Серебряный век

Русская культура начала ХХ века представляла собой уникальное явление. Серебряный век с полным на то основанием можно назвать и платиновым, и бриллиантовым за обилие имён, что он нам дал. С чем можно сравнить этот период? Древняя Греция, Возрождение. Для большинства запомнились отдельные имена, раскрученные и поднятые выше положенного им уровня революцией. Серебряный век — это не только два-три десятка гениальных писателей, поэтов, философов, художников, но сотни талантливых и тысячи одарённых, имевших задатки. Просто из-за слепящей яркости одних, мы не можем разглядеть других. Анненский, В. Иванов, Белый, З. Гиппиус, Брюсов, Блок, Бальмонт, Северянин, Андреев, Ахматова, Гумилёв, Волошин, Ходасевич, Г. Иванов, Мандельштам,  Арцыбашев, Зайцев, Ремизов, Кузмин, Хлебников, Шестов, Розанов, В. Соловьёв, Трубецкие, Струве, С. Булгаков, Флоренский, Франк, Бердяев, Чулков, Мережковский, Цветаева, Куприн, Бунин, В. Гофман, Аверченко, Тэффи, С. Чёрный, Грин, Садовской, Эллис, Амфитеатров, Минский, Зиновьева-Аннибал, Гейнце, Ф. Крюков,  С. Дрожжин, А. Добролюбов, А. Ланг, Ливен-Орлова, Чарская, Н. Врангель, Ауслендер, Н. Петровская, Рерих, Чюрлёнис, Стравинский. Так ведь это ещё не полный список! Серебряный век — словно последний глоток воздуха. И какой глубокий! Ещё десятилетия после него русская культура могла держаться, сохраняя некоторые свои черты. Но пришла Она. Падчерица,   выкормыш   русской   культуры.   Революция. Которая и задушила свою наивную кормилицу. Философов выслали, писатели и поэты сами уехали (к сожалению или к счастью для литераторов, вожди пролетариата не читали художественной литературы), а далее кое-кого посадили, кое-кого расстреляли, кое-кто сам скоропостижно скончался. Оставшиеся были податливой массой для придания им какой угодно формы. Пришедший на смену соцреализм — это даже не деградация. Это что-то более страшное. Кощунственное и с духовной, и с эстетической сторон. Мутация, антиискусство. Как будто, варвары, захватившие цивилизованный город, пограбившие и осквернившие его храмы, затем для собственного развлечения оскопили поэта и заставили его выступать с похабными частушками. Это суть соцреализма. Почти всё прекрасное, возникшее у нас во второй половине ХХ века, это недобитки, остатки, ручейки, просочившиеся в болото. Однако это не продолжение, не перерождение, а скорее вырождение. Революция и советская власть подвели итог. Уничтожено было всё: от русского народа до русской культуры.


Рецензии