Медитативное чтение книги Германа Гессе Игра в бис
Медитативное чтение книги Германа Гессе
« Игра в бисер « . Первая глава . Часть 1 .
Герман Гессе представляет свою книгу « Игра в бисер « как опыт жизнеописания магистра Игры .
И адресует эту книгу Паломникам в Страну Востока .
Объясняя принципы именно этого общества , названного Братством ( используя христианские символы при отвержении самого христианства ) :
« … один из высших принципов нашей духовной жизни -
… стирание индивидуальности , как можно более полное подчинение отдельного лица иерархии
« Педагогического ведомства и наук « , то есть педагогического ведомства и ведомства наук ,
которое он также называет « нашей Провинцией « .
Всё вместе это - Братство паломников в Страну Востока . Имеющего своей задачей объединить педагогику с науками . То есть руководство университетами - это как раз задача Братства в Страну Востока .
Восток - это заданное направление .
А Братство образует некую духовную провинцию .
Провинция управляется империей , центр - некий Рим .
Который обращён своим ликом - на Восток .
И свойство духовной жизни Провинции – анонимность .
То есть это некое тайное общество .
А анонимность - это идеал иерархической организации , осуществляющей , то есть актуализирующей идеал - анонимность . Но вынужденная не приблизиться к этому идеалу , а поведать всему миру о том , что существует некая анонимная организация , и даже рассказать о ней путём описания жизни магистра игры в бисер - инструмента этой организации , а магистр - актор этой игры . Но организация анонимная - на ликах её участников - маски .
То есть показывается некий карнавал . И читателю предлагается угадать - кто скрывается за масками . Это - часть игры в бисер . Сорвать маску .
Гессе продолжает от лица Братства - некоего Ордена :
« Мы одобряем и чтим идею , лежащую в основе анонимности наших властей и нашей духовной жизни . «
Некая идея лежит в основе анонимности властей Братства и духовной жизни этого Братства .
Да , в организации есть некая властная структура , и по мере чтения можно убедиться в этом .
Судя по эпиграфу Гессе взял на себя самую трудную часть для описания - описания так называемого
« несуществующего « , то есть хотя и имеет какое - то основание , но всё же то основание не совсем основательное - оно не онтологично , то есть не имеет основания в сущем ( образно говоря , построенное на песке , если использовать христианские символы по их прямому назначению ) , но временно всё таки действует , хотя и анонимно , то есть причины скрывать действующие лица этой организации , поставившей своей целью осуществлять контроль над университетами , но всё же незаконно . Своего рода мировое правительство , ибо её адрес указан как находящийся в духовной сфере .
Осуществляющий контроль силами « педагогического ведомства « и « ведомства наук « .
А Герман Гессе осуществляет роль летописца Братства паломников в Страну Востока , через опыт , как он говорит , жизнеописания магистра этой таинственной игры , осуществляемой таинственными силами . Летописец , то есть писатель .
По Витгенштейну - с помощью языка делает реальность видимой . Проговаривая её . Строя нарратив , если пользоваться аналогиями из христианского символизма , из соломы , и потому подлежащему уничтожению огню .
Что касается реальности , то Гессе описывает игру в бисер - или , иначе говоря , в фальшивый жемчуг , описывает игру со смыслами , не имеющими подлинной ценности . Используя их неправильно .
Хотя Гессе называет игру в бисер как игру со всеми смыслами . Можно сказать , что и с несуществующими , не имеющими опоры в Боге .
И у Братства нет правоустанавливающих документов .
Потому что они ими не обладают .
А действуют только в рамках допущения .
То есть в какой мере они будут допущены
в университетские аудитории , теми , кто имеет реальный допуск в эти университеты , по праву человека . Повторяется история Эдема , змей был допущен человеком , тем , кому доверен был Эдем как человеку .
Но не змею . Его территория была также допустимой , территория вокруг древа добра и зла , и к этому древу было запрещено Богом человеку входить .
Человек должен был охранять Эдем .
Эдем - территория допуска человека в реальность бытия . Но не вся Вселенная . Змей был допущен человеком , и человек должен изгнать змея . А не Бог .
В Библии есть эти правоустанавливающие документы .
Не в эпосе о Гильгамеше , не в эпосе о Троянской войне .
В которых повествователи лишь срывают маски , но не только , но и вступают в договор с силами , которые не имеют лица , а только маски , в том числе , и змея . Они не имеют образа , то есть безобразны .
