Разговор Философа и Математика
Ф. – Ну, коллега… это вопрос всех вопросов. Может быть, Вы потребуете определения?…
М. – Да, требую.
Ф. – Тогда, – встречный вопрос: готовы ли Вы утверждать, что существует лишь то, что логически определимо?
М. – Да, и более того, я бы добавил: и «то что, измеримо».
Ф. – Хорошо, поскольку Вы доверяете логике, то приведу одно рассуждение. Предположим, некто фанатично держится логических определений сущего, а в самой реальности вдруг обнаруживается нечто, что не «по зубам» логике и не поддается определению. Не окажется ли в итоге, что зашоренный логик будет слеп к самой реальности и будет отрицать ее?
М. – Пожалуй, но нельзя ли привести пример?
Ф. – Например, душа. В справочнике материалистической психологии читаем: «психология» – наука о душе, а когда находим определение души, то узнаем, что это выдумка идеалистов и что «в научной литературе (философской психологической и др.) термин Д. не употребляется»(1, с. 112, 113).
М. – Вы сначала допустили, что духовная реальность существует, а теперь предлагаете в это поверить?
Ф. – Почему «поверить»? Разве сама математика не есть духовная реальность? Кстати, математика (согласитесь) невозможна без идеи числа. Однако, сущностного определения числа (т.е. числа «как такового») не существует. Вот и существование математики может оказаться под вопросом.
М. – Так…так… Теперь взялись за философские основания математики? Тогда за меня скажет Кант: объект исчислим и измерим при условии, что он сконструирован по схеме числа, тогда он становится предметом математики и вообще точных наук.
Ф. – Отлично! Однако, сказав «а», Вы должны сказать «б», согласившись, с реальностью духа (в кантовском смысле) и с духовной реальностью математики. Кстати, заглянув в современную энциклопедию(2), легко убеждаемся, что все попытки определения числа вновь и вновь возвращаются к идее кантианца Кассирера, согласно которой числа суть не имеющие никакого собственного определения элементы в системе отношений(3, с. 39).
М. – Допустим, но мы говорили о том, что формальная логика (а, значит, и математика) упускает из виду некоторую область мира. Если так, то мы должны задать ограничения, показать ограниченный интервал действия логических определений. Не так ли?
Ф. – Да. Здесь мы оказываемся на границе, отделяющей логику от того, что ей не по зубам. В чем причина этой слепоты? – Можно даже сказать, что ее слабость это оборотная сторона ее силы.
М. – … и Вы можете раскрыть тайну этой силы-слабости?
Ф. – Да, пожалуйста. Предложу три момента: 1) общая схема дедукции всегда заранее предопределяет форму и содержание того, что в ней будет размещено (иное туда не попадет); 2) формальная логика всегда подразумевает, в качестве предпосылки, отождествление нетождественного, т.е. всегда упускает неповторимую уникальность вещей (см., например, работы Э. Мейерсона и Д.П. Горского); 3) логика уместна там и тогда, где аналитическое разложение реальности оправдано (т.е. упускает целое, которое существенно больше суммы частей).
М. – Пусть так, но вернемся к началу разговора. Допустим, мы приняли, что математика суть духовная «вещица»; однако, правы ли Пифагор, Галилей и Эйнштейн, которые утверждают, что книга природы написана языком математики?
Ф. – Можно обернуть это и спросить по-другому: не является ли математика «вещью» исключительно человеческой, имея в виду те идеализации и аксиомы, которые лежат в ее основании?
М. – Возможно, но почему эта «вещь» исключительно человеческая? Ведь бытие человека органично (в некотором смысле) бытию «вообще»? Вспомним досократиков…
Ф. – Прекрасно сказано! Именно с легкой руки досократиков родилась идея Dasein (= бытие-в-мире). Эта идея неотделимости человека от мира (как целого) – важнейший результат современной герменевтики. Здесь – квинтэссенция всей истории западной мысли. Многое уже было выяснено Аристотелем: «в какой мере каждая вещь причастная бытию, в такой и истине». Человек ведь тоже «вещь», причастная, органичная бытию.
М. – Насколько я уловил из нашего разговора, бытие не поддается определению. Значит ли это, что человек в его бытии не объясним?
Ф. – Да, он «неопределим», т.е. для логики он действительно остается «вещью-в-себе». Однако, в самом человеке есть способность богаче и мощнее, чем просто логическое объяснение. Это – понимание.
М. – … и Вы можете объяснить, чем отличается понимание от объяснения?
Ф. – Сказано остроумно. (Кажется, будто здесь расставлена ловушка для герменевтики.) Вообще говоря – нет, конечно, объяснить нельзя. Можно увидеть. Вот Вы, например, увидели (без всяких определений), что математика вещь духовная, а, значит, ее красота – не просто метафора.
