Ч. 13 Гитлеровские пираты

Предыдущая страница    http://proza.ru/2024/04/28/1727

Фашистский рейдер «Komet», которому советское правительство помогло пройти Северным морским путём и выйти в Тихий океан, приступил к охоте на британские корабли.

Немцы построили ещё четыре таких же судна, как «Komet» - «Drau», «Eider», «Iller» и «Mur» и два подобных судна – «Saar» и  «Memel».

Первые три судна потопила британская авиация, «Memel» Германия продала в 1940 году СССР, его переименовали в «Выборг». Это судно потопила финская подводная лодка «Vesikko».
О судьбе «Komet» я расскажу.

25 ноября 1940 года рейдер «Komet» захватил первую жертву вблизи острова Чатем. Немцы приказали остановить машину и не использовать радиосвязь.

Это было небольшое новозеландское каботажное судно «Holmwood», на котором имелось двенадцать пассажиров, в числе которых четыре женщины и пятеро детей.

Экипаж судна насчитывал семнадцать человек. Судно перевозило 1370 овец, лошадей и мешки с шерстью. Его максимальная скорость была 9 узлов.
 
Командир  «Komet», и он же командир группы из трёх кораблей, капитан 1 ранга Эйссен распорядился снять с судна команду и пассажиров, а овец погрузить на каждый из кораблей в качестве свежей пищи.

После этого «Holmwood» с оставшимися несчастными овцами и лошадьми потопили, расстреляв судно из орудий.
 
Рано утром 27 ноября, в условиях плохой видимости, сигнальщики с крейсера «Orion» заметили большой корабль, шедший без огней. Об этом семафором сообщили на «Komet». 

Корабль снабжения «Culmerland» отошёл, чтобы не мешать действиям рейдеров.
Вскоре радисты «Komet» перехватили сигнал бедствия с неизвестного судна.

В радиопередаче сообщалось, что к судну приближаются неизвестные корабли. Получив доклад об этом сигнале, капитан 1 ранга Эйссен повеселел: он опасался встречи с военным кораблём.
 
Немецкие радисты передали на судно, оказавшееся большим пассажирским лайнером, приказ прекратить радиопередачи и застопорить машины. Сквозь пелену тумана лайнер уже был виден в свете прожекторов.

Немцы открыли по нему огонь. Упрямый радист продолжал вести радиопередачу, сообщая, что на судно напали два немецких боевых корабля.

Лайнер «Rangitane» принадлежал новозеландской пароходной компании. В результате обстрела на судне вспыхнули пожары, появились жертвы, вышло из строя рулевое управление, и была сбита радиомачта.

Узнав, что сигналы бедствия получены в Новой Зеландии, капитан лайнера Аптон приказал застопорить машины и сдаться. Потом он оправдывался тем, что спасал женщин.

Но мог и сражаться. Судно было неплохо вооружено: бронированные мостик и рулевая рубка, артиллерия (127-мм и 75-мм орудия, установленные на корме), несколько легких зенитных артиллерийских установок, размещённых на крыльях мостика, пусковая установка для глубинных бомб и устройство защиты от контактных и магнитных мин.

Со всех трёх немецких кораблей к лайнеру понеслись на катерах абордажные группы, чтобы первыми заявить права на ценный приз. Опередила всех абордажная группа с «Komet».
 
А приз действительно оказался ценным: 124 881 ящик сливочного масла, 33 255 ящиков замороженной свинины и баранины, 23 646 ящиков сыра, а также большое количество какао-бобов и других продуктов питания, да ещё и сорок пять слитков серебра.

Экипаж лайнера насчитывал 201 человек. На судне находились 111 пассажиров, в том числе 36 женщин. Часть из них ранее сопровождала британских детей, отправленных в Австралию, и теперь возвращалась в Англию.

Во время обстрела погибли восемь пассажиров  и столько же членов экипажа. Несколько человек были ранены. Экипаж и пассажиров на шлюпках с лайнера переправили на немецкие корабли.

