4. Психология и физиология музыкальной терапии

Использование музыки как инструмента воздействия на организм человека с целью улучшения его физического состояния, как уже говорилось ранее, известно с незапамятных времен. Когда не было еще ни звукозаписи, ни интернета, ни головных телефонов, с помощью которых сейчас чаще всего музыку слушают. Музыка звучала исключительно в «живом» исполнении. Звук воздействовал не только на органы слуха и на мозг человека, но и на все его тело. Поэтому для целей терапии музыку надо слушать не через головные телефоны, а либо в живом исполнении, что предпочтительнее, либо через акустические системы – если программа воспроизводится с какого-то носителя или принимается через канал радиовещания или через интернет. Хотя воздействие только на мозг в определенных случаях тоже может оказывать положительное влияние на организм.
В результате одного из проведённых учеными экспериментов, было установлено, что в зависимости от характера воспринимаемого музыкального произведения существенно меняется ритм сердечной деятельности человека. «Это изменение состояло в том, что в каждом отдельном случае электрокардиограмма испытуемого фиксировала некоторую доминирующую частоту сердечной активности, возникающей под влиянием прослушиваемой музыки. Сердце, несомненно, является весьма чувствительным индикатором эмоционального состояния индивида, так как, находясь под непрерывным контролем центральной нервной системы, оно, по существу, отражает в своём поведении процессы, происходящие в мозге» [81].

     Тем не менее, более эффективным будет совокупное воздействие звуковых колебаний на человеческий организм – как непосредственно на тело, так и на мозг через слуховые органы.

     Человеческое тело – это многорезонансная механическая система, состоящая из множества органов различных размеров, соединенных между собой в функциональные подсистемы. То, что человек живое существо, а не механизм или какая-либо другая механическая конструкция, в данном случае не существенно. Каждый его орган по всем законам физики должен иметь, и имеет свою собственную резонансную частоту, и если воздействовать на него колебаниями, совпадающими с этой частотой, то можно заставить его функционировать более активно. Частоты эти, как правило, лежат в области инфразвуковых колебаний. Например, резонанс сердца как внутреннего органа – 4-6 Гц. Не путать с частотой сокращений сердца, которая, как известно, у здорового человека составляет примерно  1-2 Гц  (60-120 ударов в минуту).Другие внутренние органы также имеют резонансы, которые в основном лежат в диапазоне инфразвуковых частот.
     Резонанс брюшной полости – 4-8 Гц.
     Резонанс желудка – 2-3 Гц.
     Резонанс кишечника – 2-4 Гц.
     Резонанс почек – 6-8 Гц.
     Резонанс рук – 2-5 Гц.
     Резонанс позвоночника – 6 Гц.
     Резонанс глазных яблок – 19 Гц и т.д.
     Более того, резонансные частоты могут иметь не только крупные органы типа желудка или печени, но и самые мелкие капилляры и даже отдельные клетки организма. При анализе воздействия звука на организм человека, исходят только из тех звуков, которые слышит ухо, но забывают о том, что тело способно «слышать», т.е. реагировать на колебания частот, которые лежат далеко за пределами звукового диапазона, который у человека ограничен частотой максимум 20000Гц.
    
     Даже если принимать во внимание только звуки, возбуждаемые музыкальными инструментами и человеческим голосом, то не стоит забывать, что любой источник музыкального звука – струна, труба или вибратор ударного инструмента, кроме основного тона, создают бесконечное множество гармоник. Слышимыми являются только относительно небольшое их количество, остальные, хотя и существуют, находятся вне пределов слышимого диапазона, да и уровни их быстро уменьшаются с увеличением частоты. Но для возбуждения резонансных колебаний высокого уровня и не требуется – достаточно самого ничтожного отклонения от положения равновесия.
Конечно, все это относится не только к звукам музыки и пения, но также и к любым другим звукам, которые мы можем слышать в повседневной жизни. И даже к тем, которые, как мы только что выяснили – не слышим. Все эти звуки способны влиять на функционирование тех или иных органов нашего тела.

