Дуранте Стойкие Глава 13. Дуранте и Данте Алигьери

Глава 13. Дуранте и Данте Алигьери

Фото Данте Алигьери взято из открытых источников

В семьях первых представителей крымских Дуранте всегда помнили и говорили о том, что они находятся в родственных отношениях с итальянским поэтом, богословом, мыслителем, одним из основоположников литературного итальянского языка, политическим деятелем и создателем бессмертного произведения «Божественная комедия», Данте Алигьери. Это предание и по сегодняшний день живо помнится потомками Дуранте.
Прямых доказательств этому факту у родственников пока нет. На сегодняшний день родословное дерево Данте по прямой линии изучено полностью и имеется в свободном доступе. Но, хочется отметить то, что достоверно известна его прямая линия и практически ничего не известно о параллельных линиях и их предках. В настоящее время Региональной общественной организацией «Сообщество итальянцев Крыма «ЧЕРКИО» под руководством его Председателя Джулии Евгеньевны Джаккетти-Бойко ведётся работа по установлению этого родства.
Однако, косвенные доказательства этому имеются. Одним из которых является то, что полное имя Данте звучит, как Дуранте дельи Алигьери. В Большой Энциклопедии, под редакцией С.Н. Южакова 1902 года указано, что Дуранте (Durante), является более старинной формой имени Данте.
На данные обстоятельства указывает в своей статье от 01 ноября 2016 года, посвящённой Константину Фёдоровичу Богаевскому и Крымский журнала «Деловой Крым»: «Жозефина Дуранте — из рода старейших и влиятельнейших феодосийских купеческих фамилий. Род берет начало от генуэзца Фердинанда Дуранте, а по другим воспоминаниям, от Данте.».
О родстве семьи Дуранте с Данте говорится и в статье «Дом Дуранте» в группе «Феодосия – райское место на Земле» в социальной сети «Одноклассники»: «В 19 и начале 20 века в этом доме по улице Карла Маркса(Соборная), 43 – напротив Собора иконы Казанской Божией Матери жила итальянская семья Дуранте. Основана генуэзцем Фердинандом Дуранте в начале XIX века. Феодосийский многочисленный дворянско-купеческий род Дуранте известен с 16 века, в генеалогическом дереве которого есть и веточка Данте Алигьери, итальянского поэта (крещен 26 марта 1266 — 13 или 14 сентября 1321), автора бессмертной "Божественной комедии".».
Ещё одним косвенным доказательством родства семьи Дуранте с Данте Алигьери может служить и статья в российском журнале «Российский палеологический журнал».
В разделе «некрологов» (Memento mori – помни о том, что будешь умирать) Т. 10. 2014 года C. 94–103 упомянутого журнала, я обнаружил статью, посвящённую ушедшей из жизни доктору геолого-минералогических наук, ведущему научному сотруднику лаборатории палеофлористики ГИН РАН РФ (Геологический институт Российской академии наук) г. Москва Дуранте Марине Викторовне.
Марина Викторовна ушла из жизни 29.10.2014 года. Журнальная статья меня одновременно огорчила и порадовала. С одной стороны, не совсем приятно узнавать о смерти своего, хоть и достаточно дальнего, но родственника, а с другой стороны, приятно читать потрясающие отзывы, которые по счастливому случаю, попались мне на глаза. 
Приведу, лишь, некоторые из них:
- «Выдающийся исследователь Центральной азии…»;
- «…известный специалист по флорам позднего палеозоя Ангариды…»;
- «Тридцать шесть лет М.В. Дуранте занималась изучением позднепалеозойской флоры и стратиграфии Верхоянья. Ее работы (1977, 1978, 2003, 2010, 2013) являются образцом добросовестного, скрупулезного научного подхода к делу.»;
- и другие благодарственные эпитеты.
Но больше всего меня удивило то, что в ссылке о родителях Дуранте М.В. мною была обнаружена очередная информация, косвенно подтверждающая предания предков. Не скрою, это обстоятельство привело меня в доброе расположение духа.
Приведу эту ссылку полностью: «Семейная легенда, не подтвержденная, впрочем, никакими историческими свидетельствами, рассказывала, что по отцу (мать ее носила фамилию Шадрина) Марина Викторовна приходилась очень дальней родственницей знаменитому итальянскому поэту, создателю «Божественной комедии» Данте Алигьери, полное имя которого было Дуранте дельи Алигьери     (1266 – 1321). Более правдоподобной выглядит родственная связь Марины Викторовны с феодосийскими Дуранте – влиятельной буржуазной фамилией, обосновавшейся в Крыму в начале XIX столетия. Но подтверждений этому также нет. После установления советской власти феодосийские Дуранте утратили свое положение. Про одного из их прямых потомков известно, что он трудился простым горняком на шахтах Донбасса.».
Эта ссылка, хоть и оказалось с не полностью достоверной и полной информацией, но тем не менее подтверждающей родство Марины Викторовны с феодосийским родом Дуранте, что меня конечно же не могло не порадовать. А так же появилось ещё одно косвенное доказательство родства семейства Дуранте с Великим Данте Алигьери.


