Алексей Акинчиц. Эксперименты с русским роком

     Сразу  оговоримся:  «русский»  рок  в  значении  не  стилистическом, а  географическом ( как  предмет  обсуждения  в  кратком  описании-эссе).
Сегодня    нам  остро  не  хватает  актуального  искусства,  песни  не  «года»,  а  дня. «Социальный  заказ» как  таковой  едва   ли  возможен в  условиях  отсутствия  «официальной»  линии  культурного  поля,   поля  конкуренции  отдельных   авторских  проектов. Скажем,  если  в  советское  время  композитор  получал  заказ  от  театра  на  написание  оперы  или  балета  на  заданную  тему,  авторы  имели  возможность  в  течение  нескольких  лет  работать  над  созданием  партитуры ( гонорары  за  такую  работу  колебались  в  пределах  стоимости  нескольких  автомобилей,  а  после  включения  произведения  в  репертуар  театра  авторы  получали  «авторские»  отчисления  с  каждого  спектакля). Это  высший  уровень  социальных  гарантий  для  создателей  артефакта.
В  условиях  шоу-бизнеса  картина  другая. Продашь  ли  ты  свой  «товар»?
Продашь  ли  ты  своё  исполнительское  мастерство   с  успехом  для  себя?
Кто  заказывает  и  оплачивает  музыку?

     Ясно,  что  заказ  существует  всегда. На  моду.  На  вкус. На  конечный  результат. То есть  деньги  и  умы.
Рок  как  явление  в  области  популярной  музыки  явился  в  наши  города  в  70-е годы  прошлого  века  на  смену  «стилягам». Грубый, крепкий, понятный,  как  молоток  в  руках  рабочего. Это  была  музыка  не танцевально-развлекательная,  а  с  претензией  на  «смыслы»,  обобщения, аналитику  и  протест  -  в   не  вызывающей  сомнений  определённой плакатной  форме. Условно  говоря,  рядом  с  песнями  и  танцами  восстало  нечто  эпически  крупное  -  как  граффити  во  всю  стену  многоэтажного  дома  рядом  с  натюрмортами -  пейзажиками размером  с  открытку…  ну  или  альбомный  листок. Это  было  нечто  глобальное.

     Привлекательно?  Ещё  бы!  Главное,  в  музыкальном  плане  не представляет  особых  трудностей -  послушал,  повторил, и  вот  уже  ты  крутой  парень. Но  в  нашей  музыкально-профессиональной  среде  нашлись  энтузиасты,  придавшие  изначальной  примитивности (скажем  иначе,  лапидарности)  жанра  консерваторский  лоск (А.Градский,  "Автограф"). Мелькнули  серьёзные  темы   ( «Ирландия – Ольстер»,  «Я Гойя»),  появились  даже  крупные  жанры  в  виде  зонг-опер, рок-опер, легенд, баллад,  рапсодий  и  пр. в  виде  развёрнутых  инструментальных  композиций, что  особого интереса  не  вызвало,  как  и  всё  зашкаливающее  в  сугубый  профессионализм, и  даже оперы,  за  редкими  исключениями,  не  вошли  в  быт  как  объекты  постоянного  пользования. Прижились  «концерты» -  серии  песен,  подкреплённых  сольными  импровизациями  гитаристов -  и  театрализованные  формы  эстрадного  ревю  с  широким  использованием  визуальных  эффектов. Так  называемые  «шоу»...

     Однако,  было  -  и  продолжается -  социокультурное  явление  под  названием  «русский  рок». Ничего  в  нём  русского,  разумеется,  нет  и  быть  не  может,  поскольку  рок  возник  и  питается  другой  культурной базой. Это  его  право). Он  по-прежнему  не танцевален,  тяжёл,  громок, ограничен  спецификой  средств  и  приёмов  подачи  музыкального  материала. Он  живёт  по  своим  законам,  отдадим  ему  должное. И…  возьмём  у  него то,  что  нам  понадобится  в  наших  целях  и  задачах.

