Анна Византийская, супруга Влалдимира святого

АННА ПОРФИРОРОДНАЯ / АННА ВИЗАНТИЙСКАЯ (Порфирогенита) (греч. ;;;; ; ;;;;;;;;;;;;;;) / Македонская / Византийская (13 марта 963 г., Константинополь – около 1011 / 1112 г. в Киеве), византийская принцесса, затем Киевская княгиня, жена (с 988/989 г.) Киевского князя Владимира Cвятославича, сестра византийского императора Василия II Болгаробойцы и его соправителя Константина VIII
Отец
Роман II, император Византии из Македонской династии
Мать
Феофано (Анастасия?), неизвестная по происхождению
Краткая биография
Младшая дочь византийского императора Романа II Анна родилась за два дня до смерти отца, благодаря чему известна точная дата ее рождения – 13 марта 963 г. [I, с. 216–233]. Согласно греческой традиции она получила прозвище «Порфирородная», как родившаяся в семье властвующего императора. Помимо Анны у Романа II и Феофано было двое сыновей – Василий и Константин, будущие соправители Византии.

Детство Анны прошло в атмосфере придворных интриг и борьбы за власть. Ставший императором сразу после смерти Романа один из его полководцев, Никифор Фока женился на его вдове. Однако Феофано поддержала заговор Иоанна Цимисхии против своего новоявленного мужа, в результате которого Цимисхий взошел на престол. Впрочем, он в отличие от предшественника не захотел жениться на Феофано, и та была вынуждена отправиться в изгнание. Вероятнее всего, вместе с ней Константинополь покинули и трое ее детей, включая Анну [23].

После смерти Цимисхии в 976 г. изгнанники смогли вернуться в Византию. Роман и Константин заняли трон, а Анна из бесприданницы превратилась в завидную невесту. Упоминания о попытках заключения брачного союза с византийской принцессой содержатся в разных источниках, включая Титмара Мерзебургского и Стефана Асохика. Однако ряд неточностей, встречающихся у хронистов, скорее порождает новые вопросы, нежели дает  ответы на старые. В частности, Титмар говорит, что Анна была сосватана за наследника Священной Римской империи Оттона III, но украдена у него Владимиром Святославичем [II, c. 164; VI, с. 64–83]. При этом Титмар называет Анну Еленой и полностью игнорирует почти семнадцатилетнюю разницу в возрасте. По всей видимости, хронист ошибся не только в имени невесты, но и во всей брачной хронологии. Как полагают исследователи, Оттон I сватал своего сына Оттона II за племянницу Иоанна Цимисхия, Анна же тогда едва достигла четырехлетнего возраста. Оттон III был женат на неизвестной по имени византийской принцессе, однако его брак был заключен намного позже, в то время когда сама Анна уже была замужем за Владимиром [II, c. 138, 154–160. 164–165; 23, p. 129–131].

Армянский хронист XI в. Стефан Асохик рассказывает историю о подмене невесты: якобы один из болгарских князей потребовал Анну в обмен на мир с Византией, однако Константин отправил вместо сестры одну из придворных служанок. Уже на месте обман раскрылся, и болгары казнили сопровождавшего женщину севастийского митрополита [V]. Как полагает А. В. Назаренко, история о подмене невесты относится не к болгарскому князю, родство с которым для византийского императора было бы как минимум странным, а непосредственно к Владимиру I Святославичу. Более того, именно данная подмена могла послужить поводом к осаде Корсуни (Херсонеса) [11].

Наиболее известна т. н. Корсунская легенда, история сватовства к Анне будущего крестителя Руси Владимира I Святославича. Согласно Повести временных лет Владимир захватил Корсунь и потребовал у Константина и Василия выдать за него Анну, угрожая в случае отказа напасть на Константинополь. Императоры уговорили сестру несмотря на ее сопротивление принять предложение русича при условии крещения последнего. Анна со свитой прибыла в Корсунь, где состоялось сначала крещение Владимира и затем свадьба, а после уже вместе с мужем и греческими священниками отправилась на Русь, где и прожила двадцать лет [III, стб.109–121; IV, стб. 94–106; 3, c. 152; 5, c. 383–395; 12, c. 65–122; 20, c. 137]. Эта версия принятия крещения в Корсуни плохо соотносится со сведениями из более ранних по времени создания источников (например, «Слова о законе и благодати» Иллариона, «Чтения Борису и Глебу» Нестора,  подробнее см.: 1, с. 37–63; 2, c. 418, 21, c. 105–123 и др.).

