Религиозная вера, логика и потребность

С верой всегда беда в том, что её трудно выразить в словах. Тем более, что высказанное дао - не есть истинное дао. Всегда можно отступить в тень истинного дао и сказать критикам: мне не вполне удалось выразить себя.

С одной стороны, если есть желание, или задача, беседовать о вере, приходится прибегать к словам. С другой стороны, слова - всегда потеря.

Что не так с верой? Или таким вот образом: что не так с верующими? Трудность в их недовольстве, которое, похоже, выдаёт с головой их неверие, по причине нелогичности такого недовольства. То есть, да, человек, называющий себя верующим в религиозные догмы, бывает недовольным, и это как правило. И что же тут нелогичного?

Штука в том, что религиозные догмы обычно прописаны, то есть, можно отыскать источник, где будут формулировки с использованием слов, священное писание этой религии. Оттуда обычно можно уяснить догму о существовании некой силы, сотворившей всё. Силе этой приписывается способность всеведения, вседержительности, и так далее. То есть, силы, сотворившие всё сущее, включая и наш мир, всеведущи и знают, что делают. Другими словами, всё происходящее - по воле этих сил. Религии обычно призывают поклоняться таким силам, признавая их верховенство, их всеведущесть, их высшее (недоступное людям) знание того, что эти силы творят.

Мысля таким образом, приходим к логичности того, что всё происходящее, без всякого исключения, не имеет смысла критиковать, и нет смысла быть недовольным, так как всё происходящее - по воле творящих всё сущее сил. С другой же стороны, само это недовольство - тоже есть часть происходящего, таким образом, если уж недовольство произошло, то и это не запрещается творящими силами, в противном случае этого бы просто не произошло.

Что можно из сказанного умозаключить? Можно пойти вот каким путём. Не имеет смысла, с учётом сказанного, навязывать людям своё мировоззрение, так как по воле творящих сил такое навязывание, рано или поздно, будет преодолено. С другой стороны, само это навязывание, само желание утверждать - тоже проявляется, а раз так, тоже не запрещается творящими силами. Как только что-либо проявилось, тут же не запрещается. И куда это нас приводит?

Можно ещё добавить, что в своём описании я не избегнул отчасти персонификации творящих сил, описывая их в терминах "по воле творящих всё сущее сил" или же "не запрещается творящими силами", а как на самом деле - мне неизвестно.

Можно также признать, что вообще все мои формулировки - только предположения, а как на самом деле, мне неизвестно.

С другой стороны, в памяти человечества запечатлены события, и я эти события пытаюсь осмысливать, что и приводит к предположениям. Кроме событий как таковых, существуют концепции, такие как религиозные, их я пытаюсь осмысливать тоже.

В религиях обычно сообщается больше информации, нежели догма о существовании высших сил. Обычно высшим силам также приписывают тенденции, характеризующие их, например "Бог есть Любовь". Именно этот тезис более всего противоречит типичным реакциями недовольства со стороны верующих по отношению к ближним.

И в самом деле, если это утверждение истинно, о том, что "Бог есть Любовь", и также заповедано всеми силами следовать этой догме, следуя примеру Бога, то недовольство ближними выглядит странно, нелогично. Верующие выглядят так, что они не всесторонне верят в этот тезис, и не всесторонне ему следуют, а только используют его, чтобы сказать ближним, мол, почему это вы, ближние, не следуете тезису "Бог есть Любовь", мы, верующие, недовольны этим. Так выглядит это недовольство.

Если верить, что "Бог есть Любовь", и верить, что этому заповедано следовать, то логично принимать любого ближнего в любом виде, по той причине, что этот ближний тоже по воле Бога, по воле высших сил существует, и не роптать, и не критиковать ближнего, уважая проявление воли Бога в ближнем.

Что же происходит обычно? Верующие недовольны теми, кого полагают неверующими, или кого полагают верующими не в то, что они считают правильным. Тогда такие верующие разделяют уже людей на верных и неверных, а себе дают право судить, кто от Бога, а кто - нет, и выражать это недовольством. А иногда и до крестовых походов доходит. Одни люди собираются убивать других за их, других, неверность. Разве это следование тезису "Бог есть Любовь"? Нелогично же.

Почему вообще, если "Бог есть Любовь", верующий в этот тезис, вкупе с тем, что надо самому быть проводником и практиком тезиса "Бог есть Любовь", почему тогда верующий это позволяет себе недовольство? Выходит, вера даёт сбой, и позволяет судить, позволяет гордыню - действия по осуждению и наказанию других за их якобы неверность. Но тогда это не любовь, тогда это инструмент войны, способ видеть в ближнем не ближнего, а чужого, способ отчуждения ближнего и способ обесценить ближнего в себе до возможности ближнего судить, наказывать и даже лишать жизни.