     На  сегодня  задача  одна  -  соответствие  целям  и  задачам  спецоперации.
Всё,  с  этого  слова  читатели  отвернулись  и  ушли,  но  я  продолжаю!
И настаиваю  на  своём. Да,  необходима  музыка  о  сегодняшнем  военном  быте,  о  героизме  воинов, о  терпении  тех,  кто  их  ждёт  дома,  о  том,  что  такое  сегодня  война  и для  чего  нам  нужен  мир -  о  цене мира,  о  цене  победы,  конкретно,  доходчиво,  талантливо,  ярко,  доступным  языком!
Сонатой  здесь  не  отпишешься,  и  Ленинградской  Симфонией  тоже -  симфонии  не  пишутся  «на  злобу  дня»,  пишутся  песни. К  примеру,  песни  А.Акинчица. Сперва  попалась  композиция  «На  правой  стороне», затем  «Радиация», и  вот  несколько  дней  как  звучит «Раскол». Что  в  них  хорошо  и  что  не  очень? Есть  вопросы (замечания)  к  качеству  текста -  музыкального  и  собственно  слов -  и  нет  вопросов  к  визуальному  оформлению  композиций. Такие  композиции  создаются  посредством  монтажа  необходимого  автору  видеоряда,  что  технически  стало  возможным  в  нашу  эпоху  и  доступно  любому  специалисту  в  этой  области. Принцип  соединения  в  нужном порядке  разных  кадров,  создающих  у  зрителя  дополнительный  эмоциональный  трек -  панорама -  как  бы  не  нов  в  истории  искусства. Плакатность,  опять  же,  приём  со  времён  наскальной  живописи,  по-прежнему  самый  действенный  и  бьющий  в  цель. «Наглядная  агитация» -  так  это  называлось  в  годы  революции, гражданской  и  Великой  Отечественной  войн. Плакат  -  это  призыв  к  действию!  Вот  чем  русский  рок  Акинчица  отличается  от  западного  прародителя,  живущего  в  себе  самом   для  себя  самого (это  я  о  роке,  простите).  Это  не  «протест»  вообще,  а  призыв  в  частности,  и  не  побрякушечка (типа  «Села  батарейка»,  что  тоже  как  бы  «русский  рок»  или  «Я  свободен!»,  в  смысле,  от  штампа  в  паспорте),  а  публицистическая  статья,  политический  памфлет,  драматический  монолог  Гамлета  на  сцене  ООН -  это серьёзно. Наконец-то! Наконец-то  рок  нам  пригодился  со  своими  первичными  признаками:  коммуникативность,  доступность,  популярность. Драматургия  построения  видеоряда -  сюжет  как  данность  и  как  результат -  безупречна. Принцип  соединения  эпизодов  в  одну  композицию  -  это  я  уже  о  музыке -  тот же,  соответственно,  это  драматургия  наращивания  и  постепенного  усиления  впечатления,  данного  в  самом  начале  как  заряд,  сгусток,  ком,  а  не  «постепенно  прорастающее  зерно», и  осуществляется  это  средствами  наращивания  фактуры,  уплотнения,  средствами  динамики,  нарастающей  к  финалу… Да,  это  приёмы,  характерные  для  русской  версии  рока. Только  теперь  это  не  сила  «вообще»,  а  героика  нашего  времени. Героический  эпос  эпохи  компьютеризации. Художественный  результат  экспериментов  А.Акинчица   получает адекватную  оценку,  и  это  оценка  высоко  талантливого  воплощения  художественного  замысла  и  его  исполнения,  насколько  я  понимаю,   индивидуальными  средствами  самого  автора- исполнителя. Это  достойная  работа,  и  она  останется  в  антологии  русского  рока  как  его  вершинные  образцы. К  сожалению,  крайне  малочисленные  работы  такого  уровня. Хорошо, что  они  у  нас  есть!

14.05.2024.


Рецензии