Созданием образа этих безобразных сил и занимается искусство . Наиболее искусные поощряются .
Как создатели привлекательных для падшего человека образов . Аполлона Бельведерского , например .
Образ слеплен с человека и отдан невидимой силе .
Силы эти присутствуют на земле беззаконно .
Потом их называют силами беззакония .
И грядёт человек беззакония - антихрист , который будет иметь привлекательный образ .
Слепленный мастерами кино , художественного слова и так далее . Но он не может править на земле легитимно . И потому правление его в большой степени тайное . В Библии это так и называется
« тайна беззакония « .
Существование же человека на земле легитимно .
Гессе пользуется философскими формулировками , чтобы показать , каким образом возникает образ - некая игра света и тени : « давно известно : чем острее и неумолимее сформулирован тезис , тем настойчивее ТРЕБУЕТ ( ! ) он антитезиса …» , чтобы соединиться в синтезе как синтетический : « … глядя на предысторию духовной жизни , то есть на развитие игры в бисер … «
Таким образом игра в бисер и составляет духовную жизнь Братства Паломников в Страну Востока .
И глядя на предысторию духовной жизни , равной игре в бисер , « … мы не можем не видеть , что каждая её фаза , каждая разработка , каждое вещество , каждый существенный сдвиг , считать ли его прогрессивным или консервативным , неукоснительно являют нам хоть и не своего единственного и настоящего автора , но зато самый чёткий свой облик ( нет явления автора , и это существенно , но облик его - или - образ ) как раз в лице того , кто ввёл это новшество , став ОРУДИЕМ ( вполне военный термин ) усовершенствования и трансформации …
Каким же образом формировался облик этого орудия ?
Брался « образ « мудреца « или « совершенного человека « у древних китайцев , или идеал сократовского учения
о добродетели почти неотличимы от НАШЕГО ИДЕАЛА
ИХ ИДЕАЛ - не Иисус Христос , а Антихрист , кто вместо Христа выступит .
И Гессе описывает лепку образа .
Опираясь на прецеденты .
« … да и некоторым крупным духовным корпорациям
( есть ещё другие духовные корпорации , не менее крупные , чем Братство Паломников в Страну Востока )
были знакомы сходные принципы , например , римской церкви в эпохи её подъёма … «
То есть по мнению Гессе римская церковь есть духовная корпорация , подобная Братству паломников в Страну Востока , создавала образы , беря за пример раннегреческие скульптуры : « …иные величайшие её фигуры , скажем , святой Фома Аквинский , кажутся нам наподобие раннегреческих скульптур , скорее классическими представителями каких - то типов , чем конкретными лицами … « Вот так Гессе раскрывает « кухню « крупных духовных корпораций .
Меняется парадигма от таких его откровений .
« … Однако во времена , предшествовавшие той реформации духовной жизни , которая началась в двадцатом веке и наследниками которой мы являемся , этот неподдельный древний идеал был , видимо , почти целиком утрачен … «
Об этом тоскует Гессе и само Братство Паломников в Страну Востока , по видимому за утраченными идеалами , как это произошло во время Возрождения .
Как раз после 1492 года , который отметился беспрецедентным гонением на евреев .
Может быть фашистская Германия убийством евреев хотело запустить этот процесс - процесс Возрождения .
Собственно Мартин Лютер в начале пятнадцатого века начал этот процесс антисемитизма .
Без антисемитизма похоже что процесс возвращения к правлению языческих богов не запускается .
И , конечно , без власти языческих богов в сознании людей не запускается процесс героизации эпохи :
« Когда дело идёт о героях , об этих действительно образцовых людях ( людях , служащих образцом , для запуска героической эпохи с её многочисленными человеческими жертвами ) … ( для Гессе как мастера слова ) интерес к индивидууму , к имени , к внешнему облику и жесту кажется нам дозволенным и естественным … « Гессе объясняет причины :
« … ибо и в самой совершенной иерархии ( как иерархия Братства , ради которого , напомню , Гессе объявил , что пожертвует и жизнь свою , настолько высок накал его отношения к Братству ! ) , в самой безупречной организации мы видим вовсе не механизм , составленный из мёртвых и в отдельности безразличных частей , а живое тело , образуемое частями и живущее органами
( как и Тело Христово , то есть Братство - это
« церковь « Антихриста « , через которую он проводит свои идеи ) , каждый из которых , обладая своей самобытностью и своей свободой , участвует ( не много и не мало ) в чуде жизни ( кто же есть даятель жизни , как не каждый человек , обладающий жизнью ) .
