Топливная Ветка, Новосвеженское поселение
Согласно «Толковому словарю» С.Ожегова, топливо, а, ср. – горючее вещество, дающее тепло, являющееся источником получения энергии; жидкое топливо (нефть и продукты её переработки); твёрдое топливо (древесина, уголь, сланцы, торф); ядерное топливо (смесь веществ, материалов для получения энергии в ядерном реакторе). Ветка – отдельная линия в системе железных дорог, отклоняющаяся в сторону от основного пути.
Пос. Топливная Ветка Шацкого уезда Тамбовской губ. был основан ок. 1919 – 1921, в р-не лесозаготовок, как конечная станция жел. дороги узкой колеи Свеженькая – Топливная Ветка, по к-рой осуществлялся вывоз леса и пиломатериалов. В условиях Гражданской войны и послевоенной разрухи, когда основным видом топлива являлись дрова, значение пос. было достаточно велико. К 1940 пос. Топливная Ветка состоял в составе Шацкого (в 1944 – 1956 – Конобеевского) р-на Рязанской обл.; в пос. имелись медпункт, нач. школа (откр. в 1934), столовая, магазин; действовали леспромхоз и филиал лесохимического комбината, производивший древесный уголь, канифоль и др. продукты переработки лесных отходов. В нач. школе пос. Топливная Ветка (зав. Дмит. Иосиф. Даналков) работало 2 учит. и обучалось 66 учащ. (1937).
По свидетельству старожилов, расцвет пос. Топливная Ветка (Топветка) пришелся на 1930-е. В то время, когда в колхозах работали за трудодень, в лесном производстве платили живые деньги. Новые переселенцы из окружающих сел и деревень заселялись в бараки. Сама Топветка представляла из себя 2 поселка. Собственно Топветку, где находилось до 20 бараков на 2 семьи каждый, нач. школа, столовая, медпункт; и так называемая «Брехаловка», состоящая из нескольких бараков и рубленых домов. Бараки в Брехаловке были выстроены для военнопленных последней войны. Также в Брехаловке был расположен химзавод… К поселку была подведена узкоколейная жел. дорога, по которой курсировали небольшие паровозы и мотовозы. Для доставки леса в поселок использовался гужевой транспорт. В основном поселке имелись 2 конюшни, в к-рых содержали специальных лошадей-тяжеловозов. Лес перевозили по специальным лесным дорогам – лежневкам. Строились они из уложенных типа шпал бревен, на к-рые настилались толстые доски. По краям полотна закреплялись направляющие, чтобы тележка не съехала с основного полотна дороги. В зимнее время лежневки заливались водой и чистились. Помимо перевозки, весь остальной труд по заготовке леса был ручным (Полев М. «Лесной поселок Топ-Ветка» 2018)*.
В конце 1950-х, в связи с развитием в СССР топливной пром-сти, заготовки леса на топливо в указанном р-не были прекращены, и узкоколейная линия жел. дороги Свеженькая – Топливная Ветка разобрана. К 1980 в пос. Топливная Ветка проживало 40 чел.
К 2010 пос. Топливная Ветка был исключен из учетных данных насел. пунктов, как нежилой, запустевший.
* Статью М.Полева «Лесной поселок Топ-Ветка» можно прочитать здесь: http://proza.ru/2018/06/03/159?ysclid=lw6gig5ope563646422.
Свидетельство о публикации №224051401318