Тогда встаёт вопрос о потребностях. Это отдельный большой разговор, но кратко можно сказать следующее. Что бы человек ни говорил о себе, возникает путаница, если отделять это от действий человека. Человек называет себя верующим, притом, требует уважения и неприкосновенности своих религиозных чувств, а дальше такой человек идёт и с громкими лозунгами делает вещи, противоречащие сути той религии, которую он якобы принял.

Вот я и спрашиваю: а есть ли хотя бы один подлинно верующий на Земле? Или это название показывает, скорее, потребности человека? Потребность в поклонении - тогда человек идёт и поклоняется. Затем может возобладать скрытая потребность в насилии, и вот уже такой человек творит насилие. Однако, назвавшись религиозным, такой человек вынужден как-то увязывать свои действия с тем, кем он себя заявил, и вот тут можно наблюдать замечательную изворотливость ума в попытках увязать противоречия.

Есть ли логичное решение таких противоречий?


Рецензии
Хорошие рассуждения, хотя и многословные!
И наверняка истинно верующие это только фанатики, а таких очень мало!
А остальные верующие просто играют в веру, когда им это нравится...

Виктор Гаврилов Степ   14.05.2024 05:51     Заявить о нарушении
Спасибо. Всё верно, многословные, тому есть причины - я проговариваю и как бы распаковываю, разворачиваю довольно простую с виду мысль-зародыш, смотря, как она стыкуется с остальным "миром", и заодно осматриваюсь и пытаюсь и в читателе вызвать это чувство - осмотреть всё и проверить, а всё ли верно, не упущено ли чего?

Феронин   15.05.2024 06:22   Заявить о нарушении
Хороший ответ, и я с ним полностью согласен!
Но в этом принципе есть наверно и проблема для читающих? Ведь если мысль понятна, и без пояснения, то пояснение затеняет саму мысль, и она не откладывается в сознании читающего, потому что следом идёт так же понятная мысль и опять с пояснением..., и текст читается и сразу забывается...
И поэтому я стараюсь давать только одну мысль с пояснением, и тогда только она и будет запоминаться и обсуждаться...

Виктор Гаврилов Степ   15.05.2024 07:29   Заявить о нарушении
Тут многое зависит от читателя. Исходя из своего опыта, я сталкиваюсь с тем, что люди излишне кратки, их мысль можно понять и так, и этак, а зачастую настолько кратки, что и мысль толком не оформлена, это я называю "автор поговорил сам с собой".

Представьте, что Вы смотрите на картину на стене Вашей квартиры, и Вам звонят в этот момент по телефону, и Вы делитесь радостью - у меня есть новая картина, она такая ... нет слов как нравится, и очень хороша. Вроде бы мысль оформлена кратко, но никакого представления о содержании картины не возникает. Собеседник может спросить - а что на картине. В ответ: там такая хорошая техника, такая убедительная... в общем, все бы так рисовали!

Понимаете? Краткость часто во вред. Могут поддакнуть, но есть ли уверенность, чему именно?

Мне, например, небезразлично, поняли меня верно, или же недопоняли. Отсюда и раскрытие нюансов.

А всем не угодишь. И как раз, зачастую, те, кто желали меня менять, переформатировать, при ближайшем рассмотрении единомышленниками не оказывались. Так зачем же стремиться быть понятным тем, кто, на самом деле, не понимает во мне чего-то такого, что ясно именно из чтения моих многословных текстов?

Проще говоря, умение хорошо слышать (не путать с "хорошо слушать") - редкое качество.

Феронин   19.05.2024 19:11   Заявить о нарушении
Похоже, что мою мысль вы не поняли...

И насчёт картины, ваш пример не корректен, ведь картину чаще
оценивают эмоционально, а не умом... Это наверно так же как
"оценивают" лицо незнакомого человека, ведь его не разглядывают
подетально (овал, глаза, нос, губы...), а воспринимают его
как нечто целое, просто как "картинку"...

А вот текст, невозможно никак воспринимать, пока он не прочитан
и не обработан мозгом! А большой текст, чаще, после прочтения
воспринимается именно эмоционально, без детальной проработки,
а значит он и бесполезен, и часто даже вреден, если это например
проповедь священника или демагогия политика... так как основные
мысли мозг не выделил, а если и выделил то только эмоционально...

Виктор Гаврилов Степ   20.05.2024 04:02   Заявить о нарушении
Хуже того, похоже, мы вообще не понимаем друг друга! :)

Например, в чём была суть моего примера с картиной? В том, что есть внутренняя картина, внутри человека, в его душе. Не буквальная картина, а я сравнил ощущение человеком себя с наблюдением картины, которую видеть может только он, этот человек. И когда такой человек пытается передать свои ощущения от своей внутренней картины, выразить себя, такой человек сталкивается с проблемой - передача сильно затруднена. Его могут не понять. Или могут поддакнуть с полуслова, а позже выяснится, что поддакнули совсем другому образу-домыслу, быстро сформированному у слушателя-приёмника, но не совпадающему по сути с тем, что пытался выразить наш первый человек-передатчик.

