Реформа села и аграрная наука Ставрополья

Директор Ставропольского научно- исследовательского института сельского хозяйства профессор Людмила Петрова: «Правительство ставит в трудное положение российских крестьян»
- В связи с разработкой аграрной программы страны в печати появилось немало разноречивых публикаций по дальнейшему реформированию села. Людмила Николаевна, что думаете по этому поводу вы, видный аграрник Ставрополья, доктор ельскохозяйственных наук?
- Сегодня можно твёрдо сказать, что в России завершён первый этап реформы сельского хозяйства. Большинство колхозов и совхозов преобразовано в акционерные общества. Возникло фермерство. На него лидеры государства сделали ставку, но ожидаемого результата не получилось. Коллективные хозяйства не распались, а сохранились за редким исключением. Во всём мире магистральным направлением развитие сельского хозяйства является переход его на крупное индустриальное производство. Это обеспечивает прогресс и экономически более выгодно. Подсчитано, что для обеспечения нормального существования фермерских хозяйств необходимо 30-50 миллионов рублей. Но таких средств нет. Поэтому фермеры лишены необходимого набора техники, не имеют возможности осваивать полноценные севообороты, применять минеральные удобрения, гербициды, почвозащитную технологию. Какая при таких условиях может быть производительность труда?. Сама по себе идея иметь собственников на селе заслуживает поддержки. Но нельзя бросаться из крайности в крайность. Необходимо обеспечить нормальное функционирование различных форм собственности. Считаю, что главным тормозом колхозов и совхозов являлась не коллективная собственность, а отсутствие у них права собственности на продукты своего труда, то есть права по своему усмотрению распоряжаться ими. Реформа, казалась, даёт такое право, но это ведь лишь видимость. Когда государство закупает, но не рассчитывается за продукцию, а затем целях погашения задолженности выделяет крестьянам кредиты да ещё с высокими процентными ставками, то о какой свободе может идти речь?. Диспаритет цен, налоговая политика привели к катастрофическому положению в сельском хозяйстве.
- Но где же выход? Как прогнозируется второй этап аграрной реформы?
- Различные аналитические группы, в том числе некоторые советники из президентского окружения, предлагали ещё до наступления весенних полевых работ провести реорганизацию акционерных обществ и других коллективных сельхозпредприятий под прессом сверху. Предусматривается провести раздел земли, техники и других средств производства, создав объединения крестьян численностью не более 30 человек. Хорошо, что пока Президент не подписал проект такого указа, но никто не поручится, что такое указ не будет подписан под давлением людей, не имеющих прямого отношения к аграрному сектору. Это означало бы дезорганизацию сельскохозяйственного производства, последствия которой были бы непредсказуемыми.
В настоящее время правительство разработало программу аграрной реформы на 1994-95 годы. Она не обнародована, и пока нет возможности её анализировать, посмотрим, насколько она отвечает интересам крестьянства, учитывает сложившуюся обстановку в сельском хозяйстве.
На втором этапе государство должно содействовать созданию рынка сельскохозяйственной продукции. Его основная функция заключается в том, чтобы стимулировать товаропроизводителя и в то же время защищать население. Рынок должен быть регулируемым, а сельское хозяйство получать дотации, как это делается всём мире. Разговоры о том, что это чёрная дыра, в которую бесполезно бросать деньги, лишены всяких оснований. Сейчас  правительство закупает за валюту различную сельскохозяйственную продукцию за рубежом. Тем самым проявляет заботу  о зарубежных аграриев и ставит в тяжёлое положение российских крестьян. В стране скопилось большое количество зерна, шерсти и других продуктов земледелия и животноводства. К чему это ведёт, нетрудно догадаться. К свёртыванию целых отраслей в аграрном секторе. В крае ликвидируется племенное тонкорунное поголовье, являвшееся гордостью в Ставрополья, одним из основных источников дохода селян, а сейчас превратившееся в разоряющую обузу. Под нос ушла едва ли не половина молочного стада.  Какой вывод? Нельзя допустить, чтобы руководство страны обрекло на гибель своё сельское хозяйство, чтобы наше великое государство попало в зависимость от западных стран. Это значит - потерять своё лицо, свой политический и национальный вес в мире. Будем надеяться, что это поймут наконец-таки те, кто определяет нашу аграрную политику.
- Людмила Николаевна, возникает вопрос, в условиях кризиса сельского хозяйства не становится ли не нужной и аграрная наука?
- С такой постановкой вопроса нельзя согласиться. Напротив, сегодня, как никогда раньше, необходимо научное обеспечение сельского хозяйства, потому что старые проблемы не ушли, а появились новые. Мы сейчас сталкиваемся с такими опасными явлениями, последствия которые которых могут быть катастрофическими. Сегодня коллективные фермерские хозяйства думают об одном - как бы получить максимальный доход с земли. Коммерческий подход берёт верх над агротехникой, нарушается система земледелия, которая внедрялась в крае в течение 25 лет. В скором времени наступит момент, когда не будет поля, где можно будет сеять подсолнечник. Совершенно прекращена борьба с эрозией почвы, засолением земель, а их в крае полтора миллиона гектаров. Существенно увеличивается вторичное засоление, так как инженерные сети приходят в упадок, не ремонтируются. Нормы орошения не соблюдаются, поэтому расширяются подтапливаемые площади, которые составляют 700 тысяч гектаров. 
