Черный замок

Даже самой черной ночью, когда небо закрывали тяжелые тучи и волны черной воды самого опасного озера, какое только доводилось видеть человеку, разбивались о скалы, с берега был четко виден замок, что стоял на высоте неприступной скалы. Люди поговаривали, что в нем никто не живет, однако, он казался жилым. По ночам в его узких и длинных окнах горел желтый свет. Этот свет появлялся очень редко, завидев его, многие крестились и шептали молитвы, предчувствуя нависшую над округой беду. Поговаривали, что видевших этот свет, вскоре находили в глубоких водах. Скала была гладкой и очень высокой, единственная дорога, что вела к замку, была извилистой и оттого опасной. Крестьяне и одинокие путники спешили в деревню, на ходу оглядываясь на скалу. Она казалась безжизненной, более того, казалось, что все, что коснется ее, тут же умрет от ядовитого дыхания. Все так и было, если кто и появлялся у скалы, тому не долго оставалось жить. Жизнь каплями с каждым выдохом покидала его, а смерть торжественно вела по своей тропе. Скала, как и замок, притягивали взоры, устрашая, как нечто необыкновенное. В деревне поговаривали, что на самом деле ад находится не под землей, как это было принято считать, а на вершине этой скалы, через черное озеро, воды которого оставались мутными всегда. Да и само озеро имело дурную славу, в нем всегда находили утопленников, да не сразу, а через несколько месяцев, а то и год. Будто они находились в услужении у дьявола, прежде чем всплыть изуродованной разлагающейся жутью. Матери пугали детей, чтобы отвадить их бегать к озеру, говорили, что в нем живет сам сатана.
В одну из таких черных ночей, когда на небе не было видно ни одной звезды, а луна спряталась за тяжелыми тучами, из деревни вышла молодая девица и пошла к озеру, шла быстро, не оглядываясь, будто решилась на что-то ужасное. Ее торопливые шаги приближались к воде, она уже почти дошла до края озера, когда в замке напротив, появились огоньки в окнах. Завидев их несчастная вскрикнула и остановилась, наблюдая как один за другим загораются окна замка, словно глаза гидры со множеством голов. Наконец, в самом большом окне вспыхнул свет и на его фоне появился силуэт. Девушка вскрикнула и упала на песчаный берег, ноги не держали бедняжку, а сердце забилось быстрее. Она неотрывно смотрела на одинокий силуэт в окне замка, который, все еще не исчезал, и, казалось, наблюдал за ней. Наконец, собрав все свои силы, она отползла от берега, шепча молитву. Насилу поднявшись, она стремглав помчалась в деревню, зовя на помощь. Никто не отозвался на ее отчаянные крики, в какую бы дверь она не стучала, все оставались глухи. Наконец, она с силой заколотила кулаками еще одну дверь, которая со скрипом открылась. Девица боязливо открыла ее, вспомнив, что это ветхий дом угрюмого старика. Она увидела его сидящим перед камином, что пылал жарким огнем, и ей показалось, что это огонь самой преисподней. Тем временем старик повернулся и все тем же злым видом стал разглядывать нежданную гостью, которая сейчас испуганно жалась к стене.
- Что ты так колотишь? – угрюмо спросил он, - за тобой будто черти гнались.
- Я видела, видела, - пролепетала она, испуганно глядя на него.
- Что ты видела, дитя? – он встал и подошел к ней.
- Видела человека в замке, что на том берегу, - выпалила она, глядя на него и с ужасом вспоминая тот самый силуэт.
- Там никто не живет, - старик внимательно посмотрел на нее, - может тебе приснился сон?
Она отчаянно замотала головой, и опустилась на пол, дрожа от страха.
- Эй, да на тебе лица нет, - он быстро подошел к ней и поднял с пола, - ну, сядь к огню. Расскажи мне, что случилось с тобой. Зачем ты вообще вышла из дома ночью?
- Я осталась совсем одна, - внезапно она расплакалась, вспомнив, что чуть не покончила с собой, - пошла на озеро. Ведь я осталась совсем одна, без бабушки, без еды. Никто к нам не пришел.
Старик протянул ей миску с кашей.
- На, ешь, да рассказывай.
Девушка жадно накинулась на еду. Он сел напротив, думая о чем-то своем.
- Что ты видела?
- В окне замка стоял мужчина, - захлебываясь стала говорить она, - а в окнах стал зажигаться свет. Золотой свет. А он все стоял и смотрел на меня. Он будто смотрел на меня.
