Третий Километр, Шацкий район

ТРЕТИЙ КИЛОМЕТР – поселок в составе Новосвеженского (с 2017 – Ямбирнского) сельского поселения Шацкого района Рязанской обл. Расположен на левом берегу р. Идовки (правый приток р. Цны) вблизи ее истоков в 1,5 км к зап. от центра поселения пос. Свеженькая и в 45 км к вост.-юго-вост. от г. Шацка. По данным Всероссийской переписи населения 2010 в пос. Третий Километр постоянно проживает 5 чел. (в 1989 – 80 чел.).

Насел. пункт получил наименование по хоз. объекту: ж. д. станции (разъезду) 3-й км.

Распространенное в сети интернет и литературе утверждение, что пос. Третий Километр был основан ок. 1914 в р-не лесозаготовок не подтверждается документальными данными. К тому же переход на метрическую систему мер длины и веса в России был осуществлен после принятия декрета СНК РСФСР от 14 сент. 1918 и ранее этой даты пос. с названием «Третий Километр» возникнуть не мог.

Пос. Третий Километр Шацкого уезда Тамбовской губ., вероятнее всего, был основан ок. 1919 – 1921 в эпоху Гражданской войны и послевоенной разрухи, когда экономика совет. России остро нуждалась в топливе, а Донбасс обеспечить эту потребность не мог и в силу того, что длит. время находился под контролем белогвардейской армии А.И.Деникина, и в силу того, что значительно пострадал от военных действий. В этих условиях основным видом топлива становятся дрова и резко возрастает значение лесозаготовительного промысла. В Шацком уезда на правобережье р. Цны находились большие массивы лесов, хозяйственное освоение к-рых началось еще до Октябрьской революции 1917. В связи с этим в район лесозаготовок от ж. д. станции «Свеженькая» была в кратчайшие сроки построена жел. дорога узкой колеи Свеженькая – Топливная Ветка, по к-рой производился вывоз леса. Одновременно с узкоколейной жел. дорогой была открыта станция «3-й км», на к-рой осуществлялась перевалка грузов (леса и пиломатериалов) с узкой колеи на широкою.

К 1940 пос. Третий Километр состоял в составе Шацкого (в 1944 – 1956 – Конобеевского) р-на Рязанской обл. По свидетельству уроженца здешних мест Михаила Полева, узкоколейная жел. дорога Свеженькая – Топливная Ветка действовала вплоть до конца 1950-х, после чего за ненадобностью, в связи с окончательным переходом на др. виды топлива, была разобрана. К 1980 в пос. Третий Километр проживало 80 чел.

По данным на 2019/20 в пос. Третий Километр предприятий и учреждений не имеется.


Рецензии