Фото заглавной страницы Большой энциклопедии С.Н. Южакова

Дуранте (Durante), более старинная форма имени Данте
Фото расшифровки понятия слова Дуранте


Информация о Данте Алигьери из Википедии

Данте Алигьери (итал. Dante Alighieri, полное имя Дуранте дельи Алигьери, последняя декада мая 1265 — в ночь с 13 на 14 сентября 1321) — итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.
Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III (1147—1149), был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери»; так был назван один из сыновей Каччагвиды. Сын этого Алигьери, Беллинчоне, дед Данте, изгонявшийся из Флоренции во время борьбы гвельфов и гибеллинов, вернулся в родной город в 1266 году, после поражения Манфреда Сицилийского при Беневенто. Алигьери II, отец Данте, видимо, не принимал участия в политической борьбе и оставался во Флоренции.
Точная дата рождения Данте неизвестна. По свидетельству Боккаччо, Данте родился в мае 1265 года. Сам Данте сообщал о себе (Комедия, Рай, 22), что родился под знаком Близнецов, который в 1265 году длился с 18 (22) мая по 17 (21) июня. В современных источниках чаще всего приводятся даты второй половины мая 1265 года. Также известно, что Данте был крещён 25 марта 1266 года (в первую страстную субботу) под именем Дуранте.
Первым наставником Данте был известный в то время поэт и учёный Брунетто Латини. Место, где учился Данте, неизвестно, но он получил широкие познания как в античной, так и в средневековой литературе, в естественных науках. Был также знаком с еретическими учениями того времени.
С достаточно большой степенью достоверности предполагается, что в 1286—1287 годах Данте жил несколько месяцев в Болонье поблизости от сохранившихся доныне башен Гаризенда и Азинелли. В отсутствие каких-либо документальных подтверждений исследователи допускают, что наиболее вероятной причиной его пребывания в этом городе могло быть обучение в знаменитом университете.
Ближайшим другом Данте был поэт Гвидо Кавальканти. Ему Данте посвятил множество стихов и фрагментов поэмы «Новая жизнь».
Первое актовое упоминание о Данте Алигьери как общественном деятеле относится к 1296 и 1297 годам, уже в 1300 или 1301 году он был избран приором. В 1302 году Данте был изгнан из Флоренции вместе с партией (т. н. белые гвельфы), к которой он принадлежал. Он никогда больше не увидел своего родного города и умер в изгнании.