- Он смотрел на тебя, - кивнул старик, пугая ее.
- Откуда вы знаете?
- Как тебе удалось уйти оттуда?
- Я молилась и ползла к деревне.
- Молитва! Вот что спасло тебя от дьявола.
- Кто он?
- Он тот, кто все не может умереть. Его не добили, оставили на верную смерть. И теперь он сводит счеты с людьми, забирая души. Кто же знал, что он выживет после всего, - старик задумчиво посмотрел на огонь, - испытание огнем прошел, а значит невиновен. Убивает людей, значит, виновен.
- Можно я останусь у вас?
- Ложись на печь. Я все равно теперь не усну.
Пока девушка устраивалась на печи, старик достал из дальнего угла комнаты ружье и патроны, ножи и арбалет. Выложив все на стол, он стал аккуратно складывать это в суму, поглядывая из окна на огни высотной скалы.    
Она не смогла уснуть и наблюдала, как старик собирается. Светало. На улице прокричали первые кочеты. Засуетились люди, были слышны голоса и лай собак. Деревня проснулась, было слышно всех, особенно старуху, что жила на краю деревни. Истошно крича, она прибежала прямо к дому старика и заколотила в дверь, не обращая внимания на собирающихся людей. Девица подбежала и открыла дверь, пока старик продолжал чистить ружье. Старуха вбежала в дом и направилась прямо к нему.
- Ты хоть знаешь, что натворил, - кричала она, - кому теперь расплачиваться за это?
- Тише, - старик грозно посмотрел на нее, - не кричи, старая.
- Я видела его уже на пороге замка. Он стоял, как и тогда, и он живой, помяни мое слово! Он спустился к нам за тобой.
- Он и раньше спускался за мной, - пробормотал старик.
Тем временем толпа крестьян собралась у дома старика, наблюдая за всем происходящим из открытой двери.
- Что ты людям теперь скажешь, - причитала старуха, - ведь ты обещал нам всем, что призрак останется призраком и больше не явится. А это кто? Уж не внучка ли Магдалены? Что ты здесь делаешь, девочка?
- Она пойдет со мной, - сказал старик.
- Я не пойду, - ответила девица, - я боюсь.
Тем временем толпа стала нарастать, гул голосов не прекращался пока старик не вышел на порог, ведя сопротивляющуюся девицу.
- Ну что вы здесь все столпились, - крикнул он, - а ну пропустите меня.
- Куда ты ее повел и на что? – спрашивали женщины.
- Вчера он упустил жертву, - мрачно пояснил старик, - сегодня он должен выйти, если увидит ее. Сегодня, призрак он или полуживой, я убью его.
Толпа крестьян проводила их до берега, наблюдая, как они садятся в лодку и отчаливают. Старик греб, хмуро поглядывая на замок, который приближаясь, поражал своей высотой. Сейчас в его окнах не было света, но девица чувствовала, что нечто затаилось там и ждет их. Злой ветер стегал холодными брызгами по лицу, продрогнув до костей, они насилу достигли другого берега. Девушка и старик пошли по извилистой тропинке прямо к замку.
- Кто нас там ждет? – вопрошала она, - он что чудовище?
Старик молчал и шел, нахмурив брови и не отвечая ей.
- Если вы будете молчать, я не пойду, - заупрямилась она, дернув его за рукав.
- Ты должна пойти, иначе мне его не одолеть, - ответил он, - тогда он спустится в долину, и все погибнут.
- Кто он? – ее вопрос эхом прокатился ввысь.
Она испуганно оглянулась по сторонам.
- Кто здесь? – прошептала она.
- Только мы, - ответил старик, - до вечера надо успеть подняться на эту проклятую скалу. Видишь, как далеко находится замок, он недосягаем отсюда.
Они шли долго. Временами она оглядывалась назад и с ужасом замечала, как тропинка становится все тоньше, а озеро все меньше. Лишь под вечер им удалось дойти до ворот замка. Величественный замок был высоким и выглядел мрачно. По его холодным стенам вились растения, стальные ворота с трудом открылись. Их скрежет был подобен звукам ада. Они зашли во двор. Он был пуст. Не было ни единой живой души. Девушка со страхом цеплялась за старика, озираясь вокруг. Старик уверенно направился к входным дверям замка, словно он был здесь и не единожды. Они зашли внутрь и остановились в холле. В огромный холл спускалась винтовая лестница с причудливым узором. Старик повел девушку вверх по лестнице. Они поднялись на пустой этаж некогда большого зеркального зала. Посередине висел крест, под ним ярко горел камин.