-----------------------------------
1 Психология. Словарь. / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. 494 с.
2 Статья «Число» / Электронная библиотека Института философии РАН. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: 2001. URL: (дата обращения: 31.03.2017)
3 Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1912. 400 с.
Свидетельство о публикации №224051400496
И почему у души нет определения если она выдумка?
Юлия Ковалевская 24.09.2024 23:48 Заявить о нарушении
Не понял, в чем суть Ваших возражений.
Да, относительно логики «все» вещь в себе, но не «для», т.е. она этого не знает.
Про душу тоже неясно: дать определение выдумки? (кстати, что такое душа – для Вас?)
Владимир Федорович Васильев 25.09.2024 07:41 Заявить о нарушении
Извинясь, что длинно получилось. Ну, была не была.
Определения, те что в словарях и энциклопедиях зачастую противоречат сами себе, не однозначны они. Чтобы начать процесс определения, хорошо бы однозначно обозначить исходные данные. Не так ли?
1) Когда мы найдём эти истинные данные, то есть когда нас обоих их однозначность устроит абсолютно, то и обсуждать больше ничего не придётся. Останется только пожать друг другу руки, так сказать.
2) Или мы намеренно воспользуемся противоречивыми определениями и вечность будем барахтаться в неприятных, плюс-минус, условиях.
Душа — сверхъестественная нематериальная бессмертная субстанция, придающая целостность и непрерывность индивидуальному существованию, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли; универсальное жизненное начало, витальная сила, которая присутствует в каждом живом существе; субстрат всех сознательных и бессознательных психических процессов. Обычно противопоставляется телу. (Википедия)
Душа - внутренний, психический мир человека, его сознание. "Предан душой и телом своему делу";
- то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. "Добрая душа". (Словарь)
Уважаемый Владимир Фёдорович, Вам больше нравится вечная субстанция или сознание? Объединив два определения, делаем вывод, что вечная субстанция = сознание = душа. Значит сознание не может не быть (это то, что не может не быть). Души не может не быть, а значит и определение определённо будет.
Другой вопрос: зачем нам два названия одного и того же? Ведь определение должно быть однозначным. Тогда, пусть душа - один из аспектов сознания. А сознание - способность мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности.
Пусть действительность - субъективный мир который содержит в себе объективный.
Тогда, душа - позитивный аспект сознания; выражается в способности определять своё позитивное отношение к действительности. Сама способность вечного позитивного отношения к самой себе. То есть, душа не может быть чёрной, заблудшей, истерзанной, злой, и даже грешной; душа не может содержать негативные аспекты, не является негативным аспектом. Если душа, то только позитивный аспект.
Значит "Грешная душа" - негативный аспект сознания, а само высказывание "грешная душа" является абсурдным.
Согласны? Вечна ли душа теперь? Вечен ли позитивный аспект сознания при том, что сознание вечно? Конечно, душа вечна. Всё вечно.
Как создаётся впечатление "не вечный"? Абсурдностью? Отказом от позитива? Противоречием?
Противоречие - положение, при к-ром одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, несовместимое с ним, несогласованность. (Словарь)
Но сознание есть всё и всё вечно, а мы хотим часть этого "вечно" осознать "невечным". Как же это сделать?
Вот вода. Он была, есть и будет. Что значит сказать "вода исчезла"? Перешла в другое состояние. Можно сказать, что свершившийся переход из одного состояния в другое называется отсутствием, исключением, несовместимостью, несогласованностью? Не всегда, но любое отсутствие - другое состояние (впечатление отсутствия). Не быть не возможно.
Душа вечна, как и отсутствие души, это разные состояния. Можно ли одновременно быть и водой и паром? Можно, но по отдельности (разделиться и одновременно быть в двух состояниях) или последовательно (быть одним, изменяясь во времени)
(Состояние - положение, в к-ром кто-н. или что-н. находится. (Словарь))
Значит состояния бывают:
1) одновременные
2) последовательные
3) постоянные
Состояния отсутствия не бывает.
Корректируем:
Душа - состояние, в котором один из аспектов сознания выражается в способности определять своё позитивное отношение к действительности.
И наоборот, чтобы создать душу (войти в состояние "душа"), необходимо обрести способность мыслить позитивно.
Мыслить - делать выводы (логический процесс, сама логика).
Позитив (в логике) - то, что одновременно вызывает только положительные эмоции. То, что одновременно вызывает и положительные и отрицательные эмоции (одновременное состояние, царь рад - народ страдает), или только отрицательные - всё это негатив. То есть позитив он определяет отношение вообще, а не только своё.
Ещё разок корректируем:
Душа - состояние, в котором один из аспектов сознания выражается в способности определять позитивное отношение к действительности.