     Звукотерапевты с давних времен и по сегодняшний день используют в своей практике гонги, тибетские чаши, колокольчики, различного рода подвески и другие архаические инструменты для помощи в лечении болезней позвоночника, головных болей, мигрени, при бессоннице и болезнях суставов и многих других проблемах со здоровьем. Также применяют все это как средство психотерапии, способное облегчить психические недуги и побороть стресс. Еще древние мудрецы утверждали, что звучание гонга способно передать человеку универсальную жизненную энергию и использовали его, для того, чтобы избавить людей от страха смерти, для обновления и омоложения клеток, для развития интуиции [90-92].

     Если отбросить всякую мистику и посмотреть на такие источники звука с точки зрения науки, то глубокий смысл всего этого становится вполне очевиден. Гонги, колокольчики и все прочее создают при ударе очень широкий спектр акустических колебаний – от самых низких частот до очень высоких, вплоть до неслышимых. Причем резких, раздражающих звуков при ударе не возникает, поскольку удары наносятся специальной дубинкой, обмотанной мягким материалом или толстым слоем меха. Поэтому и звук получается очень деликатный, несмотря на обилие высокочастотных составляющих. Можно предположить, что такой звук способен активизировать практически все органы человеческого тела, вплоть до мельчайших капилляров. Так что благотворное влияние гонготерапии на организм  человека можно считать несомненным и научно обоснованным.

     Кстати, то же самое относится не только к человеческому организму, а и к организмам других живых существ. И не только к животным, но и к растениям. Поэтому когда выясняется, что у коров увеличиваются надои молока при регулярном прослушивании музыки Чайковского, то это отнюдь не означает, что коровы такие уж утонченные меломанки и ценители классической музыки. Просто так получилось, что сочетания звуков и ритмов, содержащиеся в произведениях Чайковского, активизируют работу тех систем в коровьих организмах, которые отвечают за выработку молока. И никаких чудес здесь нет.

     Естественно было бы исследовать этот вопрос и выяснить точно, какими ритмами, звуками и их сочетаниями можно воздействовать на тот или иной орган человека, чтобы активизировать его работу и поддержать в трудную минуту. Потом создать справочники с точными указаниями, какие воздействия требуются для какого органа или для их сочетания. Теоретически это сделать вполне возможно, зная законы распространения звуковых колебаний в различных средах. Однако здесь существует множество сложностей. Прежде всего, размеры и в некоторой степени формы и расположение внутренних органов у разных людей разные и могут отличаться очень значительно. Точно так же, как и внешние части тела, которые мы можем видеть глазами. Во-вторых, при проникновении звуковой волны в организм, она преломляется и меняет свою скорость, т.е. частоту колебаний. А если уж быть точным, то в полном соответствии с принципом Гюйгенса, в организме возникнут вторичные, третичные и прочие волны, которые будут формироваться при каждом переходе из одной среды (тканей органа, расположенного на пути к заданной цели) в другую. Это только в воздухе, коэффициент преломления которого равен 1, скорость распространения звуковой волны равна примерно 343 м/с, а в тканях организма скорость будет гораздо меньше, поэтому дойдет она до нужного органа уже с меньшей частотой. Поскольку невозможно точно предсказать, какой путь ей придется пройти (это может быть толстый дядька, а может быть стройная девушка) и ткани с каким коэффициентом преломления встретятся на ее пути, то неизвестно что за воздействие, в конце концов, получит искомый орган. Поэтому справочники пришлось бы составлять для каждого человека персонально.

     К счастью необходимости в таких скрупулезных исследованиях нет. По крайней мере, для человека. Все параметры воздействия можно определить опытным путем, руководствуясь ощущениями самого человека – объекта воздействия и полученными результатами. К тому же примерные параметры уже известны благодаря усилиям многих поколений музыкальных терапевтов.

     Вышесказанное относится, в основном, к звуковым воздействиям на организм с терапевтическими целями, когда музыку слушают как для создания у пациента нужного настроения, так и для активизации работы каких-то органов внутри его тела или избавления его от какого-то недуга. Разумеется, как мы уже говорили, в этом случае музыка должна звучать из акустических систем, а не из головных телефонов [93-114].


Рецензии