Поэтому , говорит Гессе , не ждите от меня истории и теории игры в бисер . А включайтесь в неё , привнося свою жизнь на алтарь невидимых членов Братства , добавлю я .
Тем не менее в игре существуют свои правила и свой язык : « Эти правила , язык знаков и грамматика Игры , представляют собой некую разновидность высокоразвитого тайного языка , в котором участвуют самые разные науки и искусства , но прежде всего математика и музыка ( или музыковедение ) , и который способен выразить и соотнести содержание и выводы чуть ли не всех наук … «
Игра в бисер - игра с чем -то , а не во что :
« Игра в бисер - … игра со всем содержанием и всеми ценностями нашей культуры … «
Не выработка ценностей , а игра с ними - ключевой принцип игры в бисер . Краски для нанесения на полотно мировой истории . Но не производство красок .
« Всем опытом , всеми высокими мыслями и произведениями искусства , рождёнными человечеством в его творческие эпохи … «
Творческие эпохи ушли , провозглашает Гессе .
« Всем , что последующие периоды учёного созерцания свели к понятиям и сделали интеллектуальным достоянием … « Периоды учёного созерцания ушли …
И вот « всей этой огромной массой духовных ценностей умелец Игры играет как органист на органе , и совершенство этого органа трудно себе представить - его клавиши и педали охватывают весь духовный космос , его регистры почти бесчисленны , теоретически игрой на этом инструменте можно воспроизвести всё духовное содержание мира … « - вот чем занимается магистр Игры в Бисер . Бисер - это фальшивый жемчуг .
То есть игра с манной небесной через время становится игрой с омертвевшим и негодным для пищи .
И в этой игре нетворческих личностей и не могших созерцать творение Божие самим - ведёт к созданию мифов . И потому есть правила создания мифов :
« А клавиши эти , педали и регистры установлены твёрдо , менять их число и порядок в попытках усовершенствования можно , собственно , только в теории : обогащение языка Игры вводом новых значений строжайше контролируется её высшим руководством …»
- есть строжайшая цензура , и есть высшее руководство .
Руководство чем ? Строгое руководство при том .
Строгий контроль за использованием ценностей культуры ? Но зато « в пределах этой твёрдо установленной системы … « Есть системный подход .
Система уже установлена , твёрдо установлена .
Твёрдая установка дана игрокам в бисер .
Бисер - фальшивый жемчуг . Но тем не менее играть с бисером следует так , как будто бы игрок играет с настоящим жемчугом . Для чего ? какая цель создания твёрдой установки системы ?
Эрнст Кассир в своей работе « Техника современных политических мифов « пишет о том , что
« понять миф - означает не только понять его слабости и уязвимые места , но и осознать его силу … теперь … стало ясно , что политические мифы создаются умелыми мастерами … « В чём сила ? в том , что миф создаёт определённое человеческое поведение .
Вот , мы зашли в какой - то заколдованный лес …
Языковых игр : по Витгенштайну :
« погружение слов в разные контексты . «
Нет диалога . А вкладывание строго дозированных слов
в умы так называемых обывателей .
Прежде создав этого обывателя .
Потребителя в смысле некритического безрассудного потребления возможно только в мире , в котором
« Бог умер « - по их внутреннему желанию .
Информационный субъект , или мировое правительство , не названное Гессе . Он только описывает то , что ему позволено . Поскольку существует строгий контроль
именно что за игру со словами .
Даррида ввёл термин « деконструкция « .
Существование логоцентризма - техники заколдовывания .
Структурирование части жизни вокруг массового понимания слов . Структурирование понимания . Магия слова , которую отмечал Гессе .
Пул терминов .
Логоцентризм предполагает самодостаточность любых смысловых единиц , организованных в бинарные сопозиции , в том числе мифологические . Язык помогает сделать это . Деконструкция мифа - это разбор мифологемы на составные части и делая анализ происхождения её частей с целью понять .
То , что я , собственно , делаю .
Своеобразное расколдовывание и выявление истинного смысла написанного . В понимании того , что и симулякр может быть сильным , потому что он участвует в языковой игре .
