Кина не будет, киншик заболел!
Из района почта привозила в железных ящиках киноленты. Старый фильм забирали, новый оставляли. Киншики кино не показывали, а крутили по частям. Если в фильме было десять частей, то в ящике лежало десять кассет с кинолентами. Лента вставлялась в киноаппарат и мотор прокручивал её со скоростью 24 кадра в секунду. Кино крутили в сельском клубе. Над крылечком висел транспарант: «Много пыли на дороге, много грязи на пути, вытирай почище ноги, если хочешь в клуб войти!» Ноги вытер, из карманов всё вытряхнул и можно покупать билеты. Билет на детский сеанс стоил пять копеек, дядя Саша брал пятак, отрывал билет и запускал нас в зал.
На время киносеанса ребятня набивалась в клуб битком как гольяны в корчажку. Те, кому мест не хватало садились на пол не только перед полотняным экраном, но и на сцену за ним. Экран просвечивал и с той стороны тоже было всё видно. Мы лежали на сцене вповалку и пялились на экран. Это была радость! Лежишь на сцене на боку рядом со своими друзьями и смотришь кино.
Первое время киноаппарат стоял прямо в зале. Это было очень опасно. При неполадках киноплёнка могла возгореться. Горела она как порох. Пока перезаряжались кассеты, в зале поднимался настоящий балдёж. Некоторые не могли угомониться даже тогда, когда по экрану уже бежали субтитры и продолжался фильм.
Дядя Саша был для всех пацанов очень большим начальником. Он мог в середине сеанса включить свет, пробраться через толпу в зал, выдернуть шалуна за шкирку и на глазах у всех без предупреждения выкинуть на улицу. Иногда выкидывал особенно притихших юных зрителей, если обнаруживал, что те щелкают семечки. Семечки злили дядю Сашу ещё больше, чем наш рёв во время перерыва.
В нашем клубе показывали не только кино. Однажды в Аю приехал настоящий китайский цирк. Красивая девчонка ходила по канату и очень мило улыбалась. Сердце замерло от ужаса, когда она прыгнула через огненное кольцо, утыканное острыми ножами. Пацаны сходу влюбились в неё, но боялись друг другу в этом признаться.
«Торко-Чачак – Шёлковая кисточка» - так назывался спектакль, который поставил в нашем клубе Горно-Алтайский драмтеатр. Гастроли в нашем клубе были редкостью, серые будни разбавляла по праздникам сельская художественная самодеятельность. Состояла она в основном из учителей, библиотекаря и студентов, которые приезжали на выходные домой из города. Они давали концерты не хуже приезжих гастролёров. «Вишнёвый сад» должен был стать вершиной сценического искусства.
фото из общедоступных источников
Свидетельство о публикации №224051401516