Трое в Пути. Хроники. Эпилог. Татьяна Дума

Эпилог

Дети и внуки не задержались надолго, муж вернулся вместе с ними в Москву. У меня появилась возможность все хорошо обдумать. Я перечитала записи в дневнике и поняла, что несколько важных моментов я упустила. Не просто важных, а определяющих. Но было  еще что-то, меня беспокоившее.
Я часто сидела у озера, пытаясь понять то, что от меня ускользало. Шум сосен, легкие всплески воды меня успокаивали. Лес готовился к поздней осени, все затихало.
Иногда я брала с собой книги, что-то просто пролистывала, но на чем-то мое внимание останавливалось. Процесс индивидуации. Столько о нем было размышлений. Удается ли мне идти этим путем, трудно было понять. Не было у меня, как у алхимиков, тигля, не было и их сложных компонентов.

Очередной абзац привлек меня:
«В конечном счете, индивидуация – это сформулированное на языке аналитической психологии понятие, которое выражает традиционные для классических духовных практик представления о человеке не как данности, а как за-данности, чистой потенции быть тем, кем в наличный момент человек не является, но кем он при желании и должном усердии может стать.

Да, в очередной раз я возвращалась к главному вопросу моей жизни. Человек. Ради чего, с какой целью он  приходит в мир, куда потом уходит. Только я подумала об этом, как все вокруг меня пришло в еле заметное движение. Дорн увлек меня за собой, не дав мне задать вопрос о цели его появления. 

Мы почти мгновенно оказались в старом парке, когда-то это было частью большого имения. Сейчас голые почти стволы деревьев, полуразрушенный мост, который не раз бывал свидетелем тайных свиданий, так мне показалось, все это навевало грусть.

- Дорн, что ты хочешь мне сказать всем этим?
- Прежде всего, позволь мне поприветствовать тебя без суеты и спешки. Я действительно рад нашей встрече.
- Это взаимно, прости, я не поздоровалась с тобой. Наши последние встречи были очень напряженными.
- Все, как в обычной жизни, перед отъездом все пытаются ничего не забыть.
- И, как правило, забывают именно важное. Ты о чем-то хотел мне напомнить?- по старой привычке мы оба обменивались простыми фразами, скрывая за ними некоторую неловкость, пытаясь понять, намерения друг друга.

-Пожалуй, нет. Мы совпали в размышлениях последних дней.
- Я пришла к выводу, что тебя можно назвать предтечей Карла Юнга. Он оставил ключ к изучению алхимии, а ты, в свое время, обобщал и прояснял наследие твоих предшественников и современников. В то время наблюдался спад увлечения практической алхимией, люди разочаровывались в своих силах понять старые тексты, да и смысл многих действий утрачивался. А права?
- Пожалуй, можно сказать и так, я не задумывался об этом. Я не сразу, правда, понял – я писал эти тексты прежде всего, для себя, вот такая история. Тогда и родилась моя фраза, которую ты прочитала у Юнга.
- Не изменив себя, ты не можешь изменить мир?
- Да. Всем хочется, как и мне в молодости, изменить мир. Путь к пониманию условий исполнения этого у всех разный. Не все понимают – за любое изменение человек несет ответственность. Он не действует в вакууме. Всегда необходимо согласование со всеми игроками. В этом кроется успех. Человек многое должен постигнуть. Не будем обо мне говорить.

Хочу похвалить тебя за верный тон разговора с внуком. Ты умеешь мягко закрыть те планы, к которым они не готовы, но помогаешь увидеть ближайшие, да и не только, цели.
- Отчего наш разговор с внуком привлек тебя?
- Разве ты не поняла, почему его так взволновали итоги того второстепенного конкурса в Японии?
- Я не обратила на это внимание. Мне показалось, что я, верно, почувствовала глубину его сомнений.
- Да, верно. Он максималист в силу возраста. Ему кажется, что он видит глубинные связи. У него это лихо получается, - Дорн засмеялся. Мне так нравился этот смех с легкой хрипотцой.