Ряд исследователей сомневается в достоверности этого рассказа, считая его более поздней обработкой фольклорного сказания [см.: 2. c. 418; 4, c. 213–259; 7; 9, с. 456–457; 11, c. 694–697; 21, с. 105–123, 305–379].

При этом сомнение вызывает не сам захват Корсуни, что является историческим фактом [2, с. 418], а цели захвата, а также время, место и обстоятельства крещения и женитьбы Владимира. В частности, Иаков Мних в «Похвале Владимиру» прямо указывает, что захват Корсуни произошел на «третье лето» после крещения [VII, с. 181–185; 2, c. 418]. Этот факт и ряд других текстологических особенностей легенды дает повод для научной дискуссии. Например, Д. С. Лихачев вслед за М. Д. Приселковым полагал, что Владимир крестился еще в Киеве [6, c. 44; 15, c. 154–155]. Разброс датировок захвата Корсуни и брака с Анной в историографии колеблется между 987 и 990 гг. [2, c. 28; 9, с. 456–457; 10, c. 219–338; 11, c. 694–697; 17, c. 241; 18, c. 79, 89]. А. Поппэ высказал предположение, что приход русской дружины в Корсунь был дружеским актом по отношению к Василию и Константину, т.к. город перешел на сторону мятежников под руководством Варды Фоки [14, c. 309–312]. Несколько другую трактовку событий предлагают О. М. Рапов и Л. Е. Морозова. Восставшие смогли захватить Хрисополь и остановились в угрожающей близости к Константинополю. Тогда Константин и Василий, которые были не в состоянии справиться с мятежниками своими силами, начали переговоры с Владимиром Святославичем. Владимир пообещал военную помощь против Фоки взамен на брак с Анной, подошел с кораблями в Корсунь, где в соответствии с достигнутой договоренностью и принял крещение [8, c. 133–134; 17, c. 234]. Однако невеста не приезжала, ожидание затягивалось, тогда Владимир осадил Корсунь, провел новые переговоры, чтобы уже совершенно точно получить желаемое.

В любом случае, целью всех этих действий, в каком бы порядке они ни происходили, была, разумеется, не столько сама Анна, сколько выгоды заключаемого брака. Принятие крещения значительно поднимало международный престиж Руси, однако ставило князей в вассальную зависимость от византийского императора. Династический брак помогал Владимиру избежать этой зависимости от Константинополя, получив при этом все желаемые преференции на международной арене, чего так добивалась еще его бабка княгиня Ольга.

Открытым остается вопрос о влиянии Анны на дальнейшее развитие Руси, в частности, о ее роли при составлении церковного Устава. Устав князя Владимира определял юрисдикцию церкви на Руси, а также содержал нормы, регламентирующие семейные отношения. В его основу частично легло греческое церковное право, и Анна, по всей видимости, представляла византийское духовенство [22, с. 71; 16, c. 20]. По крайней мере, Н. Л. Пушкарева обращает внимание на то, что появление Устава было бы невозможно без ее подтвердительной грамоты [16, с. 20]. Л. Е. Морозова отмечает, что получившая прекрасное образование Анна была намного более сведуща в правовых вопросах, чем ее супруг – бывший язычник и потому оказывала на него большое влияние [8, c. 134–137].

Источники сохранили сведения о ее активных дипломатических контактах с Оттоном II [VIII, p. 68; 13; 23, p. 174]. Также Анна принимала участие в церковном строительстве на Руси [8, c. 145–151].

