницы каменной бабы, мелькавшие перед ней события, происходящие рядом с курганом.

 Степные орды печенегов, на конях и запряжённых в арбу, недовольно ревущих верблюдах, гонят связанных по рукам пленников. Некоторые из них, от томившей их жажды, падают прямо в дорожную пыль, чтобы никогда уже не подняться.
 
 Пролетают столетия и вот уже печенеги сами бегут от наседавших на них воинов, кочевников с волосами цвета спелой соломы - это половцы. На несколько столетий они стали хозяевами приволжской степи. Это они приняли каменную бабу как своё божество, привезли песчаные глыбы и оградили святилище камнями в виде прямоугольника.

 Помнит каменная баба, как вдруг кочующие по приволжской степи половцы стали угонять стада овец и табуны коней по направлению на запад. Останавливаясь на ночлег у подножья кургана, они всегда оставляли жертвенные подношения, подправляли размытые редкими дождями склоны кургана. Проведя поминальный обряд по погибшим соплеменникам, у подножья кургана, половцы растворились в реке времени навсегда.
 
 Холодным осенним утром, у подножья кургана появились всадники на низкорослых лохматых лошадях. Они с интересом смотрели на каменную бабу, не решаясь войти внутрь каменной ограды. Наконец один из них, видимо старший, соскочил со своего коня, резво взбежав на курган, полоснул статую кривой саблей по шее. С тех пор осталась на шее каменной бабы глубокая отметина.
 
 На рассвете вся степь вокруг пришла в движение. Тысячи всадников на лошадях продвигались мимо кургана, за ними ревущие стада верблюдов и овец. Сотни вьючных верблюдов тащили тяжёлую поклажу. Женщины и дети шли, погоняя запряжённых в повозки с огромными колёсами верблюдов. Казалось, эта бесконечная река кочевников не закончится никогда.
 
 Кочевники двигались в сторону ближайшей реки, за ордой оставалась совершенно голая степь. С этого дня мимо кургана то и дело скакали всадники, прогонялись на юг стада коров и овец, понуро шагали пленники обоего пола, сопровождаемые всадниками с копьями. Так продолжалось много лет.
 
 Однажды, к кургану всадники пригнали несколько телег и заставили пленников грузить на них камни с ограды святилища, постоянно подгоняя измождённых людей кожаными хлыстами с грузом на конце. Удар такого хлыста оставлял на спинах пленников кровавый след. Один из кочевников, соскочив с коня, бодро поднялся на курган и попытался плечом завалить каменную бабу, но окрик старшего остановил его. Так строились первые города Золотой Орды в низовьях Волги.
 
 Одним из весенних вечеров, когда тюльпаны окрасили окружающую степь в цвет утренней зари, к кургану прибыла странная повозка, которая представляла собой колесницу запряжённую парой лошадей с установленным над ней широким зонтом. Подъехав к кургану, она остановилась и из неё вышли два странных человека, одетых в свободные пёстрые шёлковые халаты с драконами. Волосы их на головах были стянуты сзади в тугой пучок. На ногах были туфли на толстой кожаной подошве - чжунтайлюй.
 
 Взобравшись на курган странные люди, поклонившись, встали перед каменной бабой на колени, стали что-то бормотать на непонятном языке. После проведённого ритуала, один из путников, снял с себя нефритовый кулон с иероглифом на кожаном шнурке, внимательно осмотревшись, зарыл его у подножья статуи. Поклонившись несколько раз, путники продолжили своё путешествие.
 
 Душным летним вечером к кургану прискакал отряд всадников в кольчугах, совершенно не похожих на воинов ордынцев. Они в конец загнали своих лошадей, видно было, что они уходили от погони. С ними была телега, запряжённая парой лошадей, в телеге под рваной рогожей что-то блестело в лучах заходящего солнца. Оценив, что лошади дальше не выдержат, всадники спешились и стали держать совет.

 Оказалось, что бежали они на Дон из второй столицы Золотой Орды города Сарай- Берке на реке Ахтуба. Обманув стражу, похитили одну из надвратных статуй - золотого коня и теперь уходят от погони. Груз оказался слишком тяжёл, несмотря на то, что статуя коня пустотелая, лошади совсем выбились из сил.
 
 Посоветовавшись, решили – золотого коня спрятать, скакать навстречу погоне и принять бой, а там как Бог рассудит. Самое сложное это спрятать в степи статую, чтобы её никто не нашёл до времени. Отсчитав от подошвы кургана сто саженей на восток, в лучах уходящего солнца выкопали яму, куда на глубину сажени опустили золотую статую, засыпали землёй. Сверху, утрамбовав почву, стали укладывать пучки сухой полыни. Проверив направление ветра, развели огромный костёр с таким расчётом, чтобы пламя перекинулось на растущую вокруг полынь и редкие кусты.
 
 Начавшийся степной пожар, пройдя через яму с золотой статуей, полностью уничтожил следы раскопа. Тем временем один из всадников угонял телегу, с загруженным на неё для веса валуном в сторону ближайшей реки для имитации затопления статуи в воде. Остальные всадники решили под покровом ночи напасть на своих преследователей и принять бой. Больше никто из них к кургану не вернулся.
 
 Через несколько лет, мимо кургана, ордынцы Тохтамыша в страхе бежали от войск Темир Аксака – Тамерлана. Преследователи тоже прошли мимо кургана с каменным изваянием, а их предводитель даже задержался здесь на некоторое время. Сам - непобедимый полководец, широко известный как величайший военноначальник и тактик в истории, долго смотрел своим пристальным взглядом в глаза каменной бабы, будто мысленно вёл с ней диалог. Тронувшись в путь, приказал зарыть у подножья статуи три серебряных танги и несколько медных динар. Возможно, после мысленной беседы с каменным изваянием, он принял решение об уходе с земель Руси, не чиня разор.
 
