Путевые заметки. Неудавшаяся командировка

То, чего я опасался, «не попались бы шумливые попутчики с бутылкой», случилось. Новобрачные, Артур без билета, его не протрезвевшая после свадьбы молодая жена с билетом на нижнюю полку в свадебном платье, на пальце обручальное кольцо, которое она невзначай демонстрирует окружающим гордая званием молодой жены, и ее подруга свидетельница на свадьбе. Артур армянин, говорит почти без акцента. Четвертый случайный попутчик с билетом представился Львом, похож на еврея. Все мы едем в Минск. Девушки утешают Артура, жалующегося на тяжелую жизнь. На столе появляется бутылка импортного муската, вероятно, оставшаяся после свадьбы, и захватанный граненный стакан. Проводница заглядывает в купе, строго говорит: —Уберите со стола. Спрячьте. Она постреливает подведенными тушью глазами на Артура, приглашает его пройти с ней, она нашла ему свободное местечко, скользит взглядом по мне и по Льву. Я опускаю глаза, думаю, почему невеста не замечает глаза проводницы, зовущие Артура. Артур обещает зайти позже, и проводница уходит. После недолгого жеманства Лев выпивает сто граммов муската, я тоже, пьем из одного стакана по очереди. Девушки и Артур допивают бутылку, и начинают разговор о пьянстве.   
—Как мне не гнать вино, —говорит Артур, —если государство у меня виноград покупает по семь копеек. Да я его за эти копейки лучше выброшу.
Патриотически настроенные девушки обвиняют Артура в частнособственнических инстинктах. Лев делает круглые глаза в сторону подруги молодой жены, показывая свой интерес к ее молодому телу и рассказывает несколько печальных историй со смертельным концом. Подруга скучнеет и переводит заинтересованный в мужском внимании взгляд на меня. Я трусливо опускаю глаза. Девушки с Артуром уходят курить. В купе заглядывает смазливая проводница в поисках Артура, не находит, говорит нам со Львом, —безбилетников высажу, —оглядывает купе, —я ему и место нашла. Высажу, —закрывает дверь.
Спать первыми ложатся молодожены на одну нижнюю полку, подруга на соседнюю, я и Лев забираемся на верхние полки. Внизу шебаршатся молодожены, засыпает подруга, ворочается Лев, изнывая от желания спуститься с полки и прикорнуть рядом с подругой новобрачной, я засыпаю и среди ночи просыпаюсь от громкого смеха, пытаюсь до утра заснуть, не выспавшись, утром слезаю со своей полки. Новобрачная сама скромность, опускает глаза передо мной, случайным попутчиком, Лев уговаривает подругу остановиться у него, он живет один в двухкомнатной квартире в Минске, Артур поминает сослуживца по армии, которому надо позвонить, но телефона не помнит. Я первым выхожу из вагона.
Управление Белорусской железной дороги. Похоже, меня не ждали. Рассказываю Главному инженеру службы пути о задаче, которую предполагаем решить на дороге, о том, что перед поездкой рассказали идею и задачу ее реализации его подчиненному Павлову, побывавшему у нас в командировке. Павлов заинтересовался нашей идеей, пригласил приехать к вам.
—Поэтому я и приехал, —говорю. Главный инженер отвечает, что Павлов доложил об идеи как о своем предложение и о нашем разговоре не докладывал. Он вызывает начальника технического отдела, я повторяю свои предложения, начальник, выслушав, отвечает, поглядывая на Главного инженера в поиске поддержки, что без технико-экономического обоснования, доказывающего реальную возможность сократить людей после практической реализации вашей задачи, принимать предложения к реализации не будет.
—Попробуйте решить вот такую задачу, —он расписывает задачу не по тематики нашей лаборатории. Вежливо отказываюсь словами, «надо подумать» и иду в 107 комнату за направлением в дом отдыха локомотивных бригад. Люкс на двоих, сосед живет третий месяц, ожидает обещанную квартиру, раздражен, не представился, не сказал, кем и где работает. Вычислительный центр Белорусской железной дороги недалеко от дома отдыха, где я остановился. Заместитель начальника ВЦ Короткевич любезен, нашли с ним точки соприкосновения – глупость путейцев и особенно Павлова как одного из ярких их представителей. Он говорит наболевшее:
—Скажите им, что вся система ВЦ не типовая, программы за два месяца не пишутся и не внедряются, нет людей, кто будет передавать информацию, всех сократили. Пусть путейцы купят компьютеры, сажают своих операторов и работают. Он провел меня по вычислительному центру, попутно рассказывая о решаемых задачах контроля порожних вагонов, поступления под выгрузку, разгрузку, на прощание спросил, где я устроился, посетовал:
—А начальнику отдела ПТКБ АСУЖТ Орлюку места не нашлось.
Я пожал плечами. Общее впечатление о неудавшейся командировке: Белорусская железная дорога во всем хочет быть передовой, свалившаяся на нее слава лучшей в СССР дороги, преимущество объединения дороги в пределах республики, при котором начальник дороги - министр республики, а также неявный, но все же, прослеживается, национализм привели к: «мы все решаем сами, ничего нам от Москвы не надо».
На следующий день уехал, возвращался в купе с пожилой семейной парой и молодым человеком всю дорогу, спавшим на верхней полке, слушал рассказы пары о партизанских деревнях во время войны, не видавших за всю войну ни одного немца, о национальных качествах белорусов – трудолюбии.
Приехав домой, написал этот текст, бросил в архив и спустя сорок лет нашел в куче пожелтевших бумаг, пожалел, что редко записывал путевые впечатления, и набрал текст на компьютере.
17 – 21 марта 1982 г. Минск


Рецензии