53 глава книги пророка Исайи, о чем она?

Большинство исследователей давно пришли к выводу, что существует 3 части Книги пророка Исайи, каждая из которых может быть приписана отдельному пророку. Каждый пророк жил в своё время, сталкивался с современной ему ситуацией . Книгу можно разделить след.образом:
Первый Исайя. Главы 1-39 восходят к Исайе из Иерусалима, осуществлявшему пророческую деятельность в 8 веке до н.э. Он предсказывает скорую кару народу Иудеи.Первоисайя жалуется на то, что народ Иудеи покинул Господа, воспитавшего евр. народ, как Своих детей: «оставили Господа..повернулись назад» (1:3-4). Пророк призывает народ исправиться: «Омойтесь, очиститесь..перестаньте делать зло, научитесь делать добро»..(1:16:17)

   Второй Исайя. Не известно, кто был настоящий автор гл 40-55, но его точка зрения и религиозные воззрения во многом схожи с демонстрируемыми самим Исайей Первым, принимая во внимание, что он писал в др. историч. обстоятельствах, уже после уничтожения обоих царств: в 722 г от рук ассирийцев и в 586 г. — вавилонян.Если Исайя Первый предрекал скорый суд над народом, то во время этого автора Израиль уже наказан за свои грехи: «Кто предал Израиль на разорение грабителям? не Господь ли, против которого мы грешили?..и он излил на них ярость гнева Своего..»(42:24-25) Теперь, когда народ УЖЕ НАКАЗАН, Господь использует своего «помазанника» ( персидского царя Кира), чтобы даровать спасение и возрождение» Израилю(44:24;45:1)
Современные библеисты присвоили автору глав 40-55 условное имя Второисаия или «Великий аноним»; христиане называют  Второисаию «ветхозаветным» , или «пятым евангелистом».

   Третий Исайя. Главы 56-66 были сочинены ещё позже пророком, который писал, вероятно, уже после возвращения из Вавилона. Он заклинал людей , возвратившихся домой, жить так, чтобы Всевышний был доволен.
Позднее эти 3 текста пророчеств были соединены в единый манускрипт.

    Ни один пассаж Второисайи не волнует интерпретаторов больше, чем 4 отрывка, посвящённые герою,известному как « Страдающий раб Божий» (42:1-4; 49:1-6; 50:4-11; 52:13- 53:12)
Кто этот «раб» добровольно пошедший на страшные мучения ради спасения других?
    Известно, что излюбленными риторическими приемами Ветхозаветных пророков были приемы аллегорий и персонификации. Вещал ли пророк об Израиле или каком-то другом народе, или стране, или городе, — он говорил, как о живой личности.
   Выражение « раб Божий»  было обычным эпитетом для Израиля у пророков эпохи плена.У Второисаии это выражение встречается особенно часто: «А ты, Израиль, раб мой,которого я избрал… и сказал тебе: «ты мой раб, я избрал тебя и не отвергну тебя»… ибо я бог твой» (41:8—10), речь идет о еврейском народе(42:19),

     53 глава во многих отношениях является неясной.  В ней рисуется настоящее «житие» святого мученика, к которому  Всевышний устами пророка применяет обращение «праведник, раб мой» (53:11). Этот «раб Божий» презрен людьми, и все от него отвернулись, подозревая, что он несет наказание от Бога за свои грехи. В действительности,  «он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что он был поражаем, наказуем и уничижен богом. Но он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем, и ранами его мы исцелились» (53:4–5). Это «Бог возложил на него грехи всех нас» (53:6). В главе говорится о заключении мученика в узы и о суде над ним и, возможно, даже о его казни («он отторгнут от земли живых» и «он предал душу свою на смерть»). Но Бог возвещает устами пророка, что, «когда же душа его принесет жертву умилостивления, он узрит потомство долговечное, и воля Бога  благоуспешно будет исполняться рукою его» (53:10). «Посему я дам ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как он понес на себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (53:12).
    Для христиан 53:3-6 — это строки , описывающие распятие Иисуса за грехи этого мира:«Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, ..взял на себя наши немощи..изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззнакония наши...». Кажется, что страдания Мессии четко предсказаны.
Но здесь необходимо сказать следующее.
Библейские пророки  не предсказывали заранее то, что должно произойти спустя сотни лет. Они пророчествовали, опираясь на современные им историч. обстоятельства, и передавали весть для современных им людей  об их непосредственном будущем.
   Автор не предсказывает,что некто будет страдать в будущем за грехи других людей. Использованные грамматические времена указывают на уже прошедшие страдания. Раб Божий уже пострадал, хотя он «будет» реабилитирован.
Речь не идёт о будущем Мессии ещё и потому, что термин «Мессия» в этом пассаже ни разу не упоминается. Сказано  о страдании, но ни разу не говорится о страданиях Мессии.

   Одни исследователи высказали предположение, что Второисаия описал в 53 главе какого-то известного ему мученика прежних дней, пострадавшего за веру при одном из иудейских царей . Другие считали прообразом «раба »  древних пророков Исаию или Иеремию; третьи, предполагали  описание в образе «раба» судьбы одного из мучеников  маккавеевского времени.
   Традиционная  интерпретация  53 гл. христианской церковью, как известно, состоит в том, что в ней содержится ясное пророчество об Иисусе Христе.

