Брат

—Приезжай, тут Витя… Он... — мать всхлипывала в телефон.

— Сейчас буду, — быстро сказал Гена и побежал одеваться.

Гену и Витю воспитывала мама одна, отец Гены очень любил сына и жену, но болезнь брала свое... Гена помнил отца, долгие разговоры с ним, ведь последние полгода тот был прикован к кровати.

— Генка, — говорил отец, — мать одна на хозяйстве, тяжело ей без меня. Еще и ухаживать приходится за мной. Ты уж присмотри за ней и помогай во всем, когда меня не станет. Хоть ты у нее помощник будешь, раз я не смог.

— Папа… — Гене тогда было всего восемь, и он от таких слов заплакал.

— Вытри слезы, ты мужик. Пообещай мне, что всегда будешь помогать матери.

Мальчик пообещал и не мог нарушить это обещание даже тогда, когда в доме появился другой мужчина, и мама родила Витю. Гена был старше Вити на десять лет, а мужчина мамин долго не задержался, уже через год сбежал, оставив Марину одну с двумя детьми.

Гена старался помогать матери во всем, но иногда хотелось и погулять с друзьями.

— Генка, куда собрался? — кричала мать на старшего сына. — А кто дела по дому будет делать? Мусор вынести надо, за Витей присмотреть.

— Да сама смотри за своим мелким, — огрызнулся подросток, натягивая куртку.

— Ты как с матерью разговариваешь? Это твой брат, давай раздевайся и вперед, мне еще в магазин надо сходить.

— А что, с ним нельзя сходить?

— Ты видел, какой ветер на улице? А если его продует?

— Я ведь как-то выжил, ты меня везде с собой таскала! — проворчал Гена, проходя в комнату.

Ослушаться маму он не мог, отцу когда-то давно обещал, что присмотрит и всегда поможет. Вот и приходилось исполнять мамины прихоти, когда отца не стало.

Так продолжалось из года в год, дети у Марины выросли, Гена окончил институт, пошел работать, но из родительского дома не съезжал, помнил обещание, данное отцу. Даже тот факт, что мама ему никогда не помогала в учебе, не казался Гене чем-то серьезным, чтобы уходить от матери.

Гена не рассказывал, что поступил в институт только благодаря классному руководителю из школы. Павел Петрович договаривался о дополнительных занятиях, чтобы вытянуть ученика, потом помогал подготовиться к вступительным экзаменам. Так что мать не приложила никаких усилий.

Через какое-то время Гену пригласили на работу за границу.

— Мам, представляешь! — довольный парень вернулся домой, поделиться новостью. — Меня приглашают на работу! Только в другую страну, через неделю уезжаю.

— Еще чего! — резко ответила женщина. — С твоим образованием и у нас можно хорошо работать.

— Мама, там перспективы, зарплата хорошая.

— Ты что, оглох? — злилась мать, — Я столько сил на тебя потратила, денег, а ты хочешь так просто уехать? Останешься и помогать мне будешь! Понял?

Гена в очередной раз промолчал.

Гена отказался от перспективной работы, остался в компании рядом с домом, чтобы матери помогать. И вроде все немного успокоилось, даже его мама не дергала и ничего лишний раз не просила. Так, по мелочи, где-то убрать, где-то сделать, огород вскопать, картошку выкопать.

— Гена, уезжаю я, в санаторий путевку получила, — мама светилась от счастья. — Ты за главного остаешься, за Витей присмотришь.

— Да что за ним присматривать? Большой ведь уже! — Гене не понравились слова мамы.

Витя немаленький, Гена еще молчал, когда брата мама не заставляла баню топить, картошку окучивать, но тут уже был явный перебор.

— Присмотришь, не переломишься, — вместо ответа сказала мама.

Она оставила огромный список дел для Гены и уехала.

— Ну что, братец, — Витя относился к старшему брату так же, как и мама. — Остался за старшего? Ну-ну. Пойду я погуляю немного.

— Куда собрался? Время видел? Давай снимай куртку и спать. У тебя завтра экзамен.

— Ага, так и буду я тебя слушаться.

— Будешь, мама так сказала.

— А ты и не умеешь по-другому, да? Маменькин сынок! — Витя явно хотел скандала.

— Так мама сказала, — передразнил он брата.

Драки было не миновать, Гена затолкал брата к нему в комнату и закрыл двери.