Годы изгнания

Годы изгнания были для Данте годами скитаний. Уже в ту пору он был лирическим поэтом среди тосканских поэтов «нового стиля» — Чино из Пистойи, Гвидо Кавальканти и др. Его «La Vita Nuova (Новая жизнь)» уже была написана; изгнание сделало его более серьёзным и строгим. Он затевает свой «Пир» («Convivio»), аллегорически-схоластический комментарий к четырнадцати канцонам. Но «Convivio» так и не закончен: написано было лишь введение и толкование к трём канцонам. Не окончен, обрываясь на 14-й главе второй книги, и латинский трактат о народном языке, или красноречии («De vulgari eloquentia»).
В годы изгнания создались постепенно и при тех же условиях работы три кантики Божественной Комедии. Время написания каждой из них может быть определено лишь приблизительно. Рай дописывался в Равенне, и нет ничего невероятного в рассказе Боккаччо, что после смерти Данте Алигьери его сыновья долгое время не могли доискаться тринадцати последних песен, пока, согласно легенде, Данте не приснился своему сыну Якопо и не подсказал, где они лежат.
О судьбе Данте Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется. На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала; поражение в 1304 г. его партии, пытавшейся силой добиться водворения во Флоренцию, обрекло его на долгое странствование по Италии.

Позднее он прибыл в Болонью, в Луниджьяне и Казентино, в 1308—1309 гг. очутился в Париже, где выступал с честью на публичных диспутах, обычных в университетах того времени. Именно в Париже Данте застала весть, что император Генрих VII собирается в Италию. Идеальные грёзы его «Монархии» воскресли в нём с новой силой; он вернулся в Италию (вероятно, в 1310-м либо в начале 1311 года), чая ей обновления, себе — возвращения гражданских прав. Его «послание к народам и правителям Италии» полно этих надежд и восторженной уверенности, однако, император-идеалист внезапно скончался (1313), а 6 ноября 1315 г. Раньери ди Заккария из Орвьетто, наместник короля Роберта во Флоренции, подтвердил декрет изгнания в отношении Данте Алигьери, его сыновей и многих других, осудив их на казнь, в случае, если они попадутся в руки флорентийцев.
С 1316—1317 г. он поселился в Равенне, куда его вызвал на покой синьор города, Гвидо да Полента. Здесь, в кругу детей, среди друзей и поклонников, создавались песни Рая.

«Божественная комедия»