- Кто разжег здесь камин? – голос девушки эхом прокатился по зале, заставив ее съежиться от страха.
- Он где-то прячется, – старик взял арбалет и завел девушку за спину.
- Ты пришел! – услышали они голос и обернулись в сторону окон. Там, у самого большого окна, стоял мужчина в черном одеянии.
Старик не ответил, прицелившись, он собирался выстрелить.
- Ты уже стрелял и раньше, - напомнил ему мужчина, - думаешь, на этот раз повезет?
- Кто это? – прошептала девушка, стараясь разглядеть его в тени.
Незнакомец стоял в тени, высокий и статный, в черных одеяниях, он больше походил на благородного лорда.
- Опять привел очередную жертву, - продолжал он, - интересно, перед самой гибелью ей суждено услышать ответ? Все они спрашивали кто я. Но ты не ответил ни одной из них.
- Замолчи, - руки старика дрожали, - не старайся запутать меня. Как тебе удается остаться в живых? Разве не расправился я с тобой в тот раз? Когда это было? 20 лет назад?
- Тебе не по силам справиться со мной, - угрожающе произнес мужчина, - ты слаб.
Пока они разговаривали, он продвигался к кресту, на другой конец залы. Старик все время держал его на мушке, но любопытство будто мешало ему выстрелить. Встреча с давним противником обоим казалась последней.
- На этот раз это конец, - произнес незнакомец, - ведь я разгадал твою слабость.
- Какую слабость? О чем он? – еще раз спросила девушка.
Незнакомец стал приближаться к ним и застыл, стараясь не попасть в полоску света.
- Прицелься в него, милая, - старик вдруг вручил ей арбалет, - я помогу тебе, не бойся.
- Не бойся! – повторил незнакомец, - но спроси, отчего же он сам не выстрелит?
- Я могу, - ответил старик.
- Так стреляй, - незнакомец обернулся на крест, - мешает? – уточнил он, - тебе мешает крест?
- Кто он? – повторила девушка, - почему вы не стреляете?
- Прицелься в него, милая, - повторил старик, - не думай ни о чем. Он должен умереть сейчас, иначе быть беде.
- Вот что ты им говоришь, быть беде! – воскликнул вдруг незнакомец, - ты ловок! Тебе почти удалось убить меня тогда, но вера не дала совсем затуманить разум той бедняжки. Ее рука дрогнула, и я выжил. А ты сбежал! Трус!
- Кто вы? – зачарованно посмотрела она на него.
- Не слушай его, дитя, - шептал старик, - не надо его слушать. 
- Я безоружен и стою перед тобой. Ты можешь подойти и выстрелить в меня без нее, - продолжал он, - если тебе не мешает вера! Она всегда тебе мешала, вот почему в этом проклятом озере находят трупы.
- Это твоих рук дело, - возразил старик.
- Нет, твоих! Ты лишил их веры и толкнул туда. А я мог лишь наблюдать за этим, освещая их последний путь. Мой свет помог им прийти в себя и не входить в озеро.
- Он только пугает людей, свет, - ехидно заметил старик, - стреляй! – крикнул он девушке, - стреляй, не то он заговорит нас!
Она тем временем смотрела на мужчину, который подошел к кресту. Свет огня факела, висевшего рядом, озарил его лицо. Бледный лик был омрачен суровыми складками, избороздившими его высокий лоб. Его глаза, черные как ночь, пронзительно смотрели на них. Казалось, он нисколько не боится нацеленного арбалета.
- Стреляй же, стреляй! – выкрикнул старик и с силой толкнул ее. 
- Нет, - выкрикнула она, - я не могу! Ведь он спас меня, ты все слышал. Свет зажегся в окнах замка, и я не сделала того, зачем пришла на озеро. Я не стала топиться!
- Стреляй, не то он убьет тебя! – настаивал старик.
Девушка уронила арбалет на пол и отошла в сторону.
- Ты, ты заколдовал ее, - старик с ужасом смотрел на человека, - зачем ты снова появился в окне, Дин Грей?
Человек вздрогнул, услышав свое имя. Он с ненавистью взглянул на старика, поняв, что ему ничто не угрожает.
- Ты видимо, забыл, - вскричал он, - забыл, что случилось 20 лет назад в этой зале? Ты, глупый скупец! Ты погубил ее, и с тех пор нет тебе покоя! Всякий раз ты приводишь сюда девиц, ее возраста, но так не похожих на нее. Убирайтесь, и более не смейте тревожить мой покой. Я не желаю вашей смерти. Ты будешь жить долго, помня ее и то, что ты натворил!
