Дом для Робинзона Крузо

«Дом Робинзона Крузо» - концепция парковой летней эстрады для гастролирующих солистов. Предположительное размещение – Соляной Сад города Череповца, где Николай Николаевич Робинзон-Крузо в детстве выступал с церковным хором.

Н.Н.Робинзон-Крузо (1887-1974) – известный в советское время оперный солист-тенор Николай Крузо. Работая в разных театрах (в том числе Большом) он исполнил десятки главных ролей в знаковых операх, гастролируя по всей стране, в том числе на фронтах Великой Отечественной войны. В конце земной жизни маэстро передавал свои знания и умения молодёжи в московских ДК.

Идея разработки концепции возникла после ознакомления с архивом певца, переданном мне в научных целях архитектором Владимиром Беловым. В 1983 году коллега буквально эвакуировал брошенные бумаги из расселённого московского общежития. История неустроенного быта Заслуженного работника культуры РСФСР, его задокументированные попытки решить пресловутый «жилищный вопрос» навели меня на мысль создать символический приют для его души. Как нельзя кстати в 2019 году был объявлен международный конкурс «Убежище для души» в Сеуле, предполагающий создание одноместного мобильного жилища, «укрытия для беженцев, социальных одиночек...»

В архитектурной концепции Дом представляет собой символическую круглую остров-эстраду, выполненную из деревянных конструкций. Под ступенчатой кровлей, облицованной палубной доской, располагается укромное жилище-студия (гримёрка), около 20 м2 с выходом на «капитанский мостик». Таким образом, Солист может найти здесь возможность и укрыться, и излить свою душу перед публикой. Ступени нисходят к декоративному водоёму, напоминающему о морских приключениях Робинзона. Не только литературного героя Даниэля Дефо, но и непоседливого в юности отца оперного солиста (согласно семейной легенде, именно этому авантюристу-мореплавателю капитан сменил фамилию Фокин на столь экзотический вариант). Приподнятая "задняя" часть эстрады, наподобие театральной тумбы, облицована панелями-афишами с силуэтами и именами 22-х главных персонажей-перевоплощений из репертуара Николая Крузо.

Понятно, что первая и самая главная (вынужденная) роль нашего героя - Робинзон Крузо - литературный персонаж не столько приключенческого, сколь философского романа Даниэля Дефо. Приобретённая когда-то фамилия - постоянное напоминание об этом. И очевидно в нашем арт-объекте это тоже должно быть зафиксировано, именно как олицетворение семейного псевдонима Фокиных.

В иллюстрациях с конкурсного планшета «Дом Робинзона Крузо» дополнен портретом литературного героя и информационной панелью для сопровождения сольных выступлений артистов, а также ознакомления посетителей парка с жизнью и удивительными приключениями их земляка – Николая Николаевича Робинзона-Крузо из крестьянского рода Фокиных.*

     13.05.2024 Москва

* Примечания:

Интересно, что творческий псевдоним Николая Крузо созвучен фамилии известного итальянского тенора Энрико Карузо, который исторически немного «опередил» нашего соотечественника (1873-1921). Репертуары двух артистов включают общих персонажей – в их числе Фауст, Дон Жуан, Ромео… В некотором смысле артист Николай Фокин одновременно играл (по жизни) Робинзона Крузо и Энрико Карузо, а также (поочерёдно на сцене) более чем 22 оперных персонажа.

Также любопытно, что Николаю Николаевичу Робинзон-Крузо не довелось исполнить роль самого Робинзона Крузо из одноимённой комической оперы Жака Оффенбаха. Гипотетически можно объяснить это серьёзным отношением нашего солиста к религиозно-философскому произведению Даниэля Дефо да и вообще неучастием в «легкомысленных» опереточных постановках. Зато в этом амплуа преуспела его дочь Екатерина, выпускница Театрально-музыкального училища им. Скрябина.

Судя по сохранившимся письмам, Н.Н.Робинзон-Крузо после переезда из С-Петербурга мог проживать в Москве по трём адресам:
– ул. Горького/Тверская, 19, кв. 184 (время не установлено),
– Курсовой пер. 4, кв. 9 (письма 1951 г.),
– Фрунзенский Вал, 2, кв. 63 (письма 1973 г.).
Ныне прах известного оперного певца покоится в колумбарии Новодевичьего кладбища Москвы вместе с его женой Мариной Алексеевной (1884-1936).
Бесхозные остатки содержательного архива артиста обнаружены в 1983 году В.А.Беловым в бывшем общежитии на ул. Новоалексеевская, 19/2, на 4 этаже. Возможно, здесь проживали сын или дочь артиста. Сегодня это офисный комплекс.

Очевидно, склонность к тщательному сохранению своих документов, вплоть до самых мелких бумажек, была приобретена Николаем Николаевичем во время работы в Архиве Петроградского военного округа. К 1918 году Начальник Окружного Архива, Коллежский Регистратор Н.Н.Робинзон-Крузо был удостоен Золотой медали «За усердие» на Аннинской ленте, медали за выполнение всеобщей мобилизации 1914 года, медалей в память 100-летия Отечественной войны и 300-летия царствования дома Романовых, французской светло-бронзовой медали за 1911 год и нагрудного знака в память 100-летия Штаба войск Гвардии и Петроградского военного округа.

О том, что Николай Николаевич на военной службе не оставлял занятий вокалом, свидетельствует Программа танцевального вечера их штабного коллектива. Здесь он исполнял романсы «Дремлют плакучие ивы», «Пой, ласточка, пой». А сценический дебют его состоялся 14 сентября 1918 года в хоре Михайловского театра в Лирических сценах из «Евгения Онегина».


Рецензии
Со временем надеюсь продолжить публикации об этом незаурядном человеке. В частности, интересно было бы узнать, продолжил ли Николай Николаевич в Москве (может быть, на закате своей жизни) пение в церковном хоре...

Константин Савкин   13.05.2024 14:32     Заявить о нарушении