 Год за годом движутся по ночному небосводу созвездия и яркие планеты, непрерывно течёт времени песок в невидимых часах вечности. Рядом с курганом вновь появились уже другие всадники. Совсем недавно в приволжских степях организовали казачьи караулы. Курган с каменной бабой стал конечной точкой маршрута этих караулов. Здесь казаки-станичники зарывали специальные деревянные отметки, так называемые «доездные памяти». Следующий караул должен их поменять на свои отметки, это будет доказательством, что они доехали до конца караульного маршрута.
 
 Высоко в небе летит орёл курганник, над разогретой летним палящим солнцем степью плывёт душное марево. Всё живое старается забраться в редкую для полдня тень. Вдруг, еле слышный крик ребёнка, по иссушенной солнцем степи, к кургану, издалека махая рукой, бежит мальчишка. Следом за ним бежит молодой волчонок. Не добежав совсем немного, он неожиданно останавливается, удивлённо смотрит на каменное изваяние, с его губ срывается только одно слово – «Мама».
 
 Мальчишка взбирается на курган, волчонок нерешительно останавливается у подножья. Прислонившись спиной к статуе, мальчик начинает громко плакать, волчонок подползает к нему и начинает лизать ему, закрывающие лицо руки и выглядывающий между ладонями нос. Волчонок всем своим видом старается успокоить своего друга, он не отходит от него ни на шаг. Мальчик чувствует спиной тепло нагретого солнцем камня и ему кажется, что это тепло тела его, пропавшей много лет назад, матери – по прозвищу Курка.
 
 Всю ночь он с волчонком провёл на кургане, свернувшись калачиком, согревая друг друга от ночной прохлады, мальчик смотрел на звёздное небо, на душе его была благодать. На рассвете мальчишка с волчонком направились в сторону ерика, где уже много дней он обитал в бывшем волчьем логове.

 Через много лет он объявится у кургана опять и будет приходить сюда в трудные минуты своей жизни. У подножья кургана будет прятать свою добычу, отобранную у подгулявших на ярмарке купцов и зажиточных крестьян. По слободам и сёлам пройдёт слух, что есть в степи, на развилке дорог курган с каменной бабой. Если прижала крестьянина нужда или беда случилась – достаточно попросить у статуи помощи и найдёшь деньгу или колечко с бусами на кургане. Однако, бойся взять лишнего, вмиг накажет каменная баба, или дом спалит или на домашнюю скотину мор падёт.
 
 Мимо кургана тянут возы с солью равнодушные волы, погонщики идут рядом. Проходя мимо кургана, крестятся и низко кланяются. Ветер клонит кусты седой полыни и метёлки ковыля, будто гонит по степи волны. Каменная баба безмолвно смотрит на поднимающийся из-за горизонта огромный диск солнца. Время продолжает свой бег.
 
 Высоко в  весеннем небе поёт свою песню жаворонок. Ему с высоты видно, как к кургану едут на телегах люди, следом за ними движутся, появившиеся здесь недавно, трактора с плугами. Подъехав к кургану, люди стали сооружать из, привезённых с собой от реки, плетней временное жильё. Теперь здесь будет колхозный полевой стан, тут будут жить трактористы, а потом полеводы. Но случившаяся подряд несколько лет засуха надолго отобьёт желание заниматься полевыми работами в этом месте.
 
 Весна сменяет лето, осень вьюжная и многоснежная зима. Через несколько лет опять к кургану едут люди. Но теперь они начинают земляные работы к западу от кургана, ближе к реке. Разровняв участки земли, начинают насыпать вокруг них насыпи. Другая бригада строителей, с помощью экскаватора роет траншеи в виде арыков, по которым вода, подаваемая из реки с помощью насосов, будет доставляться на обустраиваемые полевые чеки.
 
 Строительство чеков, с каждым годом, продвигается всё ближе и ближе к древнему кургану с каменной бабой. На первых поливных чеках уже получили первые хорошие урожаи. В летнюю жару над чеками стоит радуга из миллиардов капель водяной пыли, создаваемой дождевальной установкой. Осенью будет снят рекордный урожай в некогда бесплодной степи.
 
 Настал день, когда техника вплотную подошла к склонам кургана. Экскаватор безжалостно врезается ковшом в пологий склон. Вырванный ком земли пересыпается в бункер скрепера, за ним следующий. Наполнив бункер глиной, экскаваторщик даёт отмашку трактористу, тот направляет трактор со скрепером к сооружаемой дамбе. Следом за ним уже едет трактор с тяжёлыми катками, которые трамбуют и уплотняют слой глины в теле дамбы.
 
 Когда подкоп достиг каменной бабы, она начинает медленно крениться, затем падает навзничь и съезжает прямо к гусеницам экскаватора. Её ковшом аккуратно помещают в кузов подъехавшего самосвала. Каменная глыба будет уложена в основание дамбы для прочности последней, сверху утрамбуют несколько слоёв глины.
 
 Самосвал, подъехав к строящейся дамбе, поднимает кузов, лежащее на боку каменное изваяние съезжает вместе с глиной вниз. Глазницы каменной бабы обращены в бездонную глубину голубого неба. Это последняя картина, которую могло запомнить каменное изваяние, движущийся следом трактор со скрепером, ровным слоем глины засыпает её навсегда. Слой глины сверху каменной глыбы, с каждым разом становится всё толще и толще, всё тише и глуше окружающие звуки. Наконец – тишина.


Рецензии