Дети
и наполняйте землю. Быт.1:28
Когда в любящей семье рождаются дети, это огромное счастье, это дар от
Господа. Самое главное на земле после Бога – дети. Родителям нужно всего
около пятнадцати лет посвящения и самопожертвования, чтобы на всю оставшуюся
жизнь избавиться от тревог, беспокойства и обычных невзгод, которые выпадают
на долю немудрых родителей. Если женщина в этот трудный жизненный период
подарит всю свою заботу и любовь мужу и детям, а муж, основной долг которого -
обеспечение семьи, безопасность и наставление с любовью, будет таковым на деле,
то этот нелегкий этап для них станет самым счастливым и плодотворным.
А вот что пишет врач-педиатр Абдурагимова Д.З.: «Все, что заложено в детстве,
особенно до пяти лет, остается на всю жизнь. Домашний труд — это начальный этап,
от которого зависят дальнейшие успехи и комфорт личного существования ребенка.
Стремление продлить беззаботное детство может только навредить полноценному
развитию ребёнка. Как только ребёнок научился ходить и говорить, ему уже можно
давать легкие задания по дому, которые постепенно приучат его к труду во всех
смыслах этого слова. В этом возрасте все успехи начинаются с подражания.
Полуторагодовалый ребёнок с удовольствием повторяет за родителями их
действия, когда те трудятся по хозяйству. Пусть выполняет он это неумело
или все роняя и проливая. Со стороны родителей важно правильно реагировать
на эти действия и не отбить у ребёнка охоту трудиться. Надо подобрать для
него те виды работ, которые будут ему интересны, окажутся по силам и
нанесут наименьший урон домашней обстановке. Можно, например, дать ребёнку
салфетку и попросить вытереть мокрое пятно с пола, аккуратно расставить в
прихожей свою обувь, убрать на полку игрушки. Конечно, предварительно надо
показать, как это делать. Не забудьте, где надо похвалить, где надо подыграть ребёнку.
Маленькие обязанности переходят в самую полезную и увлекательную игру.
Тем более, что делать все придется вместе, а ребенку делать вместе всегда
интереснее, чем выполнять указания со стороны. Малыш доверяет своим родителям,
и, если те поручили ему что-то сделать, у ребенка появляется уверенность,
что он может это выполнить. Поначалу освоение этих простых навыков вряд ли
можно назвать лёгкими, но ради важнейшей цели — дать почувствовать ребёнку
себя нужным и полезным, стоит постараться».
Ребенок с первых лет очень любознателен и любопытен, поэтому ему
позволительно нечаянно разбить чашку, из любопытства рассыпать крупу
или в творческом порыве разукрасить фломастерами компьютер.
За совершение этих и других неожиданных, но познавательных дел
важно сначала выразить родительское удивление. Только после этого
вместе с ребенком порассуждать над ситуацией.
Также для развития и будущего счастья и здоровья ребенка родители
устанавливают и самые жесткие рамки. Как мать, так и отец терпеливо и
неукоснительно прививают детям полезные навыки: личную гигиену,
здоровые пищевые привычки, засыпание не позднее 22 часов.
А еще ребенок должен знать – у каждой вещи есть свое место.
Главная сила родителей – долготерпение, это первое качество любви,
чтобы спокойно и твердо направлять ребенка к полезным навыкам,
невзирая на его возможные капризы.
Родители сами подают детям пример отзывчивости, бескорыстия,
уважения к любому человеку, но ненависти ко греху.
Свободное время детей стоит заполнить дополнительными занятиями: шахматы,
музыка, спорт, языки, чтение. Занятость позволяет ребенку развить в себе
организованность и разумное отношение ко времени. Эти качества
стимулируют ребенка к достижению целей, которые с возрастом переходят в
более значительные.
А если приходится наказывать, чтобы не возникли комплексы в разуме ребенка,
мудрые родители осуждают плохой поступок, а не самого ребенка.
Например, «Это на тебя непохоже, ты такая добрая девочка, а маркером не
поделилась со своим братом и жадность – плохое качество», или за полученную
тройку или даже четверку: «Я знаю, что ты способен на большее».
Слово «наказывать» в русском языке не связано с физическим наказанием,
но значение его - «наставлять, говорить, давать наказ».
Мудрые родители ежедневно выражают свою любовь через объятия,
добрый взгляд, всегда найдут, за что поблагодарить и похвалить дитя.
Разумная похвала и мудрое наставление поднимают самооценку ребенка,
придают уверенности в собственных силах и желание становиться лучше.
Критика же сделает его неуверенным в себе человеком с заниженной самооценкой,
что очень негативно повлияет на личность и развитие ребенка.