— До утра посидишь, ничего с тобой не случится, — сказал Гена, подпирая двери в комнату брата.

Витя старался выбраться, долбил по двери, но когда понял, что бесполезно, успокоился, Гена облегченно вздохнул.

Но утром брата в комнате не обнаружил, тот вышел через окно, Гена позвонил ему.

— Ты где?

— Отвали, гуляю я, — нагло заявил Витя.

Гена отключился. И зачем он вообще за ним смотрит? У него есть своя голова на плечах, вот пусть сам за себя и думает.

Впервые в жизни Гена почувствовал облегчение, скинув с себя груз ответственности.

— Ты матери не говори, что меня не было, — проговорил Витя через несколько дней, когда наконец пришел домой.

— Мне плевать, — ответил равнодушно Гена.

К приезду мамы готовились, дома навели порядок, Марина была счастлива, видя, что Витя встречает тоже.

— Ну молодцы, — приговаривала она, — справились.

И гордость ее прямо распирала.

С тех дней Витя стал совсем неуправляемым, мог уйти, во сколько захочет, не бывал дома по несколько дней.

— Витя, поступать надо, — мама старалась договориться.

— Тебе надо, ты и поступай, — отвечал Витя и уходил, громко хлопая дверью.

— Это ты во всем виноват! — ворчала мать на Гену. — Недосмотрел за ним.

Гена не отвечал, он не чувствовал своей вины.

— Геночка! — мама вернулась с работы раньше обычного.

Гена уже ее ждал, у него были новости, хотел привести в дом девушку, познакомить с мамой.

— Как хорошо, что ты дома. Мне нужно срочно с тобой поговорить.

— Привет, мама. Мне тоже нужно.

— Я первая. К следователю сегодня вызывали, Витьку-то посадить могут.

— Не удивлен.

— Да ты что такое говоришь? У него судьба рушится. Квартиру они ограбили. Срок ему грозит.

— Ну, значит, за дело, может, ума наберется, подумает.

— Сам-то себя слышишь? Как он жить-то будет потом? — мама вытерла слезы с лица и продолжила. — Он ведь даже образования еще не получил.

— Ты все еще надеешься? — не успокаивался Гена.

Он давно понимал, что Витю рано или поздно посадят, потому что в последнее время у того появились деньги.

— Надеюсь, — огрызнулась мать. — Тебе образование дала и ему должна.

Гена промолчал, а мама попила воды, которую протянул сын, успокоилась и продолжила:

— Я тут подумала. У тебя образование есть, даже немного стажа, характеристики хорошие будут. Сходи к следователю, скажи, что это ты был, а не Витька. Вы ведь похожи…

— Ты в своем уме? — впервые в жизни Гена ответил матери. — Ты хочешь, чтобы меня посадили вместо Вити?

— Ну да, а что такого? Говорю ведь, у тебя образование есть, характеристики опять же хорошие.

— А ничего, что это он обокрал квартиру, а не я?

— Это все из-за тебя! Он ведь просил у тебя денег, почему не дал ему?

— На сигареты и пиво?

— Да какая разница на что! — взорвалась мать. — Пожалел? Вот ему и пришлось идти воровать.

— Ему пришлось идти воровать? Ты сама себя слышишь? Мне иногда кажется, что ты ничего вокруг себя не замечаешь. Или думаешь, что деньги из твоего кошелька таскал я?

Марина замолчала, размышляя, откуда старший сын узнал, ведь она никому не говорила. Гена, заметив реакцию матери, продолжил:

— Да все я знаю. И про кредит твой знаю, и про то, что золота у тебя больше нет из-за Витьки. И если тебе нравится так жить, то это твое право. Я не собираюсь плясать под его дудку.

— Хоть мать пожалей, — вдруг сказала мама и начала плакать.

Гене, конечно, было жалко мать, но калечить свою жизнь из-за избалованного братца не хотелось.

— Мама, все, что я могу тебе предложить, это адвоката оплатить, — сухо сказал Гена.

Мама подняла глаза на сына.

— Ты эгоист! И всегда им был! Так и знала, весь в папашу!

Гена стиснул зубы, отца он любил и был с матерью рядом только благодаря ему.

— А ты не хочешь узнать мои новости?

— Своих проблем по горло, — заявила мать и вышла из кухни.

Гена спокойно приготовил ужин, собрал вещи, заглянул к маме в комнату.

— Я хотел тебе сказать, что женюсь и переезжаю.