Отдельного внимания требует вопрос о детях Анны и Владимира. Никаких достоверных  свидетельств о том, что у Анны были дети, в источниках не сохранилось. В. Н. Татищев и С. М. Соловьев, основываясь на данных полулегендарной Иоакимовской летописи, полагали, что Анна была матерью Бориса и Глеба [14, c. 309–312; 19, c. 174–195], однако современные исследователи отвергают эту теорию. Возможно, у Анны могли быть дочери, например, как полагают некоторые исследователи – Мария Добронега, но летописи не зафиксировали этот факт. Ввиду многочисленности жен и детей Владимира установить точное происхождение его потомков не всегда возможно.

Последнее упоминание об Анне относится ко времени ее смерти в 1011/1012 г. Иоанн Скилица ошибочно называет другую дату 1022/1025 гг., вероятно спутав Анну с последней женой князя Владимира, которая действительно пережила его. Анна была похоронена в Десятинной церкви в Киеве [8, c. 157–159].

Источники
I. Иоанн Скилица. Хроника // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том II: Византийские источники. М., 2010. С. 216–233.

II. Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX–XI вв. Тексты, перевод, комментарий. М., 1993.

III. ПСРЛ. Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 2001.

IV. ПСРЛ. Т. II. Ипатьевская летопись. М., 1998.

V. Стефан Таронский (Асохик), Всеобщая история. Кн. 3. М., 1863.

VI. Титмар Мерзебургский. Хроника (1012–1018 гг.) // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники. М., 2010. С. 64–83.

VII. Щапов Я.Н. «Память и похвала» князю Владимиру Святославичу Иакова мниха и Похвала княгине Ольге // Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи. Повести. Хождения. Жития. Послания: Аннотированный каталог-справочник / Под ред. Я.Н. Щапова. СПб., 2003. С. 181–185.

VIII. Annales Lamberti // Monumenta Germaniae historica. Scriptores. Т. III. Leipzig, 1839.

Библиография
1.  Гиппиус А.А. До и после Начального свода: ранняя летописная история Руси как объект текстологической реконструкции // Русь в IX–X веках. С. 37–63.

2.  Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Под общ. ред. Е.А. Мельниковой, В.Я. Петрухина. М., 2014.

3.  Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1. М., 1989.

4.  Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997.

5.  Кримський А., Кезма Т. Оповідання арабського історика XI в. Абу Шоджі Рудраверського про те, як охрестилася Русь // Ювілейний зб. на пошану акад. Д. Багалія. Київ, 1927. С. 383–395.

6.  Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947.

7.  Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. Древнейшие письменные источники. СПб., 2008.

8.  Морозова Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М., 2009.

9.  Назаренко А.В. Анна // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001.С. 456–457.

10.  Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX – XII веков. М., 2001.

11.  Назаренко А. В. Равноапостольный князь Киевский Владимир Святославич // Православная энциклопедия. Т. VIII. М. 2004. С. 694–697.

12.  Никитенко Н.Н. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской: Историческая проблематика. Киев, 1999.

13.  Острогорский Г. Византия и киевская княгиня Ольга // То Honor of Roman Jakobson. Vol. II. The Hague; Paris, 1967. P. 1458–1473.

14.  Поппэ А.В. Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. LIV. СПб., 2003. С. 309–312.

15.  Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси. Х–XII вв. СПб., 2003.

16.  Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.

17.  Рапов О.М. Русская церковь в IХ–первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

18.  Свердлов М.Б. Владимир Святославич святой – князь и человек // Культура славян и Русь. М.,1998.

19.  Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 1. Т. 1. М., 1988.

20.  Харрис Д. Византия. История исчезнувшей империи М., 2017.

21.  Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. М., 2003.

22.  Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. XI–XIV вв. М., 1972.

23.  Dvornik F. The Making of Central and Eastern Europe. London, 1949.

 

Интернет-ссылки
1.  Гиппиус А.А. До и после Начального свода: ранняя летописная история Руси как объект текстологической реконструкции // Русь в IX–X веках. С. 37–63

2.  Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989

3.  Стефан Таронский (Асохик). Всеобщая история. Кн. 3. М., 1863


Рецензии