Граф Шереметев. Часть 2. Граф Уваров
всегда находит лучшее решение»
И.Гете.
Прошло две недели с отъезда графа. Сергей Семёнович Уваров сидел в своём рабочем кабинете, погружённый в глубокие размышления. В 1834 году его назначили министром и председателем Главного управления цензуры, он имел чин тайного советника, был членом Государственного совета, председателем Комитета устройства учебных заведений. Как утверждали его современники, ни высокое положение, ни выгодная женитьба не избавили его от мелких страстей: любостяжания и зависти. Он делал всё возможное, чтобы угодить государю: льстил ему безропотно, подавлял любую свободную мысль. Он был убеждён, что проявление неуважения к власти не может привести к добру, особенно после недавнего декабрьского восстания.
Сейчас Уварова не давали покоя последние новости. Сегодня он узнал, что в своём имении тяжело заболел один из самых богатых людей России — молодой неженатый граф Дмитрий Шереметев. Граф был владельцем 600 тысяч десятин земли и 200 тысяч крепостных.
— Сергей Семёнович, можно войти? — раздался голос за дверью.
— Заходите, — пригласил Уваров.
В кабинет вошел среднего роста, худощавый мужчина, лет сорока,одетый в штатское. Он служил здесь недавно. Уваров взял его на службу по рекомендации одного человека, который хвалил его за исполнительность и преданность. Звали его Чмутов Яков Андреевич. Спустя год он добился расположения Уварова, который стал доверять ему разные деликатные поручения.
-Что слышно в городе нового?- спросил Сергей Семенович.
-Все только и говорят, как о болезни молодого барина. Не дай бог умрет, богатство такое кому достанется?- спросил Чмутов и вопросительно посмотрел на собеседника.
Уваров молчал, погрузившись в свои мысли, как будто не слышал вопроса.
- Если я не ошибаюсь, Сергей Семенович, вы ведь родственник графу, жена ваша, урожденная Разумовская, по матери — Шереметева, изволит быть.
- Да, мы с ним родственники.
-Я конечно не хочу предполагать ничего дурного, но все может произойти.
-Граф молод, должен поправиться.
-Смотрите Сергей Семенович не пропустите, такое наследство может уйти, поверьте желающих много появиться.
-Возможно ты и прав, нужно все хорошо обдумать и взвесить, а то можно поспешить и людей затем насмешить.
— Вам решать, мое дело маленькое, — сказал Чмутов.
-Ты все выполнил, что я тебе поручил вчера.
-Да, все документы проверены, новые я переписал вчера.
— Хорошо, можешь идти.
Оставшись один, Уваров продолжал сидеть в кресле, погрузившись в свои мысли, работа у него сегодня не ладилась.
На следующий день Сергей Семенович с женой поехали на придворный бал во дворец. Уваров был весел, оживлен, сыграл партию в шахматы с английским послом. Затем, стоя в углу зала, смотрел на танцующих, рассуждая с каким-то старым генералом о вырождении нравов, пагубном влиянии на молодежь современных писателей.
Вскоре его внимание привлёк разговор Жуковского с князем Мещерским. Они стояли рядом с ним. Он слышал, как Жуковский говорил князю, что в столицу прискакал фельдъегерь с известием, что граф Шереметев на волоске от смерти, в церквях люди графа служат молебен о его выздоровлении. Уваров решил, чем быстрее он начнет охоту на дичь, тем больше надежды будет ею завладеть.
— Сергей Семёнович? — послышался голос сзади.
Он обернулся и увидел княгиню Голицыну, свою давнюю знакомую.
-Какой чудесный бал, не правда ли? Посмотрите вокруг как все прелестно!-сказала она.
В этот момент зазвучала чарующая музыка, словно исполняемая невидимым оркестром.
Большая зала с ее беломраморными стенами, украшенными золотой росписью, представлялась храмом огня. Уваров улыбнулся, глаза его сияли от радости и предвкушения получения большого наследства.
— Княгиня, позвольте пригласить вас на танец, если никто другой не опередил меня.
-Я с удовольствием принимаю ваше приглашение,Сергей Семенович.
Танцуя и любуясь роскошью дворца, утопающего в цветах и зелени, красотой и нарядами петербургских дам, неожиданно для себя Уваров подумал, что, возможно, он тоже сможет дать в будущем такой великолепный бал во дворце Шереметева.
Спустя два часа Сергей Семенович, оставив жену развлекаться на балу, отправился домой.
Возвратившись к себе, велел найти г-на Чмутова и попросить его приехать к нему срочно домой. Прошло не более тридцати минут, как Чмутов стоял перед начальством.
Уваров рассказал ему о том, что услышал на балу сегодня о Шереметеве.
-Пора переходить к активным действиям,родственников у него достаточно и лучший кусок могут отхватить другие, более шустрые,-заметил Чмутов.
-Да, ты прав, пожалуй. Завтра утром надо опечатать дворец Шереметева во избежание расхищения и мародёрства имущества. Я поручаю заняться этим тебе лично. Имущество пересчитать и всё описать, соответствующую бумагу получишь завтра. Как всё выполнишь, приедешь ко мне и обо всём доложишь.
-Слушаюсь, спокойной ночи.
-Спокойной ночи.
Чмутов ушел.Оставшись один, Уваров размышлял, правильно ли он поступил, не поторопился ли. В случае выздоровления графа все его недоброжелатели поспешат очернить его в глазах света, но, решив, что отступать уже поздно, пошел к себе в спальню. В комнате выпил снотворное, переоделся и лег в кровать, положившись на умения Чмутова устраивать дела наилучшим образом. Время шло, он крутился с бока на бок, спать ему не хотелось.
В спальню вошла жена. Увидев, что супруг не спит, села за туалетный столик, распустила волосы, сняла с себя украшения и начала рассказывать ему различные светские сплетни.
- Помнишь серьги с большими изумрудами, которые ты видела в магазине, тебе они очень понравились. Хочешь, я подарю тебе их к Рождеству?-неожиданно спросил ее супруг.
— Они действительно красивые, но очень дорогие. Мы за последнее время и так потратили много денег на устройство дома. Мне, конечно, приятно, что ты так внимателен ко мне, но, полагаю, это лишние траты, нам сейчас они не нужны.
- Хорошо, посмотрим. Вот как разбогатеем с тобой, так и заживем на широкую ногу, - промолвил тихо, почти шепотом, Уваров и закрыл глаза, засыпая.
Екатерина Алексеевна не восприняла серьезно слова мужа, она немного устала за целый день,погасила свечи и легла спать.
Спустя годы она часто будет вспоминать этот вечер. Она будет сожалеть, что не придала этому разговору большего значения. Хотя она и знала, что её супруг не всегда щепетилен в вопросах чести и может пойти на многое ради достижения своей цели.
Свидетельство о публикации №224051300922
Так вот он какой, Сергей Семёнович, расчётливый, с ехидной улыбочкой, себе на уме.
С бакенбардами почти как у Пушкина...
В одной из глав он тоже и у меня появляется в "Ангеле Таше".
С улыбкой,
Элла Лякишева 16.11.2024 22:21 Заявить о нарушении