Лучшие, без сомнения...

   Эта фотография, увы, не сохранилась в моём старинном альбоме, но она есть у моих друзей, одноклассников.
Так в моей "галерее" появился "скриншот" этой удивительной чёрно-белой фотографии, где все мы,- весь  наш пятый или уже шестой? класс стоит в преддверии новой школьной истории "как на ладони" жизни.
Май или всё-таки сентябрь, конец учебного года или начало, 65 или 66 год прошлого века... Вопросы остались, может быть у кого-то есть подпись на обратной стороне фотки, надеюсь на уточнение.

Возможно, уже нет в живых фотографа, который так мастерски тогда уловил мгновение, и все участники этого "действа" предстали перед вечностью мира с такими разными выражениями лиц, глаз и даже мыслей...

Странно, что я, у которой после перенесенного ковида "что-то с памятью моей стало", узнала каждого, с именами и фамилиями, даже тех, кто учился с нами не с первого класса или только один год.
Память детства, самая крепкая и цепкая,- это когда информация, впитанная всеми фибрами души, остаётся в ней надолго, если не навсегда...

Вот Юрка один залез выше всех, интересно, как он на дереве оказался?
И закадычные друзья Серёжки, в верхнем ряду...
А Иван всё-таки успел рожки поставить, ну, не мог он без этого обойтись.
У Толика тоже рожки... Вова постарался, он скорее не мог бы так сделать, но сделал и очень мастерски, не доказать, так, как будто они сами выросли.

На фотографии в первом ряду на стульях из школьной столовой сидят наши любимые учителя.
Там ещё оставалось несколько не занятых стульев и тем, кто припозднился  пришлось или повезло сидеть рядом с учителями.
Помню, как присела на шаткий стул рядом с Валентином Ивановичем, любимым учителем математики.
Почувствовав, что стул стоит криво и покачивается на трёх ножках, я напряглась, представив, что точно завалюсь назад, если только на мгновение расслаблюсь.
Помню момент, когда вечно опаздывающего второгодника и курильщика
Володьку усадили прямо передо мной между двумя Николаями на землю.
Запахом крепкого табака обдало весь первый учительский ряд, наверное это немного повлияло на выражение лиц всех там сидящих.
Фотограф, почувствовав, что уже пора, призвал нас к всеобщему вниманию...
В это мгновение Володька ущипнул меня за ногу, я её резко отдернула, и стул подо мной стал качаться и практически разрушаться...
Я схватилась за спасительную руку Валентина Ивановича, который предложил держаться за него, а Коля схватил за руку Володьку, чтобы он дальше уже не смог проказничать.
На фото один Володька из всех наших Володек, с такой хитро-довольной улыбкой на лице...
Если не считать Ивана с его рожками.
Не знаю, что подумали одноклассники и учителя, получив свою фотографию.

Я подумала: это просто чудо, что стул в тот момент подо мной не развалился

А потом я представила, что было бы, если... Воображение рисовало яркие картинки падения...

Володька всё-таки получил в награду свой подзатыльник от бдительного Николая и мой холодный, язвительный взгляд...


Дорогие мои, учителя, мальчики и девочки!
Всех вас помню и люблю.
Живых и уже ушедших из жизни.
Это о нас, рождённых в СССР...


***

Маечки-в трусики, кофточки…
Чёрно-белые фоточки.
Панамочки, сарафанчики
С камушками в карманчике…

Сумочки-ридикюльчики,
Ириски тянучие, ключики…
Носочки белые-белые.
Мальчишки весёлые, смелые…

С пистонами, пистолетами,
Пилотками и кастетами.
Голуби, голубятники…
Зонтики, пыльники, бантики.

Счёты и подстаканники.
Жулики и карманники.
Зелёные лампы настольные...
Песни простые, застольные.

Крестики на верёвочках,
На красных звёздочках – Вовочка…
Лучшее, без сомнения,
После войны поколение…


Рецензии
Добрый вечер, Алла!
У каждого из нас была такая школа и фото редкие остались с той поры.
С теплом к Вам от души.
Воспоминания с нами,

Нина Радостная   14.05.2024 18:08     Заявить о нарушении
Да, Нина, на таких фотографиях время не только останавливается, но и возвращает события полувековой давности...

Алла Войцеховская   14.05.2024 20:26   Заявить о нарушении