Манифест моей души

КАМЫШЕНКОВА ПРАСКОВЬЯ ИВАНОВНА
Учитель начальных классов средней школы № 6 г. Балашова с 1957 по 1982 год.
Наград и званий не имеет. Но рассказать о ней стоит. Зная её больше 40 лет по совместной работе, я неожиданно открыла её для себя только сейчас. Однажды я получила от неё поздравительную открытку не с традиционными цветочками, а фото с видом Хопра! А на обратной стороне – поздравление и пожелания - молитву. Ещё был листочек со стихами. И приписка: «Вера Фёдоровна! Очень люблю стихи. И ваш сборник прочитала, и многое уже знаю наизусть.  Но вот эти стихи Эдуарда Асадова «Берегите своих детей» - настоящий

МАНИФЕСТ МОЕЙ ДУШИ.
               
Под каждым его словом я готова подписаться. Эти стихи читала родителям своих учеников, повторяла их как заклинание, как молитву при каждом удобном случае. Потом, когда мои воспитанники сами стали родителями, читала им, умоляя не забывать о самой главной своей миссии». И, поскольку для моей «натуры» стихи известного советского поэта стали своеобразным знаменем, с которым она шла на баррикады, защищая право детей на любовь и понимание, не могу не привести его полностью.
 
Берегите своих детей.
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьёз,
Даже если они провинились.
Ничего нет дороже слёз,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног,
Совладать с нею нет уже мочи,
Ну а к вам подошёл сынок
Или ручки протянет дочка –
Обнимите покрепче их,   …
Детской ласкою дорожите.
Это – счастья короткий миг!
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают, как снег весной,
Промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной
Повзрослевшие ваши дети.
И, пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех.
БЕРЕГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДЕТСТВО!
 
Вот в этом – весь смысл жизни такой скромной с виду, но поистине великой в своей самоотверженной и преданной любви к детям женщины. Она никогда не ждала и не выпрашивала наград. Но получила высшую награду от тех, кого любила и любит. От тех, кто не просто помнит, но боготворит её многие десятилетия. Её душевное тепло, даже тревогу за себя я ощутила, когда дорогая Прасковья Ивановна, не считаясь со временем, здоровьем и расстоянием, прочитав мой сборник стихов, пришла рано утром, чтобы наставить меня. Она сказала примерно следующее: «Замечательные стихи. Но в них слишком много неуверенности в себе. Печали. Даже пессимизма. Вам нужно укреплять душу. Читать молитвы, стихи. Видеть в окружающем вас пространстве красоту, чудо самой жизни, которую даёт нам Бог». И она читала мне какие-то замечательные стихи, и молитвы своим тёплым, тихим голосом. И в этом не было никакого религиозного кликушества, а только желание доктора, которому важно, чтобы больной выздоровел.
Потом она присылала мне по почте, а иногда приносила (с другого конца города!) и бросала в почтовый ящик то, что считала очень важным для меня. Она уходила, даже не по-стучав в окно, считая, что этим может нарушить мой покой. Боже мой! Я замирала от такой почти реликтовой деликатности и одновременно досады, что не увидела, не пригласила в дом, не угостила, а, главное, не поговорила с моей спасительницей. А она на самом деле спасла меня от хандры и противного самосочувствия. Однажды П.И. бросила взгляд на пол-ку, где в изобилии лежали упаковки с лекарствами на все случаи жизни. Она деликатно про-молчала, но однажды в моём почтовом ящике оказались стихи её подруги, бывшей учитель-ницы физкультуры шестой школы Галаевой Татьяны Григорьевны « КАК Я ЛЕЧУСЬ».

Когда плохое настроение, когда недуг приходит в дом, 
Артериальное давление лечу есенинским стихом.
А коль нагрянули внучонки, и недосуг идти к врачу,
Свою любимую печёнку я прозой Пушкина лечу.
И если тяжко стало снова, и разыгрался диабет,
То басни дедушки Крылова – лекарства лучше в мире нет.
А при сердечном трепыханье, забыв веселье и кураж,
Я, как святое заклинанье, творю молитву «Отче наш».
Вот так, скажу я между нами, чтоб не болела голова,
Лечусь молитвой и стихами, и с Божьей помощью жива.          