- Постой, пробую выстроить его логическую цепочку, - я замолчала, задумавшись.
- Поняла? - в голосе Дорна послышались нотки нетерпения.
- Да, поняла. Мой любимый внук учится мыслить большими блоками, это радует. Со временем он поймет, что предстоит удлинять этот путь.
- Ты хитришь или реально поняла?
- Ты хочешь меня обидеть? Он выстроил короткий прямой путь. Если вначале было Слово, и Слово было у Бога, то способность составлять разумные тексты, которая будет все совершеннее,  может дать повод интерпретировать возможности искусственного интеллекта  как нового бога. Он увидел в этом прямую угрозу индивидуальному человеку. Это если сказать, предельно сжато.

- Прости, обидеть тебя я не хотел, конечно. Мальчишка очень глубокий, он многое понимает, но ты права – он должен повзрослеть, стать профессионалом, иначе у него не будет инструмента влиять на происходящее.
- Ты уверен, что им предстоит решать такие сложные задачи?
- Сложные задачи, для нас с тобой, если говорить о технической стороне. Уже для близнецов все будет гораздо проще, не говоря о твоих правнуках. Хотя технологии – не их задача. Это уже совершенно другое поколение, более универсальное. Остановимся, пожалуй. Давай дождемся их появления.  Лучше поговорим о нас.

- Дорн, уж не устраиваешь ли ты прощальную встречу?
-В каком- то смысле – да, - он замолчал,  возникла звенящая тишина.
- Вот вы где, еле вас нашла. Дорн, ты специально закрыл след?
- Вы обе склонны сегодня подозревать меня не в лучших намерениях. Хотя, если и так – мы немного пообщались вдвоем. Не вижу в этом криминала.
- Друзья мои, вы оба меня пугаете. Уж не означает ли мой новый этап нашего расставания?

Бабочка взлетела с моего плеча, делая большие круги. Я знала, что это означает ее волнение, с которым она хотела справиться.
- Ты правильно почувствовала перемены, но без привязки к времени. Сегодня ты только учишься обходиться без проекций. До тех пор, пока это не произойдет, все будет по-прежнему.

Он был прав. Я давно уже понимала – все во мне, но соединить потоки пока не хватало сил. Это было вопросом к себе. Но я вспомнила то, что меня волновало, проходя  постоянным фоном.
- Хорошо. И меня оставим. Я никогда вас не спрашивала – как я узнаю вас там, за чертой перехода, когда мои песочные часы, как говорил наш общий друг, старый Алхимик, остановятся?
- Нет, это будет опять о тебе. – Бабочка оживилась, вновь устроившись на моем плече.
- Ты не хочешь рассказать?
- О том, что и как будет там, каждый узнает в свое время. До момента свершения перехода это табуировано. Невозможно прикладывать земной опыт к тому, что будет там. Это фантазии. Гораздо важнее то, что ты сможешь забрать с собой. Собрать к тому времени и не утратить в последний момент.

- Главное, сохранить свою душу, ты об этом?
- Да. Это многое определит и там. Люди как-то безответственно к этому относятся.
- Она не относится к их числу. А что ей удастся сохранить, и в каком объеме – будет ясно только в момент перехода, - Дорн неожиданно резко прервал Бабочку.

Старый парк осветило закатное солнце. Его рассеянные лучи смягчили очертания всего вокруг, стряхивая пыль истории. Я почувствовала неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего. Предложение Дорна мне показалось крайне уместным.
- Предлагаю совершить увлекательное путешествие. Обещаю – повтора не будет, я постараюсь.
Отказаться от такого предложения было невозможно. Звонкий смех Бабочки разлетался по Вселенной переливчатыми осколками. Дорн стремительно вел по неведомому нам маршруту, бережно охраняя нас от возможных неожиданностей.

Я невольно вспомнила слова чудесной поэтессы, Веры Марковой. Ее нет на Земле, а стихи ее живут,
 и будут жить.

«И в каждом эпизоде жизни аккорды музыки нездешней.

Прошедших лет густой туман, кромешный, окутал нас непроницаемым плащом...»


