8. Писать просто. Динамич. и статич. описание

РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ
http://proza.ru/2023/10/10/137

Встречаются еще весьма наивные люди, которые полагают, что простота художественных произведений, особенно реалистических, естественна и не требует никаких особенных усилий. "Все гениальное просто", -- даже в этой среде родился афоризм.

Есть и другие наивные люди, которые хотя и согласны с этим афоризмом, но полагают, что умение писать просто -- это особый талант, которым владеет далеко не каждый.

Есть наконец третьи, и автор из их числа, которые считают, что все гениальное просто, но вносят сюда маленькую поправочку, что де простота -- она не естественная, и не свойство таланта, а результат искусства, а значит мастерства. Не каждому дано этим искусством овладеть, но и с одним талантом далеко не уедешь. Такое мнение разделяют подавляющее большинство литературоведов, таких тупых, как профессора филологических факультетов и литературные критики.

Автор данной работы так и не нашел сколько-нибудь убедительных объяснений, каким образом достигается эта гениальная простота, и все же в своих неустанных поисках и размышлениях на этот предмет накропал ряд приемчиков, которыми большие мастера слова достигали этой простоты.

Не претендуя на полноту освещения проблемы он впаковал их в ряд афоризмов. Вот они

Полностью статья находится на lib.ru
http://samlib.ru/editors/s/sokolow_w_d/pisatpr.shtml

* * *

2. ВАЖНО ОТДЕЛЯТЬ ДИНАМИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОТ СТАТИЧЕСКОГО

Из всех элементов повествовательного произведения:

а) сцена (диалог)

б) хроника

в) описание

г) размышление

описание является важнейшим. Различают два вида описания: динамическое и статическое. Что это за фигня, видно уже из названия. Динамическое описание -- это наглядное представление событий в их непосредственном протекании -- действии. "Он сказал", "он трахнул кулаком по столу", "он на минуту задумался", "ей стало плохо, от одной мысли, что до конца жизни придется жить с нелюбимым человеком". Статическое описание -- это описание поля битвы или состояний персонажей. "Комната была продолговатой", "у него на носу была безобразная бородавка", "деревья были обломаны и торчали голыми стволами".

В устном рассказе или даже анекдоте эти элементы различаются редко.

"Ходит Петька вдоль перрона и бьется головой о вагоны.

-- Ты чо делаешь?

-- Да вот, Василий Иваныч, купил билет в мягкий вагон и никак не могу найти".

Где здесь экспозиция, где статическое описание? Если в отдельных деталях и можно обнаружить их рудименты, то они так плотно вписаны в действие, что оторвать их от него без мяса не получится.

Это создает иллюзию, что никакого особого статического описания в литературе вообще нет.

Лессинг вообще полагал, что статическое описание должно даваться динамически

"Если же особые обстоятельства и заставляют иногда Гомера останавливать более длительно наше внимание на каком-нибудь материальном предмете, то... при помощи бесчисленных приемов он умеет разбить изображение этого предмета на целый ряд моментов, в каждом из которых предмет является в новом виде... Так, например, если Гомер хочет показать нам колесницу Юноны, он заставляет Гебу составлять эту колесницу по частям на наших глазах. Мы видим колеса, оси, кузов, дышла и упряжь не в собранном виде, а по мере того, как Геба собирает их. Одни лишь колеса поэт описывает в несколько приемов и последовательно указывает нам на восемь медных спиц, на золотые ободья, медные шины, серебряные ступицы -- на каждую часть порознь. Можно бы сказать, что так как колесо не одно, то и в описании на них употреблено столько же времени, сколько потребовалось бы в действительности на собирание нескольких колес сравнительно с собиранием одного колеса.

Геба ж с боков колесницы набросила гнутые круги
Медных колес осьмиспичных, на оси железной ходящих;
Ободы их золотые, нетленные, сверху которых
Медные шины положены плотные, диво для взора!
Ступицы их, серебром окруженные, окрест сияли;
Кузов блестящими пышно сребром и златом ремнями
Был прикреплен, и на нем выдвигались дугою две скобы;
Дышло серебряное из него выходило; но около
Геба златое, прекрасное вяжет ярмо, продевает
Пышную упряжь златую...

Хочет ли Гомер рассказать, как одет был Агамемнон, он заставляет его надевать на наших глазах одну за другою части убора: мягкий хитон, широкий плащ, красивые панталоны".

И все же такое повествование, построенное так, что статическое описание сведено к динамическому, невозможно. Хотя так написаны прославленные "Илиада" и "Одиссея" (автор специально просмотрел вторую из этих поэм: действительно. статических описаний почти не встречается). но читать эти опусы невозможно. Хоть они и называются прекрасными, и, возможно, таковы и есть для знающих древнегреческий язык, но с точки зрения сюжета они выгладят вычурными и искусственными.

Поэтому отделение динамического описания от статического -- необходимое условие, чтобы повествовательное произведение выглядело простым и естественным.


Рецензии