Но кто стоит за симулякром - своего рода фальшивым жемчугом ? По словам Гессе , руководство , контролирующее игру , строгое руководство .
Что называется , у него не забалуешь .
И что стоит за этим желанием строгого руководства , когда убежал от нестрогого ?
Что стоит за предпочтением диктаторов по большому счёту ? Уставшей от собственной свободы , которая неизменно выбирает зло .
И желающей именно под строгим руководством вынужденно делать добро . Гессе жалел о том , что Слово Божие , когда Премудрость Божья не говорит всё в тайне , и не нужно усилие , чтобы в иерархии тайного общества получить доступ к самой главной .
Хотя Гёте , достигнув высот в иерархии тайного общества , был разочарован в том , что он услышал .
Желание , чтобы кто - то избил тебя за то , что ты делаешь грех , а отец не бил , и Гессе жалел о том , что его отец - не горький пьяница .
Это факт его жизни .
И это загадка человеческой психологии .
И есть сила в том , чтобы манипулировать массами , зная об этом свойстве .
Ведь в чём психоанализ ?
Чтобы заменить неидеального отца или руководителя религиозной общины фигурой психоаналитика .
Но психоаналитику это по большому счёту это не нужно
Только если он не получает преференции от этого .
Я была закреплена как страховой агент в советской системе страхования к 15 - той психиатрической больнице города Москвы , и знала скрытые смыслы занятия психиатрией , не только власть и финансы , но и откровенно секс … Я бегала за главврачом санатория в Чкаловской с огромными елями по дороге к нему , собственно говоря , санаторий как будто бы располагался как в заколдованном лесу , о главвраче которого подростки рассказывали мне , и я была потрясена . Этот главврач как бы провёл интеграцию тени в свою жизнь , как то советовал Юнг .
У Юнга , как и у Фрейда , пациентки были доступными для них сексуальными объектами .
Они не стали бороться с тенью , как и главврач подмосковного санатория . Они стали торговать тенями . В том числе и с Гессе .
Потому что они жили в фаустианской культуре .
А Фауст ушёл в рай после всего того , что сделал .
Воспользовались мифологемой о Фаусте .
Вступить в договор с преисподней , делать то , что хочешь , и думать , что Мефистофель станет козлом отпущения . И получит всё наказание .
Делать больше зла , чтобы получить больше благодати - вот фаустианская математика .
Передёргивание смыслов , как карт
Свидетельство о публикации №224051400740
Аня Гриневская 27.06.2024 05:40 Заявить о нарушении
Ныне давно уже взрослых.
А вот у украинского раскольнического патриарха Филарета Денисенко трое (уже давно взрослых) детей в его подпольном (для официально принявшего монашеский постриг человека) браке, о чём, кстати, несколько лет назад не раз публично сообщалась в наших разоблачавших раскольнисескую ПЦУ Украины официальных российских, включая и телеканал РПЦ "Спас" и ведущие путинские каналы, такие, к примеру, как Россия-24.
Так что не судите самонадеянно о том, о чём Вы слишком недостаточно знаете...
Или Вы считаете, что и героине "Дворянского гнезда" не надо было с разбитым сердцем идти в монастырь (и позже её прототипу стать там иегуменьей), а надо было окольцевать какого-нибудь нелюбимого и расчётливо стать затем идейной ударницей детородного труда, героиней демографического фронта?
Вы, кстати, ведь и сами - не многодетный отец...
Аня Гриневская 28.06.2024 04:09 Заявить о нарушении
С чего это Вы решили, что Он не был любящим и ответственно заботливым человеком?
Вон некоторые боровшиеся против РПЦ как нашей скрепы прозападные иноагенты-антихристане даже выкладывали с ныне запрещённых СМИ и соцсетях давние ещё советских времён фотки Его и с детьми и с собаками служебных пород (он же ведь и подпольным увлечённым собаководом-любителем был).
Там, кстати, были и досуговые фотки Его же на лыжах в горах в Швейцарии (что почти никто из советских людей не мог себе тогда позволить), когда Он в советские времена представлял там интересы РПЦ на важной ответственной должности...
То есть человек жил ПОЛНОКРОВНО, и Бог в его сердце ему в этом не просто не мешал, а весьма помогал...
Путин вот тоже не афиширует ни свою личную жизнь после давнего развода с Людмилой, ни общение со своими детьми и внуками и всех их частную жизнь...