И я это очень хорошо понимаю, эту двусмысленность, много-смысленность, эти разные возможности, когда формулирую кратко. Хуже того, я сам, когда перечитываю себя сам, если я записал свои мысли кратко, то тоже могу впасть в домысел самого себя, ведь дьявол (как и Бог) - в деталях. И эти детали могут поменять всё. Есть хороший пример, когда человек смотрит на изгородь, и не знает, подключен ли к ней электрический ток, или нет. Одна эта деталь с током меняет суть всей конструкции, а узнать её при помощи взгляда - невозможно.

Вот поэтому тоже я старательно записываю детали, если есть на то силы и возможность - потому, что я вижу эти разные смыслы наперёд, когда пишу, можно и так понять, и этак, и ещё вот так. Если Вы их не видите, эти разные смыслы, как электрический ток не виден при взгляде на изгородь - не значит, что их вовсе нет.

Феронин   20.05.2024 06:16   Заявить о нарушении
Так что мысль Вашу я понял. Но у меня не стоит задачи быть понятным всем, в связи с чем я и уточняю детали, для тех, кто способен понимать более сложные мысли. А остальным, если они до такой степени уже просты, как Вы говорите, что им что-то там затеняет и мешает, и неспособны понимать сложность, то тут уже ничемне помочь, да и неинтересно это. У человека должна быть и своя мера ответственности в понимании, если человеку интересно в принципе.

Помню, очень сложные тексты встречались мне иногда. Я возвращался и перечитывал, снова и снова, пока не уяснял суть. И что же, у меня возникали претензии к автору, мол, можно было то же самое, но проще? В том и дело, что нельзя было. Есть вещи, которые не выразить проще. И претензий к этому нет. Если или понимание, что слишком сложно, или радость, когда сложность всё-таки далась.

Догадываюсь, что Вы не относите этот мой текст к таким сложным. Скорее, он у Вас воспринимается как занудный, с ненужными повторениями, которые можно было бы выразить и проще. Тут можно посмотреть по-разному. Во-первых, повторение, как известно, мать учения, если текст читается с желанием что-то понять новое, или же получше всмотреться в, казалось бы, известное, что я, собственно, и делаю, своего рода медитация посредством написания текста. Во-вторых, Вы, похоже, не учитываете так называемое "проклятие знания" - когнитивное искажение такое. То есть, Вы, похоже, хорошо ориентируетесь в том, о чём я написал, у Вас есть на этот счёт сформированные взгляды, отчего мой текст мог показаться Вам избыточным. Вполне возможно, что это именно так, но только с Вашей точки зрения. А с точки зрения человека, который об этом думал мало, и-или которому такого рода мысли не близки, или же который не пришёл в этом к чему-то определённому, или которому даются сложно такого рода размышления - такому человеку мой текст может оказаться чем-то вроде вспомоществования, или отправной точки, или повода для беседы, да мало ли как может быть.

Отчего я бы, на Вашем месте, не был бы так уверен в избыточности моего текста. Лично я, если бы встречал такую избыточность на интересующие меня темы, то был бы благодарен такому автору, как мне кажется.

Феронин   20.05.2024 06:27   Заявить о нарушении
Попробую проиллюстрировать с помощью математической терминологии. Существует принятый со времён Евклида, а затем - Декарта, способ записи мыслей, в виде аксиом, теорем (разных видов), и доказательств этих теорем. Так вот, похоже, Вы предлагаете ограничиваться только текстом теорем, не приводя доказательств. Это годится для тех, кто в теме ориентируется хорошо. Для тех же, кто как раз хотел бы свою ориентацию улучшить, требуется больше материала - и доказательства, и даже комментарии к ним. Вот это я и пытаюсь делать. А если учесть, что я сам не полагаю себя экспертом в теме, то я полностью раскрываю доказательство на виду у читателя, чтобы можно было меня проверить и указать мне на ошибки, чтобы можно было вместе проходить этот путь. Своего рода открытый код, если Вы понимаете, о чём я. Такой способ я выбрал, он для меня работает, и я не вижу причин его менять.

Феронин   20.05.2024 06:35   Заявить о нарушении
Странно то, что вы не парируете мои доводы, а просто не "видите" их,
и продолжаете доказывать свою позицию, которая мне давно уже понятна,
после первых ответов.

у меня есть такая миниатюра:
"С философом, часто, невозможно вести диалог,
потому что он превращается в монолог философа!"

Виктор Гаврилов Степ   20.05.2024 07:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.