Очень много экономических проблем. Идёт опустынивание земель. Никто не занимается естественными лугами и пастбищами.
Таким образом, можно сделать вывод, что без научного обеспечения этих проблем не решить, без науки не может быть прогресса в сельском хозяйстве. Но сейчас многое перечеркивается, незаслуженно отбрасывается. Это может привести к тому, что по целым направлениям придётся начинать всё с нуля.
Немало интересного есть и в нашем институте, его внедрение в производство даёт и может дать значительный эффект.
Прежде всего, скажу о селекции. Наш селекционный центр является единственным в России специализирующимся на кормовых культурах. Здесь ведутся работы по созданию новых сортов пшеницы, ячменя, зернового и сахарного сорго, чумизы, сорго-суданковых гибридов, магара, тритикале (зерновых и кормовых) многолетних бобовых и злаковых трав, кормовой ржи и других.
В Прикумском филиале СНИИСХ выведено несколько сортов озимых и яровых культур, которые устойчивы к морозам, засухе, болезням и вредителям, обладают улучшенными качествами зерна.
Для науки и практики представляют большой интерес полученные в институте сорта сахарного сорго. В его стеблях содержится до 24% сахара, в то время как в сахарной свёклы до 15%. Опробован метод извлечения сахара, который может быть использован как дополнительное сырьё в пищевой промышленности. В сахарном сорго имеется 30% глюкозы и фруктозы, что делает его полезным для питания детей и больных, страдающих сахарным  диабетом.  Примечательным является то, что этот сорт может выращиваться в тех зонах, где нет условий для  возделывания сахарной свёклы. Хорошие перспективы имеет также созданный учёными института сорт кормового солеустойчивого пырея, который способен расти на засоленных землях, там, где другие травы погибают.
В этом году все семена его закупил Дагестан, намечается засеять им побережье Каспийского моря.
Уникальными свойствами обладает тритикале -гибрид пшеницы, которым ещё в 90-е годы начинал заниматься профессор Державин. Он используется для производства зерна и кормов.
Большую ценность представляет сорт «двуручка 77», который   может высеиваться и как озимая, и как яровая культура.
К уровню мировых достижений относится выведенный нашими селекционерами путём отдалённой гибридизации сорт многолетней ржи, который отличается высокой неприхотливостью и способствует закреплению эродированных почв.
Несколько лет назад в институте была создана технологическая лаборатория, в которой осуществляется выведение новых сортов на основе клеточной селекции и генной инженерии. Переданы селекционерам  сорта тритикале и люцерны, устойчивые к корневым гнилям.
С 1989 года вне тематического плана, без финансирования проводятся исследования по переводу на безвирусную основу картофеля и с 1992 года лекарственных, цветочных, декоративных и ягодных культур.  освоена технология получения биомассы женьшеня. На основе женьшеня совместно с ВНИИ комплексного использования сырья молочного сырья разработаны и внедрены в производство технология молочного напитка «Тоник», концентрата натуральных молочных белков в  биологически активной форме «Биопротеин» и других.
С 1991 года ведётся работа выделению и очистке из растительных образцов алкалоидов, гликозидов и эфирных масел с целью получения высокоэффективных препаратов, которые будут использованы в медицинской практике для лечения онкологических заболеваний.
Лаборатория располагает импортным оборудованием, имеет высокий научный потенциал сотрудников. Однако финансирование её осуществляется в последние 3 года неудовлетворительно. Пришлось сократить 75% сотрудников. свернуть работы по ряду перспективных направлений.
На внедрение достижений отечественной сельскохозяйственной науки средств нет, зато проявляется повышенный интерес к западным технологиям. Сплошь и рядом при этом не учитываются различия в почвенно-климатических условиях. Закупили технологии в Англии, в широких масштабах стали её применять в Краснодарском крае и в Центральных Чернозёмных областях. За вегетацию проводили по 17:20 химических обработок сельхозкультур, а это привело к настоящему экологическому бедствию. Хорошо, что в нашем крае отказались от шаблонного подхода к рекомендациям зарубежных учёных и аграриев, внесли серьёзные изменения и создали свою технологию, приспособленную к местным условиям. Благодаря этому удалось сохранить в большей степени экологическую чистоту полей. В этой истории есть ещё один парадокс. Наша страна не может содержать своих учёных, и они уходят на службу в иностранные фирмы, а там  с завидным. хорошо оплаченным рвением применяют то, приносит вред на их родине. Вот почему забота об отечественной науке должна стать приоритетным вопросом и для парламента, и для правительств, и для местных органов власти. Нельзя лишиться такого национального достояния страны,  как наука. Её очень легко разрушить, но очень трудно создавать. Не одно поколение потребуется для этого.
Юрий Василенко, спецкор «Ставропольских новостей»


Рецензии