В конверт была вложена фотография с припиской: «Это Татьяна Григорьевна в день своего 95-летия(!). На втором плане – Капитолина, надеюсь, Вы её помните». Ещё бы не помнить! Она была одной из трёх «заводных иностранок»,  (учителей иностранного языка – Курочки-ной Нины Филипповны, Кузьминой Валентины Фотиевны и Болдыревой Капитолины Владимировны) которые много лет вели КИД – клуб интернациональной дружбы, об истории которого можно написать книгу. И вот больше полувека бывшие коллеги дружат. Когда же при личной встрече П.И., комментируя юбилей подруги, как бы между прочим сказала, что это мы собирались у юбилярши дома. А все праздники мы обычно отмечали в лесу, и чаще всего на нашей любимой Пионерской поляне. Татьяна Григорьевна там столько лет проводила спортивные мероприятия! Да и я со своими малышами туда в их первые походы ходила все 30 лет, пока работала». На вопрос, как же вы туда добирались, ответила так, как будто по - другому и быть не могло: «Пешком, конечно! А иначе, что же это за поход». Действительно. Вот только отмечали-то не 19-летие, а 95-летие. А до поляны – шагать и шагать! И обратно – столько же. Без всякой задней мысли решила уточнить: «А вы ровесницы с Т.Г.?» На что получила обескураживший меня ответ: «Что, я совсем плохо выгляжу? Мне ведь только 89-ый годок пошёл!» Да! Вот так скажешь…
Действительно, родилась Прасковья Ивановна Камышенкова гораздо позже Т.Г. – 13 июля 1927 года. В 1952 получила диплом учителя русского языка и литературы местного педагогического института и отправилась на стажировку в соседнее село Новопокровка. А по окончании практики вернулась в Балашов и пришла по направлению в среднюю школу № 6, откуда и вышла через 30 лет на заслуженный отдых. Работала тихо, но не из боязни, а потому, что жаль было тратить время и себя на пустословие всяких совещаний и заседаний, неизменно следуя принципу «и пусть меня минует и барский гнев, и барская любовь». Она любила и любит детей. Им она посвящала всё время и все душевные силы. Её душа неустанно трудится. П.И. помнит, наверное, всех своих воспитанников. И не просто помнит.
Навещает, помогает, чем может: тёплым словом, молитвой, живым участием. И они, появляясь в родном городе, обязательно бывают у неё. Случаются и официальные встречи. С чаем и пирогами, со звонким смехом, с неизменными возгласами: «А помните?» И, конечно, со стихами, любовь к которым привила им первая учительница. Прасковья Ивановна просто начинена ими. А читает – заслушаешься! И они слушают, затаив дыхание, как в детстве. И сами читают стихи, в том числе, и собственного сочинения. П.И. дружила и дружит не только с выпускниками своих классов, но и параллельных, так как многие мероприятия проводили совместно. Среди них братья – близнецы Кузнецовы, А. Кулаков и др. Саша Кузнецов (см. очерк «Кузнецовы») на встрече выпускников  1977 года в 2014 году прочитал большое стихотворение, в котором были и слова благодарности, и поздравления с «годом Лошади», и строки, с которыми нельзя не согласиться: «Всё, что надо, она приготовит, и порядок везде наведёт. И коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт»…  Что ж, правильно понимают характер своей заступницы и утешительницы её взрослые дети. Добавить к соавторам – выпускнику Кузнецову Александру и великому поэту Некрасову -  нечего. Впрочем, как же нечего? Эта умудрённая жизнью женщина (не могу назвать её не только старой – пожилой!) буквально светится какой-то внутренней энергией. И главное достижение, по её же словам, в том, что она любит жизнь! Ей всё нравится! Очень восхищается людьми, их судьбами, их мужеством. Саша Кулаков, офицер, отец невесты, в день её свадьбы прыгнул в воду с берега и оказался прикованным к постели на всю жизнь. Она очень переживает за него. Он бросился в воду, не подумав о последствиях – это не геройский поступок, конечно. Но она уважает нынешнего Александра, который не утратил волю и интереса к жизни. Активен, аккуратен, всегда в гуще событий. Общается с одноклассниками, которые его не забывают. Думаю, что без «воспитательных моментов» со стороны П.И. здесь тоже не обошлось.
Прасковья Ивановна умеет дружить: их дружбе с коллегами, о которых уже упоминалось, более 50 лет! И собственные дети, выросшие в любви, стали замечательными, само-достаточными людьми. Дочь Елена Владимировна 1955 года рождения, получила высшее образование, педагог по музыке, живёт с семьёй в Москве. Всё настойчивей зовёт к себе маму, тревожась о ней. Но маму не прельщает комфортно организованная столичная жизнь. Она ценит свободу, общение с друзьями, родные места, в которых прошла вся жизнь. И сын Павел Васильевич, 1964 года рождения, выпускник той школы, где работала мама, где мы, её коллеги, знали его добрым, трудолюбивым, очень воспитанным, симпатичным. Теперь уже инженер по образованию, семьянин. Живёт в Ярославской области.
            
И внуков своих Прасковья Ивановна, конечно, любит. Они у неё, как у всякой ба-бушки – ещё лучше хороших детей. Внучка Наташа владеет итальянским языком, часто бывает в Италии, по образованию финансист. Старший внук Василий знает 4 языка, журналист – переводчик. Младший Олег работает на стройке в Ярославле.
Подыскивая нужные слова для точной характеристики мировосприятия моей героини, натолкнулась на стихи Н.В. Конукиной, ранее мне неизвестной, в журнале «Природа и человек» (№ 7, 2014г.) и решила, что о такой возвышенной душе и поэтической натуре только и можно сказать стихами:
Я не устану удивляться дождям, закатам и рассветам,
И снам цветным, что часто снятся, и тёплым лужам жарким летом.
Снежинкам, что в лучах искрятся, полёту птиц, цветенью сада.
Я не устану удивляться – как мало мне порою надо!
Правильность моих выводов подтвердилась совершенно, когда Прасковья Ивановна, отвечая на традиционный вопрос, что могли бы пожелать молодёжи, сказала твёрдо: «Не ныть, не унывать, дерзать, любить жизнь, радоваться всему прекрасному, что даёт Бог!»
Июль 2015г. – январь 2016г. В.Ильина


Рецензии