Аня Гриневская 29.06.2024 14:14 Заявить о нарушении
Как есть и госсекреты, и коммерческие тайны, а не рассекречивать и разбалтывать всё на радость жулью, врагам, антироссийским бандеровцам, укрпропаганде и ЦРУ США!
Владимир, сударь, а как Вы относитесь вот к этому (вполне реально произошедшему и со мной когда-то, я хорошо помню когда и где):
http://proza.ru/2024/06/11/797
Аня Гриневская 29.06.2024 18:32 Заявить о нарушении
Включая и весь епископат РПЦ, так как в епископат ЛЮБОЙ православной церкви входят лишь представители т.н. чёрного духовенства.
Кстати, попы из БЕЛОГО духовенства (а это свыше 95% священников РПЦ на местах) в большинстве своём очень многодетные отцы, не чета почти всем атеистам!!!
А вот власть придержащие...
Думаете, Путин после развода с Людмилой и поныне живёт во втором браке официально (оформление в ЗАГСе, официальная свадьба)?
Крупно сомневаюсь в этом...
Вспомните, как ещё Екатерина Вторая подпольно тайно от общественности венчалась с Григорием Потёмкином и в глазах непосвящённой общественности формально считалась незамужной (а все её дети и от Потёмкина и от других её партнёров - формально незаконорожденными).
А иначе было ей нельзя - оформлять НЕРАВНЫЙ брак....
До неё и Елизавета Петровна тоже тайно подпольно венчалась с Разумовским.
Да и сама она родилась тогда, когда её отец Пётр Первый не считался ещё женатым на простолюдинке Екатерине (Марте Скавронской), они официально стали мужем и женой лишь после.
Вспомните хотя бы и интервью в ведущих российских СМИ высокого официального лица главы входящей в состав РФ Чечни Рамзана Кадырова о том, что в Чечне полным-полном исламских браков без официальной регистрации в ЗАГСах, например практически все чеченские многожёнцы (а там их хватает, после двух чеченских войн там возник дефицит мужчин) по шариату и адатам имеют по 2-4 жены (больше 4 жён по Корану не положено), а по документам в ЗАГСе лишь по одной жене или по нулю жён, и это для Чечни норма.
Даже в передачу "Ответ священнику" на "Спасе" частенько российские телезрители обращаются с вопросами типа: "Я - чиновник. Можно ли мне обвенчаться без регистрации брака со своей БЫВШЕЙ женой?" (Имелось в виду, что человек переписал свои капиталы и бизнес на жену и, может быть частично даже и на тёщу, а затем ФОРМАЛЬНО развёлся с женой и потом пошёл в чиновники с примерной декларацией о своей собственности и доходах, но вот хочет со своей "бывшей" женой обвенчаться в Божием храме).
Или: "Я - вдова военослужащего, погибшего на СВО. Я встретила и полюбила другого. Можно ли мне обвенчаться без регистрации брака, чтобы мои потерявшие своего отца-героя дети не потеряли вслед за отцом и полноту госльгот как потерявшие кормильца полусироты?"
Поверьте, Владимир, сударь, и у многих простых россиян 21 века и у влась придержащих есть тьма самых разных причин не спешить в официальные госЗАГСы оформлять там свои союзы и отношения...
Аня Гриневская 30.06.2024 10:05 Заявить о нарушении
Так ведь большинство этих верующих недостаточно воцерковлённые люди.
Вот в очень воцерковлённых семьях рождаемость гораздо выше, больше 2 детей на семью.
А у попов ещё выше.
И у чеченских многожёнцев она тоже высокая и обеспечивает расширенное воспроизводство чеченского этноса.
// В его возрасте женщина не нужна. У меня была попытка, неудачная.//
Любознательно, а что случилось, из-за чего эта Ваша попытка создать новую семью в зрелые годы окончилась такой настолько психотравматичной для Вас неудачей, что Вы обобщили это и пришли к выводу, что мужчинам пенсионного возраста женщина не нужна (то есть и правильное домашнее питание не нужно? и совместный досуг в домашнем уюте в непогоду? и взаимопомощь-взаимовыручка, когда дети далеко?)?
Что, одиночество лучше?
Аня Гриневская 30.06.2024 13:47 Заявить о нарушении
Дебора Шемановски 08.07.2024 00:29 Заявить о нарушении