Важно ежедневно уделять время, чтобы внимательно выслушать ребенка
и поддержать его. Ребенку очень нужно сочувствие и понимание родителей,
потому что, если ребенок чувствует родительскую поддержку то, он сам
стремится оценивать свое поведение и старается не повторять ошибки,
если они были. Если ребенок не найдет понимания и сочувствия родителей
в детстве, то в подростковом возрасте он найдет поддержку в другом,
чаще небезопасном месте. Хорошее время для бесед, когда ребенок спокоен
и чем-то занят, или перед сном.
Еще позвольте ребенку думать самостоятельно. Рассуждая вместе с ним
над какой-то ситуацией и задавая наводящие вопросы, ради чего мы делаем то
или иное и что ожидает человека в будущем, в результате сделанного выбора.
Например, почему мы должны уважительно относиться ко всем людям?
Потому что люди глупыми не рождаются, а становятся из-за неправильного
воспитания или будучи подвержены негативному влиянию. Лучше посочувствовать
страдальцам, которые не подходят под наши стандарты. Осуждая других людей,
мы приносим вред своему мозгу, а еще, сами можем попасть под осуждение.
Или, почему мы с утра и перед сном чистим зубы? Это устранение неприятного
запаха, борьба с бактериями, которые разрушают и зубы, и десны. Иметь больные
зубы мучительно, некрасиво и противно. Ребенок, научившись рассуждать и
делать выводы, начнет сам принимать правильные решения.
«Воспитание детей – это мудрое ограничение. Ребенок должен понять,
что есть три вещи: можно, нельзя, надо», - писал В.А. Сухомлинский.
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите,
[таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою]
и вам будут мерить. Мтф.7:1,2
И главное, основываясь на особенностях ребенка, помочь ему выбрать дело,
которое он полюбит и которому сможет посвятить свою жизнь, принося пользу людям.
Но оно будет, конечно, на третьем месте после Бога и семьи.
А здесь просто незаменима помощь отца.
"И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте
их в учении и наставлении Господнем". Еф.6:4
Мужская поддержка очень важна для детей, с помощью отца ребенок –
и мальчик, и девочка – познает свои сильные и слабые стороны.
Рядом с отцом узнаёт, как действует закон и благодать, что нужно быть
строгими к себе, а милость проявлять к окружающим.
"Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него –
быть снисходительным к проступкам". Притч.19:11
Отец относится к ребенку с большим уважением. Именно благодаря отцу
у сына формируется ответственность за собственные слова и действия.
А для девочки, как отмечал Карл Густав Юнг, «позитивная связь с отцом
пробуждает духовность, интерес к умственной деятельности, живость ума.
Такие женщины не похожи на других, которые делают все только для того
чтобы внешне понравиться мужчинам».
Если до двенадцати лет воспитание пройдено плодотворно, то уже после
двенадцати отношения ребенка и родителей переходят в дружеские, доверительные.
Задача отца – создать безопасный мир для детей, где они будут чувствовать себя
уверенно и спокойно. Тогда дети будут воспринимать общество как нечто важное.
У ребенка будет стремление преодолеть все трудности и отыскать свое призвание.
Отец должен признавать и одобрять ребенка за хорошие поступки и поведение,
хвалить даже за небольшие достижения. Это будет способствовать формированию
здоровой самооценки.
"Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму,
потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей,
и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни
заповеди мои, и живи". Притч.4:1-5
"Что плавильня - для серебра, горнило - для золота, то для человека
уста, которые хвалят его". Притч.27:21
Хороший пример для подражания – еврейские семьи. Кстати, никогда
нельзя забывать, что мать Иисуса Христа была еврейкой, а для евреев
всегда приоритетным делом было благополучие и здоровье их потомства.
Благодаря этому они со всей ответственностью подходят к воспитанию
собственных детей. Евреи всегда учатся быть хорошими родителями. Важная
информация по построению семьи у них постоянно дополняется. Они,
поколение за поколением, передают все лучшее своим детям. Ни в одной
национальности так не вдохновляют своих детей, как евреи.
Самое распространённое у них порицание: «Я знаю, ты можешь лучше».
Поэтому нет ничего удивительного в том, что евреи, составляя всего 0,2%
человечества, в ХХ веке получили 58% Нобелевских премий и 32% в начале ХХI века.
Евреи твердо, непоколебимо и без особых эмоций направляют ребенка в
нужное русло. Они отлично понимают, если ребенку не привить полезную
привычку, у него появится вредная.
Известный специалист по воспитанию детей и семейным отношениям
Ашер Кушнир говорил: «Единственное самое важное и нужное в жизни -
как быть мужем и женой, как быть родителями, этому нигде ни обучают…
Откуда знать родителям, что делать с собственными детьми. Когда сказать,
а когда промолчать, когда разрешить, а когда запретить. Это не приходит
само собой по инерции или по интуиции, всему этому надо учиться».
Свидетельство о публикации №224051300462