Ваганьковске рассказы. 18. Временной континуум

 Витюха возвращался из гостей домой в хорошем настроении. В те времена в гости друг к другу ходили часто – посидеть в домашней обстановке, пообщаться, да и просто вкусно поесть  -  хозяева обычно старались угостить гостей чем нибудь особенным. Это сейчас нас обычно  зовут  в гости куда-нибудь в кафе или ресторан – потому как неохота возиться с приготовлением харчей и мытьём посуды. И уже нет той домашней доверительной обстановки, как раньше.
 Время было позднее – часов около двенадцати. Улицы – пустынные – все нормальные люди  уже спали или готовились отойти  ко сну, дабы выспаться к началу следующего трудового дня.
На дворе стояли семидесятые годы. По меркам прошедших десятилетий, они были неплохими – народ  начал потихоньку прибарахляться, отовариваться кой-какой одежонкой и бытовой техникой, обзаводился подкожным жирком, приусадебными участками  и даже автомобилями. Не все, конечно.
На улицах в тёмное время суток было относительно спокойно, во всяком случае, не сравнить с предстоящими лихими девяностыми или тоже лихими, но уже давно прошедшими годами после  амнистии заключённых 1953-го года.
Вот почему Витюха смело продвигался по любимому ночному городу кратчайшим маршрутом мимо Ваганьковского кладбища. Хотя, конечно, далеко не все согласятся ночью идти мимо кладбища – сколько, говорят, было неприятных и даже ужасных случаев со смельчаками!
Но Витюха ничего не боялся.
Во-первых, он уже лет пять занимался боксом и имел 1-ый разряд, а значит мог постоять за себя. Да и имя у него было героическое – Виктор – Победитель!
Во-вторых, чувство самосохранения  у него, как и у всех смельчаков, было развито очень слабо. Именно по этому, он смело шёл мимо кладбища, даже не задумываясь о возможных последствиях, в  отличие от людей с сильно развитым  чувством самосохранения,  которое заставляет  их  избегать опасных и неприятных ситуаций.
Проходя вдоль ограды кладбища, Витюха увидел удивительную картину – на кирпичном цоколе кладбищенской ограды сидел мужик с табличкой на груди «Помогите» и лежащей перед ним на асфальте кепкой, в которой поблёскивало несколько монет.
«Видно, ку-ку» - подумал Витюха и, толи из жалости, толи,  для прикола,  кинул в кепку пару  монеток, сопроводив их дружеским советом  незнакомцу пойти поспать, а на точку явиться часиков с 9-и утра, после открытия кладбища – ночью, мол, ничего тут не словишь!
— А я денег тут и не ловлю! — ответил незнакомец.
— А что ловишь?
— Человеков. — Спокойно ответил незнакомец.
— Человеков? Зачем? — Переспросил Витюха и у него противно засосало под ложечкой.
— А чтобы наставить их на путь истинный.
— Как это? Как это? — Заволновался Витюха.
— А вот так! Могу помочь изменить твою жизнь. Хочешь? Хотя, собственно, ты уже изменил её, когда увидел меня и подошёл.
— Как это? Как это? — Опять закудахтал Витёк – волна страха  прошла у него сквозь тело от макушки до пяток, а голова затуманилась и он стал хуже соображать.
—  Ты сам сдвинул свой временной континуум.
— Я ?!

— Ну, слушай. Ты пошёл коротким путем мимо кладбища. Если бы ты пошёл в обход его, ты бы не спеша, возможно без приключений,  добрался бы  до дома, лег спать, проснулся по будильнику и дальнейшая жизнь протекала бы у тебя по  привычному порядку.
Но ты пошёл другим путём, встретил меня, поговорил со мной, дома долго не сможешь заснуть, обдумывая мои  слова и будешь плохо спать, утром с трудом поднимешься на работу.  Будешь опаздывать, побежишь на автобус по наземному переходу на красный свет, а в это время на тебя налетит тот автомобиль, который по привычному порядку течения событий находился бы в трёх-четырёх  километрах от этого места. Только не думай, что это произошло по моей вине – ты сам нарушил временной континуум.  Кстати, ты мог бы избежать наезда, если бы утром ещё раз нарушил континуум и  вышел из дома хотя бы на несколько секунд раньше или позже – этого времени хватило бы, чтобы автомобиль проехал перед тобой или после тебя.
Но не расстраивайся, людям не дано знать, что случится с ними в будущем  и когда нужно прервать континуум, заменив его на другой. В  твоём случае тоже неизвестно – может быть, при традиционном течении событий  на тебя наедет  другой автомобиль в другом месте и в другое время? Или ты упадёшь, например, в люк теплотрассы? Люди нарушают континуум порой десятки раз в день и не знают, что каждый раз меняют ход течения своей жизни. Помнишь, поговорку: «Не с той ноги встал»? Встал с  другой ноги и весь день, а за ним и вся жизнь пойдут по-другому!
Он протянул мне руку, молча  прощаясь со мной, вернулся на то место, на котором я его встретил и где лежала его кепка, и, ссутулившись, замер.
Ночью Витюха действительно плохо спал, всё время обдумывая слова незнакомца. Встал позже обычного. Он уже опаздывал на работу, поэтому не стал завтракать, быстро оделся и вышел из квартиры на лестничную клетку. Вдруг он остановился, медленно сосчитал до пяти и, только после этого, заперев дверь на ключ, стал спускаться с лестницы. Выйдя на улицу Девятьсот пятого года, он увидел, что на той стороне улицы к троллейбусной остановке подходит его троллейбус. Забыв всё на свете, он бросился к нему не глядя на красный свет пешеходного перехода. Он уже добежал до середины дороги, как перед ним на большой скорости промчался легковой автомобиль, обдав его волной горячего воздуха….
Следующей ночью Витюха пришёл на место вчерашней встречи с незнакомцем, но там никого не было. Расстроенный, на всякий случай, но безрезультатно, прождал незнакомца почти целый час. То же повторялось ещё несколько ночей. Незнакомец не появлялся.
Павел И. Софинский  (Павел и Иван Софинские)


Рецензии