По форме «Божественная комедия» — загробное видение, распространённый жанр в средневековой литературе. Как и у поэтов той эпохи, поэма будто бы представляет собой аллегорическое здание. Так, дремучий лес, в котором поэт заблудился на середине жизненного пути, — символ совершённых на протяжении жизни грехов и испытываемых заблуждений. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: соответственно сладострастие, гордыня, корыстолюбие. Этим аллегориям придаётся также политический смысл: рысь — Флоренция, пятна на шкуре, которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов; лев, символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая, — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей рассказчика спасает Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче (которая здесь предстаёт как символ божественного провидения). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Суть этой аллегории такова: человека от страстей спасает разум, а божественная благодать (Беатриче в пер. с ит. — благодатная) ведёт к вечному блаженству.
«Комедия» проникнута политическими пристрастиями автора. Данте никогда не упускает возможности посчитаться со своими идейными противниками и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», свой век как век наживы и сребролюбия. По его мнению, деньги — источник многих зол. Тёмное настоящее у него противопоставлено светлому прошлому, Флоренция буржуазная — Флоренции феодальной, когда всеми ценились умеренность, простота нравов, рыцарское «вежество» («Рай», рассказ Каччагвиды). Терцины «Чистилища», сопутствующие появлению Сорделло (Чистилище, Песнь VI) — это хвалебный гимн гибеллинизму. Далее Данте восхваляет Константина и Юстиниана как величайших императоров, помещает их в рай (Рай, Песнь VI); эти самые значительные деятели Римской державы должны были послужить как бы примером для германских императоров той поры, и в частности для Генриха VII Люксембургского, которого Данте призывал вторгнуться в Италию и объединить её на феодальных началах. К папству как к институту поэт относится с высочайшим почтением, хотя к отдельным его представителям, и особенно к способствовавшим утверждению в Италии капитализма, испытывает ненависть; некоторые папы оказываются в аду. Вера Данте — католичество, хотя в неё вторгается уже личный элемент, враждебный старой ортодоксии, хотя мистика и францисканская пантеистическая религия любви, принимаемые со всей страстью, также резко отклоняются от собственно католицизма. Его философия — теология, его наука — схоластика, его поэзия — аллегория. Идеалы аскетизма в Данте ещё не мертвы, и поэтому он почитает грехом свободную любовь (Ад, Песнь V, эпизод с Франческой да Римини и Паоло). Но не грех для него любовь, которая влечёт к предмету поклонения чистым платоническим порывом. Это — великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». И смирение уже не безусловная добродетель. «Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». Дух пытливости, стремление раздвинуть свой кругозор, открывать новое, соединяемое с «добродетелью», побуждающее к героическим дерзаниям, превозносится, как идеал.
Своё видение Данте создавал из кусков реальной жизни. Конструкция загробного мира составлена из отдельных уголков Италии, размещённых в нём чёткими графическими контурами. В поэме изображено столько живых человеческих образов, столько типичных фигур, столько ярких психологических ситуаций, столько выразительных и впечатляющих сцен, эпизодов, что искусство и в последующие века, и даже в наше время продолжает черпать оттуда. Смотря на огромную галерею исторических деятелей и лиц, изображённых Данте в «Комедии», заключаешь, что нет ни одного образа, который не был бы огранён безошибочной пластической интуицией поэта. В эпоху Данте Флоренция переживала эру напряжённого экономического и культурного расцвета. То необычное по остроте ощущение человека и пейзажа в «Комедии», которому мир учился у Данте, было возможно только в общественной обстановке Флоренции XIV века, стоявшей тогда в авангарде европейского прогресса. Отдельные эпизоды, такие, как Франческа и Паоло, Фарината в своей раскалённой могиле, Уголино с детьми, Капаней и Улисс, очень непохожие на античные образы, Чёрный Херувим с тонкой дьявольской логикой, Сорделло на своём камне, и теперь производят сильное впечатление.

Влияние на культуру

Данте Алигьери представляет Джотто Гвидо I да Полента. Худ. Х. Мочи
Как указывается в Новейшем философском словаре, поэзия Данте «сыграла большую роль в оформлении ренессансного гуманизма и в разворачивании европейской культурной традиции в целом, оказав значительное воздействие не только на поэтико-художественную, но и на философскую сферы культуры (от лирики Петрарки и поэтов Плеяды до софиологии B.C. Соловьёва)».

Смерть

Летом 1321 года Данте, как посол правителя Равенны, отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. По дороге назад Данте заболел малярией и умер в Равенне в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.
Данте был похоронен в Равенне; великолепный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, не был воздвигнут. Современная гробница (также называемая «мавзолеем») построена в 1780 г. Всем знакомый портрет Данте Алигьери лишён достоверности: Боккаччо изображает его бородатым вместо легендарного гладко выбритого, однако, в общем его изображение отвечает нашему традиционному представлению: продолговатое лицо с орлиным носом, большими глазами, широкими скулами и выдающейся нижней губой; вечно грустный и сосредоточенно-задумчивый.

 
Надгробия Данте в Равенне
Фото взято из открытых источников

Учёным миром его потомки в настоящее время достаточно хорошо изучены, составлено родословное дерево, при желании его можно найти и посмотреть в Интернете. Но вот, информации о паралельных родословных линиях с Данте имеется гораздо меньше. Так что при более внимательном рассмотрении данной темы, предание семьи Дуранте вполне может оказаться правдой.
Будем надеяться на то, что дальнейшие исследования помогут нам убедиться в правдивости этой легенды, которая уже сама по себе связывает нашу крымскую землю с великим поэтом Италии.


Рецензии