   Следует заметить, что
в рамках евр. традиции имеется три традиционных подхода к толкованию 53 гл.:
1.мессианский подход: предполагается, что несмотря на отсутствие  четкого указания на Мессию, речь   может идти о Мессии, помазаннике Божьем;
2.речь идёт о народе Израиля;
3."двойственный"подход, при котором некоторые стихи относят к личности Мессии (Машиаха), а другие — к народу Израиля.
Необходимо сразу отметить, что при первом подходе нет единой традиции относительно личности Мессии. Традиционно помазанниками («христами») считали первосвященников, помазанных на должность, царей Иосию, Езекию, Давида...Это мог быть Зерубавель, персидский царь Кир..И об Аврааме, Исааке и Якове сказано: «Не прикасайтесь к помазанникам моим» (Ис45.1) . Как говорилось выше, Исая мог в образе Раба также подразумевать пророка Иеремию, самого себя и т.д.
При любой трактовке Ис53 иудеи  отрицали возможность рассматривать пророчество как о будущем Мессии — Иисусе Христе, так же как решительно отрицалось ими толкование и др.ветхозаветных пророчеств как исполнившихся во Христе.Причина: Иисус Христос в изложении НЗ не соответствует тем требованиям, которым должен отвечать Машиах пророков:Мессию невозможно представить страдающим и побеждённым; он не может быть казнён.

  Однако вероятнее всего, что здесь, так же как и в других главах Второисаии, мы имеем дело с аллегорией и что «раб Божий» — это также персонификация Израиля.  Реалистические черты, которые приданы этому образу, вплоть до описания его наружности («нет в нем ни вида, ни величия; и мы видели его, и не было в нем вида, который привлекал бы нас к нему» (53:2); и  подробное перечисление его мучений также не должны восприниматься буквально.  В целом это как бы «свободное сочинение» на тему «страдание». Пророк перечисляет подсказанные ему воображением ужасные мучения, которые могут постигнуть человека: болезни, язвы, раны, увечья, унижения, оковы, темницы, наконец, казнь и смерть. Но мученик продолжает свое существование и после того, как нам рассказали о его смерти, — очевидный признак того, что автор имел в виду именно не человека-индивида, а существование и страдание народа.
    Независимо от того, кого имел в виду автор 53-й главы Книги Исаии, рисуя столь зримый, живой и волнующий образ «раба Божьего »: народ ли израильский, или неизвестного нам древнего мученика, или грядущего мессию, —  этот образ, можно сказать, зажил самостоятельной жизнью и в конечном счете воплотил в себе целую концепцию: страдание — не обязательно есть признак содеянного греха, не всегда является возмездием за вину. Страдать может и совсем невинный и праведный. Это может происходить с ведома и по воле Бога . Бог может возложить на праведника чужую вину и, предав его мучениям, таким образом, открыть возможность спасения и для грешных. Почему Бог избирает именно такой путь к своей славе? Это Его тайна , скрытая от людей: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути мои. Но как небо выше земли, так пути мои выше путей ваших, и мысли мои выше мыслей ваших» (55:8–9). Добровольное страдание, самоунижение праведника, «чувство червя» (Ис. 41:14; Пс. 21:7) — вот что иудейским богословием объявляется первым признаком праведника.

   В заключение приведу   христианское толкование этого удивительно поэтического произведения древнего автора Александром Менем.

«
Наиболее важным является четвертый гимн (52:43-53:42). Большая его часть вложена в уста царей и «многих народов», которые с изумлением созерцают тайну Спасителя.
Мессия предстает перед ними не таким, как Его обычно представляли люди, хотя им были ведомы истинные пророчества (52-45). Лик Спасителя несет на себе печать страдания, в Нем нет земного величия. Он разделяет участь посланников Божьих, постоянно встречавших непонимание, ненависть, гонения. Но Он — Ходатай за людей, подобно Аврааму (ср. Быт 18:23). Он очищает их от грехов и болезней, как Первосвященник (Лев 16; ср. Мф 8:17). Ослепленные люди, не постигшие Его истинного величия, считали, что Он наказуем Богом, но Его страдания обрели спасительную силу (ср. Мф 27:42-43).
Мир, отпавший от Творца, погрузился во тьму, и туда, во тьму, приходит уничиженный Мессия, чтобы разделить с миром страда ния и исцелить его (ср. Ин 346-17). ..
Служитель страдает добровольно. Следовательно, кроме воли Божьей, направленной на спасение людей, для Искупления нужно согласие человеческом воли Мессии-Богочеловека, Который всецело предает Себя Отцу (Мф 26:39). В час Своего уничижения Мессия не понят, но в смерти Он торжествует. Гимн кончается эсхатологическим пророчеством: подвиг Искупителя становится жертвой, которая примиряет человека с Богом в Новом Завете...
 Четвертый гимн Второисайи — поистине вершина древнего библейского мессианизма. Он освобожден от прежних земных черт. Искупитель уже не воин или вождь, а воплощение жертвенной любви Божьей."


Рецензии