Рецензии
Многочисленные последние главы очень точно сработали на раскрытие
смысла романа. В них соединилось всё предыдущее: события, на фоне
которых дышат эпохи – через образы, лица, равноправие и равновеличие
всех путей человеческих: чьё-то служение людям, земной красоте и
чей-то внутренний поиск – откликнувшееся в человеке на зов-потребность
души. Внешнее – фоном, на котором расцвела духовная составляющая романа
(хотя проявленность человеческая и есть духовная реализация, движущая
человека и через повседневность – движимое в проявленность духа).
Ощущение: будто сборка, так долго пробиравшаяся сквозь "залежи" внешних
событий и человеческих судеб, произошла, осуществив высший смысл задумки
романа. Ощущение: будто Автор, нарядил героев в белые одеяния-платья.
Соединив миры и эпохи. Сделав низкий поклон тем, кто – из далёкого
прошлого предвосхищал будущее грядущее. И – лишь прозрачны Бабочки крылья,
взлетающие над мирами-эпохами. Символичность – Душа. Мои ощущения:
нечто, взлетающее над объединившимися деталями, сотворёнными из красок-
штрихов романа.

Найти слова, пробуждающие в человеке его дремлющие пласты опыта –
талант Автора. Время написания романа – моё время быть присутствующим
персонажем-читателем, исполнившим разные роли: и критика, и ценителя.
Движение в прочтении – через: предвосхищенье предвкусия моего запроса
на внутренний поиск – начало романа; погруженье в детали – от разноцветья
проявленного бытового и небесного до красного – пик в переломе моего
восприятия; слияние красок – финалом – осуществляя белое, размывая его
до прозрачного…

*

Благодарю Вас, Татьяна, за эту дорогу вместе, на которой мы с Вами
соприкоснулись разными, раз-личными гранями опыта. Похоже, где-то
и больно. Для меня – продуктивно. Я училась через наше общение
принимать мир другого человека, понимать его ценности. И – вырастать –
из себя – над собой. Я продолжала учиться любить. И если обобщить –
это очень красивый опыт: погружение в творческий мир писателя,
честное проявление собой – в моменте, обогащение новым и –
одновременно – освобождение от "личных" изломов. Наверное, в этом
и есть смысл творчества: пробуждать в человеке ЖИВОЕ. У Вас получилось.

Благодарна Вам, Таня, за встречу. Все мы в дороге.

С Любовью,

Галина Харкевич   21.05.2024 19:16     Заявить о нарушении
Самое трудное при написании - вовремя остановиться, не выкладывать то, что человек должен понять, прожив и получив нужный опыт, возможно, спустя какое-то время.
Понимаю - многое не понятно читателям, не имеющим опыт глубинной психологии.
Но это проявится, понимание, если что-то найдет отклик, а не понимание.

Так складывался мой путь - я запоминала то, что неожиданно для меня вызвало отклик, хотя я не понимала смысл той информации, которая пришла. Я никогда не спрашивала, просто уносила с собой это ощущение интереса или протеста. Понимание приходило порой много лет спустя.

Так и читателей ждет немало событий на их личном Пути, которые откроются новыми гранями.

Для меня некоторые вопросы, которые так и остались вопросами к себе, начали получать разрешение, которого я не предполагала.

Оттого поняла - грустить не стоит. Путь продолжается.

В этом наша внутренняя близость - готовность идти по Пути, не имея гарантий безопасности. Да, мы же знаем - лекарство не всегда имеет приятный вкус.

Рада нашей встрече. Надеюсь - у нас будут еще поводы для контактов.

С благодарностью и признательностью.

Татьяна Дума   21.05.2024 19:53   Заявить о нарушении
Читала вчера Ваш ответ... перечитываю сейчас… Чувство –
будто нахожусь в точке, объединяющей грусть прощания
с чем-то очень дорогим и проявление обновлённого…

Благодарна Вам, Таня, за такой ответ. В нём Вы раскрылись
Собой и – близкими мне гранями…

"готовность идти по Пути, не имея гарантий безопасности" – да.
и – "Путь продолжается". Да. Удачи!

Галина Харкевич   22.05.2024 09:08   Заявить о нарушении
Сейчас перечитала и ваши рецензии и свои ответы. В первый момент после прочтения хотелось дать отстояться всему тому, что текст вызвал. Но удержаться не смогла. Написала сразу. Возможно, так вернее, точнее. Не продуманный ответ, а первая реакция.
Спасибо вам за поддержку и понимание. Это не меняется и сегодня)

Татьяна Дума   22.05.2024 15:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.