- А что будет с тобой? – спросил вдруг старик, - ты похоронил себя здесь, и все думают, что ты стал призраком. Призраком, который убивает невиновных. Всех, но не меня, меня, которого ты обвиняешь в своих бедах. А ведь она была твоей сестрой!
- Она была удочерена, но никогда не была кровной сестрой, - вскричал Грей, - а ты погубил ее, зная нашу тайну. Ты погубил всех, раскрыв ее. По твоей милости, все пали прямо здесь, в этой самой зале. Или ты настолько обезумел, что решил забыть? Не смей забывать об этом! Помни о милости, оказанной тебе и о чудовищной плате, полученной за это! Гореть тебе в аду, Эдвард Джонс!
Старик стоял, опустив руки. Было видно, что каждое слово Грея было правдивым. На лице Джонса появился страх, который заставил его отступить, забыв о девушке, которая стояла, вжавшись в стену.
- Ты забыл об Изабелле, - напомнил старик, словно пытаясь спастись.
- Ее нет в живых, - напомнил Грей, - она умерла в Париже, когда ты арестовал ее и отправил на каторгу.
- Она исчезла по пути туда.
- Прекрати оправдываться, я принял тебя и оказал милость, а ты погубил Елену!
При упоминании этого имени, Джонс отшатнулся к двери, злобно глядя на Грея.
- Елена, - произнес он, - ты никогда не любил ее. Ее погубил не я, а страсть, которая жила в ней годами, отравляя все ее существо. А ты ничего не сделал, чтобы помочь им. Ты стоял между ними, словно боялся потерять ее.   
Грей достал кинжал и показал на массивную дверь.
- Ночами ты так часто говоришь это себе, что почти поверил, но ты знаешь, что погубило ее душу. Идите прочь, - грозно выкрикнул он, - прочь из моего замка! Не смейте беспокоить меня.   
Девушка, в ужасе от увиденного, стремглав бросилась к двери, таща за собой старика. Они выбежали из замка, и остановились лишь тогда, когда массивные ворота замка со скрежетом закрылись за ними.
- Кто он? – она испуганно посмотрела на старика, который был подавлен.
- Он живой человек, не призрак, - устало ответил старик, - хотя лучше бы он умер тогда.         
Они спускались вниз по пыльной тропинке, которая с каждым витком отдаляла их от странного замка и его обитателя. Когда они почти спустились к воде, направляясь к лодке, девушка, схватившись за руку старика, указала на лодку, приближающуюся вдалеке.
- Кто же это может быть? – спросила она, - кому надо плыть сюда, в это проклятое место?
Старик тревожно вглядывался вдаль, чувствуя нарастающую тревогу. Прошло добрых полчаса, пока маленькая точка на воде превратилась в лодку, причалившую к берегу. В лодке сидели двое. Молодой крестьянин, за веслами и женщина лет 40. Старик помахал им и стал приближаться, ведя за собой девушку. Подойдя ближе, он остановился и побледнел. Дрожащим пальцем он указал на женщину, тщетно пытаясь произнести хоть слово. Его изумление было настолько велико, что он позабыл обо всем вокруг.
- Что вы здесь делаете? – спросила женщина, едва взглянув на них, - вы работаете в замке?
- Нет, миледи, - ответила девушка, дергая старика за рукав, - мы уже отплываем отсюда.
Они спешно сели в лодку. Девушка стала грести, уводя ее подальше от опасного берега и его обитателей, когда как старик продолжал смотреть на женщину, беззвучно повторяя ее имя.
- Кто они такие? – спросил крестьянин, - они тоже работают в замке?
- Нет, Робин, тебе придется найти кухарку, горничную и трех слуг. Найди их завтра же. Разместим их здесь, в небольших флигелях для прислуги. Платить я им буду справно, а ты присмотришь за всем хозяйством. А сейчас нам надо подняться по этой тропинке. Сюда даже карета не доедет. И о чем думали, когда стоили замок на такой высоте, - говоря это, она стала подниматься по тропинке вверх.
- Он смотрел на вас как-то странно, - продолжал крестьянин, - будто знает вас.
- Все, кто знал меня здесь, уже давно мертвы, - ответила она, грустно посмотрев на попутчика.
