Граф Шереметев. Часть 3. Богатый наследник

«О времена!
о нравы!
Цицерон.

  Вернемся в дом Шереметева, построенный в стиле барокко в 1750-1755 годах, где мы оставили двух друзей графа. Лемешев и Азенин вели светскую жизнь: ездили на балы, от души танцевали, посещали театр. Так продолжалось около двух недель, пока по Петербургу не поползли слухи о болезни молодого графа. Утром прискакал фельдъегерь с известием о том, что Шереметев на волоске от смерти. Друзья его были озадачены, не зная, как им лучше поступить в сложившихся обстоятельствах.

    К многочисленной дворне стекались слухи о тяжелой болезни хозяина. Люди собирались в церкви, служили молебен о выздоровлении графа. Слуги были благодарны барину за его доброе отношение к ним. Однако сейчас  они были напуганы и не знали, чего ожидать в будущем. Некоторые пытались угадать, кому они достанутся. Другие говорили, что у хозяина всегда было крепкое здоровье и он обязательно поправится. В доме царила напряжённая атмосфера, слуги говорили между собой шепотом, словно боялись, что стены могут их услышать.

        Азенин и Лемешев проснулись рано утром,оба были в мрачном расположении духа. Спустившись в гостиную, Андрей Георгиевич попросил слугу принести ему перо и бумагу. Однако тот почти сразу вернулся назад.

— Господа, к вам гость, господин Чмутов, и он утверждает, что у него очень важное дело, — доложил лакей.

— Проси его войти, — ответил Лемешев.

Друзья удивленно переглянулись,они никогда не слышали об этом господине. В комнату вошел худощавый мужчина в штатском с тростью в руке.

- Здравствуйте, господа! Разрешите представиться, управляющий делами его сиятельства графа Уварова, Яков Андреевич Чмутов.
- Здравствуйте. Что вам угодно, г-н Чмутов? - спросил Азенин гостя.
-Я полагаю, что имею честь говорить с друзьями графа.
- Да, вы правы, чем мы обязаны столь раннему визиту? - спросил Лемешев.

Во внешнем облике гостя было что-то отталкивающее. Азенин сразу понял, что от этого человека следует ожидать плохих новостей.
-Учитывая сложившиеся обстоятельства, велено опечатать дворец во избежание в нем расхищения. Что касаемо вас, господа, то вы вольны поступать, как вам заблагорассудится.

С показной учтивостью он протянул официальную бумагу, заверенную гербовой печатью Азенину. Быстро прочитав поданный ему документ, он вернул его Чмутову.

- Вы желаете еще что-либо нам сообщить? - спросил его Лемешев.
- Нет, господа, позвольте мне откланяться, — ответил гость и направился к двери.
- Прощайте, — тихо сказал Лемешев.

Когда незваный гость ушел, Азенин сказал:

- Верность друга нужна и в радости, и в горе, а в горе она тем более необходима. Я полагаю, Николай, что один из нас должен остаться здесь, а другой отправиться к графу.
-Вы правы, Андрей, думаю, ехать к графу лучше мне, оставайтесь в столице и смотрите, что будет происходить во дворце дальше. Я, как человек вспыльчивый, могу наломать здесь немало дров.
-Хорошо, я с вами согласен.
-Завтра же я поеду в имение к Шереметьеву,-сказал Лемешев.
-Надеюсь,что Дмитрий поправится и все обойдется,-сказал Азенин и посмотрел на портрете графа в полный рост.
— Прекрасный портрет кисти Кипренского, — заметил Лемешев. — Граф рассказывал мне, что несколько лет назад в одном из залов этого дворца Кипренский создал ещё один замечательный портрет — Пушкина.
— Да, я видел этот портрет. Пушкин на нём очень хорошо получился.
— Уже поздно, я отправляюсь спать, ведь завтра рано вставать, — сказал Лемешев и ушёл к себе.

Выйдя из дома Шереметева, Чмутов направился в трактир. Проведя там около часа, он нанял извозчика и поехал к Уварову.
 Министр отдыхал дома на диване, погружённый в чтение книги. В то время ему было пятьдесят лет. Он опубликовал ряд работ по древнегреческой литературе и археологии. Входил в литературное общество «Арзамас». Карьера его развивалась стремительно. В двадцать один год был отправлен на службу в русское посольство при австрийском дворе. Вскоре был вынужден возвратиться на родину из-за смерти матери, которая перед смертью лишилась своего состояния. Женившись на дочери министра просвещения Разумовского, получил на 100 тысяч земель, 6 тысяч крестьян и на 100 тысяч бриллиантов. Все имущество Уварова по существу принадлежало жене, это его очень тяготило.

Раздался стук в дверь.

— Господин Чмутов пришёл, просит его принять, — доложил вошедший слуга.
-Пусть заходит.
-Добрый вечер,-сказал входя Чмутов.
-Добрый вечер, заходи и рассказывай, как дела.

Чмутов подробно рассказал барину о своём визите в дом Шереметева и о беседе с гостями графа.

-Присматривай ты за ними, не нравятся мне они.
-Все будет исполнено Сергей Семенович. Разрешите откланяться.
-Ступай, ты славно потрудился.

Уваров достал из стола деньги и передал их Чмутову.

— Благодарю вас, барин, — сказал Чмутов.
Гость почтительно поклонился, взял деньги и ушёл.


Рецензии
Здравствуйте, Наталья!
Известный эпизод, затронувший и судьбу Пушкина, вы развернули в полноценный рассказ.
Читаю с интересом, так как эпоха близка мне. Но какова алчность Уварова!
" Женившись на дочери министра просвещения Разумовского, получил на 100 тысяч земель, 6 тысяч крестьян и на 100 тысяч бриллиантов". И был ещё недоволен!
Творческих удач!

Элла Лякишева   17.11.2024 23:29     Заявить о нарушении
Спасибо.

Наталья Бевз   18.11.2024 12:21   Заявить о нарушении