Как ни жаль было Эйссену такого ценного груза, но он принял решение потопить лайнер, поскольку опасался появления самолётов противника.
 
Зная, что сигналы бедствия с «Rangitane» были получены в Веллингтоне, немцы стремились как можно быстрее покинуть этот район, чтобы не попасть под удар авиации.

С «Komet» выстрелили по лайнеру торпедой. Судно накренилось на левый борт и затонуло в 6.30 утра.
   
Авиация появилась в 14:30, однако лётчики обнаружили только обломки и расползшееся мазутное пятно. Немецкие корабли успели уйти.

29 ноября рейдеры прибыли на остров Кермадек, где пленных перераспределили между тремя кораблями, при этом тридцать девять женщин и пять детей разместили на судне обеспечения «Kulmerland».
 
Затем рейдеры двинулись на северо-запад, пройдя между Новой Каледонией и Новыми Гебридскими островами и к юго-востоку от Соломоновых островов.
 
6 декабря «Orion» перехватил и обстрелял пароход «Triona». Экипаж парохода насчитывал шестьдесят четыре человека, трое погибли при обстреле. Оставшихся членов экипажа и пассажиров, шесть женщин и ребёнка, распределили по кораблям. «Triona» потопили торпедой.

На следующий день «Komet» потопил норвежский теплоход «Vinni», груженный фосфатами. 8 декабря «Orion» потопил теплоходы «Triadic» и «Triaster», а «Комет» потопил пароход «Komata».

Теперь на немецких кораблях находились 675 пленных: 265 на «Орионе», 153 на «Комете» и 257, включая 52 женщин и шестерых детей, - на «Kulmerland».

Все эти захваты пароходов германскими рейдерами были случайными, немцы не располагали никакими сведениями о передвижении торговых судов, а допросы пленных тоже не дали им полезной информации.

Из тридцати крупных океанских судов, проходивших через район действия германских рейдеров, гитлеровцам удалось перехватить только  «Rangitane».
 
Более того, когда рейдеры встретили лайнер «Rangitane», Эйсснер вначале решил, что это военный корабль не меньше, чем крейсер, и решил завязать бой, чтобы дать возможность спастись другим двум своим кораблям.

21 декабря все три корабля подошли к крошечному острову Эмирау в архипелаге Бисмарка.  Там рейдеры заправились топливом с «Kulmerland» и высадили пленных на берег.

На острове жили туземцы и два белых плантатора, Коллетт и Кук, с семьями.

Из числа пленных немцы высадили с кораблей всех женщин и детей, 343 европейца и 171 китайца, оставили на кораблях только офицеров и специалистов из экипажей захваченных судов, чтобы те не могли принять участие в войне.
 
Их потом доставили сначала в оккупированный фашистами порт Бордо, а оттуда в лагеря для военнопленных в Германии.

Эйсснер распорядился выделить небольшое количество продовольствия для высаженных на берег пленных и один вельбот, после чего немецкие корабли ушли.

Семьи плантаторов оказали помощь высаженным на острове людям, поделились с ними продовольствием, отправили туземцев на пирогах к соседнему острову Муссау, находящемуся на расстоянии пятнадцати миль.

Оттуда сообщили властям, и 24 декабря к острову пришла шхуна «Leander», которая доставила врача с медикаментами, продовольствие и другие необходимые вещи. Бывших пленников позже переправили в  Брисбен и Сидней.

Продолжение http://proza.ru/2024/05/17/803


Рецензии
Добрый день. Читая Ваши рассказы о боевых действия на море во время Второй Мировой войны намного больше понимаешь почему У. Черчилль считал дешифрование немецкой шифр машины «Энигмы» важнейшим вопросом для Англии во Второй Мировой войне. Очень интересно и познавательно.
Доброго здоровья. С уважением
Анатолий

Анатолий Клепов   20.05.2024 11:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий.
Это был один из ключевых моментов для победы в Атлантике.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   20.05.2024 12:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.