Оставшийся путь они шли и молчали, изредка обмениваясь репликами. Подойдя к массивным воротам замка, они остановились, рассматривая резные узоры старинного герба, кои служили главным украшением. Войдя во двор, они не спеша прошли через него, замечая, как пустынно вокруг. Не было ни собак, ни кошек, ничего, чтобы напоминало бы о живом.
- Это ваш замок, миледи? – спросил Робин.
- С некоторых пор, - неопределенно ответила она, - осмотрись здесь, но прежде, помоги мне разжечь камины в покоях и в гостиной. Сегодня мы поужинали в деревне, но завтра с утра надо отправиться за кухаркой и горничными. Возьми корзинку с провизией и поставь на стол в гостиной. А сейчас мы поднимемся на второй этаж.
Они поднялись по винтовой лестнице на второй этаж и вошли в огромную залу, где горел камин.
- Смотрите, здесь кто-то разжег камин, - воскликнул Робин, - быть может, это были те крестьяне, что уплыли перед нами?
- Странно, я уж думала, что за замком никто не присматривает, - задумчиво ответила она, - его лицо определенно кого-то напоминает. Возможно, это был кто-то из прежних слуг.
- Он смотрел на вас так, будто узнал вас, - сказал Робин.
- Все, кто знал меня, уже давно умерли, - ответила она, - расспросим, когда вернутся снова. А пока, давай посмотрим мои покои.
С этими словами, она вышла из залы и направилась в сторону спален. Войдя в первую, он остановились у порога, осматриваясь. Робин зажег свечи и вскоре спальня осветилась. Также, он растопил камин, огонь которого стал согревать стены. Мери стала снимать покрывала с мебели и окон. Лишь огромное зеркало, стоявшее к углу покоев, не было завешано.
- Странно, что не закрыли зеркало, - сказал Робин, показывая на его огромные створки, которые могли закрыться, словно двери.
- Надеюсь, они были закрыты в ту ночь. И души умерших людей не спрятались в его углах, - мрачно ответила она.
- Здесь кто-то умер? – спросил он.
- Целая семья, но об этом не стоит говорить прислуге, - сказала она, - хотя, в окрестностях должны знать о жуткой истории, случившейся много лет назад.
- Когда же они умерли? От чумы, или от еще какой заразы? Я слышал, будто много лет назад здесь господствовала чума, и люди гибли целыми семьями.
Мери загадочно посмотрела на него.
- Черное мракобесие, - сказала она, - много лет назад жители замка нашли в своем кругу ведьму, которая обрекла меня на одиночество. Одиночество, затянувшееся на долгие годы. Двадцать лет прошло, а я все помню, как будто произошло вчера.
- Так вы тоже жили здесь? – спросил он.
- Я была здесь в ту злосчастную ночь, когда меня схватили по ложному навету и отправили в Париж. В ту ночь здесь был карнавал. Маски пестрели, а в залах было людно. Меня схватили и вывезли из замка незаметно. И лишь в Париже мне сказали, что произошло в ту ночь в этом замке. Находись я тогда здесь, возможно, тоже была бы мертва.
- Зачем вы вернулись сюда?
- Я обещала вернуться, здесь меня ждала ведьма. Ее человек, выдавший меня врагам, сопровождал до самого Парижа.
- Но сейчас здесь никого нет, - возразил Робин, - стоило ли ехать так далеко, когда можно был остаться в поселении? Ведь у вас есть свое имение в долине.
- Я обещала вернуться, - повторила она, - в память о дорогом друге, которому принадлежал бы этот замок. Он пал жертвой коварной страсти, которая обуяла не одного его. Двое были влюблены в прекрасную дочь здешнего лорда, одному довелось похоронить ее.
- А как же вы?
- Я? В ту пору я была всего лишь одной из гостей этого замка. По ложному навету меня арестовали и отправили в Париж, одному Богу ведомо, что мне пришлось пережить, - она вздохнула и печально посмотрела по сторонам, - я и забыла, каким прекрасным был этот замок.
- Что стало с его обитателями?
- Когда их дочь убили, а сын пропал без вести, лорд и его супруга не смогли пережить утраты. Я слышала, что через год они умерли, а еще через год по ночам в окнах этого замка стал загораться таинственный свет. И мне хотелось бы узнать, кто его зажигает?
- Так здесь кто-то живет?
- Определенно, здесь кто-то бывает. Взять хотя бы ту парочку на берегу. Они шли отсюда и выглядели довольно жалко.  В этом замке полно тайн и даже мы не все раскроем.


Рецензии