Сознание - мысль, чувство; "Его мучило сознание, что он ошибся"; - способность мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности как свойство высшей нервной деятельности человека; "Бытие определяет сознание". (Словарь)
Сознание - состояние содержащее в себе все аспекты всеми способами; нечто являющееся всем; Бог.
Ещё разок пробуем:
Душа - состояние сознания в котором мысленно и логически определяется позитивное для всех отношение к действительности.
Вроде ничего. Вроде ничего?
Юлия Ковалевская 25.09.2024 14:26 Заявить о нарушении
Попробую освоить эту Вашу, наверное, очередную (говорю без иронии - с восхищением)диссертацию. Столь серьезное отношение требует и от меня серьезное неспешное чтение. Еще сельские дела отвлекают, поэтому дайте мне немного времени.))
Владимир Федорович Васильев 25.09.2024 15:30 Заявить о нарушении
Мои впечатления – по пунктам:
1. В целом ход рассуждений мне понравился.
2. Уверен, что в теме о душе, Духе, Боге не может быть однозначных решений, тем более, здесь не может быть строгих научных определений в картезианском (т.е. наиболее строгом) смысле.
3. Внутри предложенной Вами картины мира, где Бог= Сознание, а человек создан «по образу и подобию», читатель, согласный с этой картиной мира, думаю, согласился бы и с Вашими рассуждениями.
4. Существует целый ряд серьезных воззрений, т.е. не менее цельных картин мира, в которых рассуждение было бы другим; в частности, например, буддист вообще не признает душу, а Бога представляет иначе. В индуизме есть похожие на Вашу версии, но в наиболее глубоких истолкованиях Ригведы отношение к Богу почти не отличается от даосизма, где Исток мира есть абсолютная тайна, Пустота, шуньята, а в православии есть близкое к этому воззрение – исихазм (кстати, подобная даосская картина мира мне ближе всего).
ххх
Так или иначе, Ваши рассуждения о Сознании и душе в целом мне кажутся удачными.
Владимир Федорович Васильев 26.09.2024 12:00 Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир Фёдорович, что ответили и, ещё раз спасибо, что без негатива.
Конечно же, дело не в том кто и как представляет Бога. Это же, своего рода игра, хотя и очень жестокая. Всех объединяет само наличие Бога. Даже атеисты отрицая Бога, тем самым признают его (верят в то, что Его нет) - имея сознание верят в его отсутствие. Цель таких людей, вероятно, отсутствовать всеми способами. Наверное с ними хорошо в прятки играть.
Владимир Фёдорович, я не предлагаю картину мира, я не знаю другой картины мира. Мы же каждый находимся в своей голове в виде сознания, это же очевидно. Другой вопрос какими качествами, возможностями или способностями мы наделяем это сознание - себя и, следовательно, всех остальных; или не наделяем.
Будда не Бог, но все буддисты стремятся к состоянию Будда. То есть Бог (в буддизме) - состояние нирванны. Слово «нирвана» происходит от санскритского слова «нир», что значит «угасание», «затухание» (лучше бы оно означало "угас", "затух").
Сознание - Бог это ещё и безупречная логика. И что мы наблюдаем когда цель сознания, цель логического процесса, затухание и угасание? А наблюдаем мы натягивание совы(реальности) на глобус-угасание прекрасными словами: «Подобно тому, как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или подобно тому, как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают все аффекты и влечения, питающие страдания.» - угасающе-затухающее сознание. Типичный представитель буддизма (97,9 процента буддистов) - Камбоджа. Пойду гляну где это почти угасло. Ничего так, продолжает гаснуть.
Здесь есть и обратная сторона - наш супперправильный, позитивный, современный и всемогущий сознание-Бог видит буддистов угасающими, увядающими, пассивными и умирающими, ведь они этого сами хотят, хотят освободиться от многого, а получается - только от логики. И как с этими буддистами взаимодействовать? Как с ними развивать машиностроение или сельское хозяйство если цель Бога угаснуть? Конечно же Бог всемогущь и он позволит буддистам угасать вечно. Радует, что ядерного взрыва на территории Камбоджи не будет.
Да, зато с монотеистами не соскучишся.
Христьяне, мусульмане и иудеи угасать не собираются. Они пока не решат как буддистов оставить, а всех уничтожить не успокоятся.
Владимир Фёдорович, хорошо, что мои рассуждения хоть кажутся Вам удачными, это большой прогресс для меня.
(Любовь - ощущение (чувство) испытываемое в состоянии сознания, в котором мысленно и логически определяется позитивное для всех отношение к действительности. )
Юлия Ковалевская 26.09.2024 15:13 Заявить о нарушении