— Сбегаешь?

— На свадьбу хоть придешь?

— Нет.

Гена ушел, но Витьку не бросил, оплатил адвоката, это не помогло, посадили Витю на пять лет.

***

— Мама, ты как? Может, помочь чем-нибудь? — Гена периодически приходил к матери в дом, старался помочь, продукты покупал.

Женщина совсем постарела, когда сына посадили, осунулась, стала часто болеть.

— Отстань от меня! — шипела она.

— Мама, у тебя внук родился, — очень уж хотелось Гене поделиться радостью, и не с кем-нибудь, а именно с мамой.

Марина улыбнулась.

— Что же ты молчал? Я сейчас соберусь.

Гена обрадовался, привез маму в свой дом, познакомил с женой и внуком.

— А у Витеньки еще не скоро будут внуки, — запричитала женщина, рассматривая внука

На руки она его не взяла и близко не подошла.

— Мама, выйдет Витька, поможем ему с работой, не переживай, — поддержал ее Гена, он старался восстановить хоть какое-то общение.

И общение возобновилось. Вернулась прежняя мама, которая только требовала со старшего сына.

— Витю выпускают, надо его встретить. Встретишь?

— Мама, у меня работа, — пытался оправдаться сын.

— И что? У тебя младший брат дома не был столько лет! А ты все про работу? Вот говорила ведь, что ты эгоист, как и твой папаша.

Гена проглотил обиду, отпросился с работы и встретил брата.

— Нисколько ты не изменился, — сказал ему Витька вместо приветствия. — Мать отправила?

— И тебе привет, — хмуро ответил Гена, сам себя ругая, что вообще согласился.

Мама дома замечала только младшего, даже спасибо Гене не сказала, он ушел.

— Гена! — жена устала смотреть, как он расстраивается.— Отстань уже от них. Ну нравится им так жить.

— Не могу я мать оставить. Она ведь всю жизнь ради нас старается.

— Ради Вити она старалась. Когда ты это уже поймешь?

— Закроем тему и больше никогда так не говори.

Через пару недель позвонила мама.

— Ты должен денег дать в долг Вите.

— С чего это? У меня нет лишних денег.

— Для брата пожалел? Я тебе билет в жизнь дала, а ты не хочешь помочь?

— Мама, я готов помогать, работу найти.

— Он бизнес будет свой открывать! Что он, дурак, что ли, за копейки работать?

— Ну без образования какой бизнес, мама?

— Он талантлив, тебе не понять.

— Ну-ну.

— Все-таки дашь денег?

— Нет, я уже сказал.

Гена злился на Витю, даже несколько раз приезжал с ним поговорить, но было бесполезно. Брат сидел на материной шее и считал, что это нормально, стал выпивать, домой приводил друзей.

— Совсем обнаглел? — кричал на него Гена. — Мать столько всего тебе дала, всегда ради тебя старался, ты так ей отплатил?

— Отвали, тебя не спросили!

Через месяц после последнего разговора мать снова позвонила.

— Геночка, приезжай, пожалуйста, тут Витя… Он... — женщина всхлипывала в телефон.

— Сейчас буду, — быстро сказал Гена и побежал одеваться.

Когда Гена подъехал к дому, он понял, про что говорит мать. В доме были гости, много пьяных мужиков и какие-то неадекватные женщины. Кто-то спал, кто-то ругался, двое даже подраться умудрились. И, как понял Гена, попало и матери, она держала лед у лица.

— Я вызываю полицию, — сказал он и вышел обратно на улицу, невозможно было дышать в доме.

Полиция приехала через полчаса, вывели всех, кто не был прописан в доме, а заодно и Витю. Как оказалось, он что-то успел натворить опять.

— Мама, напиши на него заявление, — попросил Гена. — Это ведь он так тебя, да?

Женщина опустила глаза.

— Мама, ты это будешь терпеть? — Гена снова пытался достучаться до матери.

— На сына никогда не буду писать заявление, — прошипела она. — А ты эгоист, только про себя и думаешь. Из-за тебя Витя таким стал. Только из-за тебя, если бы ты тогда согласился…

У Гены словно что-то щелкнуло в голове, он развернулся и, ни слова не сказав, ушел к машине. Больше он матери не помогал, а Витю снова посадили.

Гена получил повторное приглашение на работу заграницу и согласился, взял свою семью и уехал.


Рецензии