О важности языковых норм

Рассказ внука,
студента 5 курса СГУ

Как-то вечером я был в парке, сидел на скамейке и читал. Рядом со мной сели два парня, мои ровесники. Они стали громко смеяться и весело разговаривать.

Но что за речь у них была! Нормальные слова были перемешаны с «мусором»- «лавэ», «кипиш», «нулячий», «жесть», «фри»… Мне был непонятен этот лексикон. Слова-паразиты резали слух. Да, здесь без словаря не обойтись, подумал я.

Мне, воспитанному на произведениях Ивана Тургенева, Льва Толстого, Антона Чехова, Александра Пушкина было неприятно и больно слушать их разговор. Он вызывал дискомфорт и раздражение.

Что-то доказывать ребятам было бесполезно. Я встал и ушел, тихонько идя, размышлял, что же происходит с нами? Откуда такая любовь к англоязычным словам, к усечению слов? Почему мы не задумываемся, как говорим и как пишем?

Я, конечно, понимаю, что это дань времени, влияние технического прогресса и интернет -технологий. Но это так страшно, ведь можно потерять что-то родное и близкое, впитанное нами с молоком матери, потерять русский язык, и лет через 50 людям просто будут непонятны тексты всех произведений, написанных писателями - классиками, непонятны сказки, рассказы, повести.

Может эти ребята просто плохо учились? Ведь в школе преподают русский язык. И мы одиннадцать лет изучали правила правописания слов и словосочетаний, языковые нормы. А ведь именно языковые нормы сохраняют богатство и структуру, единство русского языка. Неужели можно вот так легко забросить свои знания в темный угол и забыть?

Нет! Я считаю, что мы изучаем русский язык для того, чтобы нести его в жизнь, чтобы применять его в живой разговорной речи. Ведь речь человека - это отображение его внутреннего мира и мыслей.

Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа.

Иван Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Мы сегодня много говорим о защите и охране природных богатств. Да, это важное государственное дело. Но и наш язык тоже нуждается в таком же бережном подходе.

Русский язык надо беречь от засорения вульгаризмами, жаргонизмами, сленга, от ненужных иноязычных заимствований, но еще и от многих других ошибок.

Я считаю, что знать нормы русского языка очень важно.

Во-первых, потому, что мы живем в России, говорим и пишем на русском языке. Русский язык - государственный язык в нашей стране. Россия - страна многонациональная, поэтому русский - еще и язык межнационального общения.

Во- вторых, грамотно говорить и писать на русском языке – значит уважать себя и свою Родину.

В - третьих, неграмотная речь и ошибки в письме - это признак малообразованного человека, бездельника и лентяя, который никогда ничего не добьется в жизни и не найдет приличную работу.

Мне были очень важны и интересны рассуждения внука. И гордость за себя, мужа, сына и его жену, что воспитали и научили здраво мыслить ребенка, заполнила всю мою душу.

И, конечно, гордость за внука, который впитал это все в себя, не поддался влиянию «моды», а имеет собственное мнение, которым руководствуется в жизни. Растет настоящий грамотный и интересный русский человек.


Рецензии