Ахматова vs Брик
На Ахматову, по праву считавшуюся императрицей русской поэзии не смотрели как на роковую красавицу, она всегда была больше того, что смертные издревле относили к «классическому канону красоты».
Анна Андреевна обволакивала помещение, в котором находилась каким-то любовным чародейством, порой ее муж, поэт Гумилев восклицал в сердцах: «Угораздило меня жениться на ведьме».
Где бы ни появлялась Лиля Юрьевна Брик, она источала порочное сладострастие, почувствовав которое мужчины едва не падали и не укладывались сами собой в штабеля. Чем привораживала светских самцов эта сутулая, большеголовая женщина с потасканным лицом и нервным тиком глаз до сих пор сложно объяснить.
Ахматова ненавидела наглые глаза Брик, а Маяковский сравнивал их с двумя могилами подготовленными гробокопателями. Михаил Пришвин сожалел, что Брик не жила во времена Гоголя, вот с кого Николаю Васильевичу следовало списывать такую отчетливую, всамделишную ведьму.
Практически все возлюбленные Лили плохо кончили, может быть, потому что в Москве шептались, что Брики работают в «ЧК». Пастернак вспоминал, что все боялись получить от «Лили и Оси» приглашение на ужин, идти никому не хотелось, а прислать отказ было нельзя. Порой приглашение к столу затягивалась, и Лиля Юрьевна с улыбкой говорила: «Ося задерживается на встрече с председателем ОГПУ товарищем Менжинским».
Сначала гости думали, что это шутка на грани фола, но потом стали к ней относиться как к правде.
Многих гостей у Бриков настораживали вплетенные в посиделки сатанинские мотивы, развешенные маски козлов, оды Бафомету и прославление иных жизнерадостных хвостатых сатиров.
Ахматова любила принимать гостей, или приходить с визитом в чем-то струящемся-змеевидном. Выпив вина, поэтесса ставила на полу коробок с вертикально торчащей спичкой, противоестественно перегибалась и зубами вытаскивала ее из импровизированной подставки.
Говорили, что в плаванье и гимнастике Анне Андреевне не было равных. После ее уникальных «змеиных» номеров поэтесса с каким-то мистическим шипением читала свои стихи, написанные в 1910 году:
«В комнате моей живет красивая
Медленная черная змея;
Как и я, такая же ленивая
И холодная, как я.
Вечером слагаю сказки чудные
На ковре у красного огня,
А она глазами изумрудными
Равнодушно смотрит на меня.
Ночью слышат стонущие жалобы
Мертвые, немые образа...
Я иного, верно, пожелала бы,
Если б не змеиные глаза.
Только утром снова я, покорная,
Таю, словно тонкая свеча...
И тогда сползает лента черная
С низко обнаженного плеча».
Этих женщин объединяло то, что они были несчастны в официальных, гражданских и смешанных браках. Интим Ахматовой и Гумелева закончился в 1912 году с рождением сына Левушки, а Брики стали «верными друзьями» спустя год после свадьбы благословленной старым московским раввином.
Ахматову влекли мужчины с активным творческим началом, Брик предпочитала кавалеров, обладавших властью, деньгами и возможностями. Глобально-рабскую любовь Маяковского к Брик и его странную смерть Ахматова оценила, одной колючей фразой: «Не нужно было с Лилькиными чекистами шашни водить».
Ахматова знала себе цену и никогда не называла ее, а Брик мало того что безбожно завышала расценки, так еще и не стеснялась озвучивать их.
Лилия Юрьвна впитавшая с молоком матери многотысячелетний опыт своих гонимых предков, за счет связей с чекистами помогала Маяковскому получать большие отечественные и западные контракты, зная, что обратно ей вернется львиная доля гонораров поэта в виде денежных подношений и дорогих подарков.
Брик занималась постоянным «апгрейдом» своего ручного поэта. С ее подачи Маяковский стал стильно одеваться, обзавелся дорогим чемоданом с инициалами «W.M.», и вставными белоснежными фарфоровыми зубами.
После смерти Маяковский часто являлся ей во снах, сюжет которых из раза в раз повторялся, вложив в руку любимой роковой маузер «модели 1914 года» поэт говорил: «Киска моя от судьбы не уйдешь, настанет день, сделаешь то же самое».
После расстрела Николая Гумилева в 1921 году Ахматова не раз говорила друзьям, что Коленька не только защищает ее с небес, но и надиктовывает божественные строчки, покуда он молчит, она и не берет перо в руку.
За 10 дней до расстрела мужа Анна Андреевна записала в своем блокноте:
«Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля».
В 1922-1923 гг. Ахматова и Брик не поделили любовь критика и историка искусства Николая Пунина. В той схватке победила Ахматова, прожившая с Пуниным и его официальной женой 15 мучительных лет.
Пунину разрыв с Брик дался очень сложно, в нескольких любовных баталиях состоявшихся между ними он оценил «Л.Б.» «как женщину узнавшую любовь не понаслышке, крепкую наездницу, балованную кокетку, гордую и выдержанную аристократку, которая так хорошо и отчаянно любит».
Лилия Юрьевна, менявшая мужчин без сожаления как перчатки, так и не простила Пунину, что у него хватило сил отказаться от союза с ней, ради «тройственного союза» с Ахматовой.
В 1976 году в парижском ресторане «Maxim’s» французский модельер Ив Сен-Лоран устроил торжества по случаю 85-летия неувядающей советской красавицы Лили Юрьевны Брик. Достаточно будет сказать, что среди гостей присутствовали Филипп де Ротшильд и его жена Паулина.
Весной 1978 Лиля Юрьвна на переделкинской даче сломала шейку бедра. Став обездвиженной суперактивная женщина захандрила.
4 августа 1978 года дождавшись, когда ее третий официальный и самый «долгий» супруг Василий Абгарович Катанян уехал в Москву, Лиля Брик отравилась, приняв убойную дозу «быстрого» снотворного.
По завещанию супруги Катанян развеял прах любимой на краю звенигородского леса у села Волково. Позже на этом месте установили большой светлый валун с выбитыми инициалами «ЛЮБ» - Лиля Юрьевна Брик, или неоконченным последним признанием «ЛЮБЛЮ».
Свидетельство о публикации №224051300491