Шаталов и ноль
каралось смертной казнью через удушение».
/В. Конецкий, «Петр Иванович Ниточкин, к вопросу о
морских традициях»/
В очередном задании открытого всесоюзного телевизионного урока «педагога-новатора» В.Ф.Шаталова* требовалось найти все нечётные** решения некоторого уравнения. Школьница все решения отыскала, осталось среди них выбрать нечётные числа.
– Единица – нечётное, пятёрка – нечётное, ноль...
Затянувшаяся пауза.
– Правильно, что задумалась, – говорит Виктор Фёдорович, – ведь ноль не является ни чётным, ни нечётным числом***.
Примечания
*Виктор Фёдорович Шаталов (1927—2020) — учитель математики, выпускник Сталинского учительского института, автор около двухсот педагогических «открытий». Настоящие методисты и серьезные математики обычно называли Шаталова легендарным шарлатаном.
**Число 2n — чётное, 2n + 1 — нечётное; здесь n — целое число.
***Ноль — чётное число: 0 = 2*0.
_____________________________________________________
Дополнение
А не всё так просто, как кажется.
«… Сидик Афган* доказал, что начало множества четных чисел не ноль, а единица.»
(supraman/философская математика)
*Сидик Афган (1958 г. рождения) — афганский математик и политический активист. В Липецком пединституте в 1988 году он якобы получил диплом магистра математики (магистры в России появятся лишь в 1992 году). В 1991 году в ЛГПИ им. Герцена стал, с его слов, доктором наук по направлению «математика» (такой учёной степени ни в СССР, ни в РФ не было и нет).
___________________________________________________________
Фото из Интернета
1) Сидик Афган
2) В.Ф.Шаталов.
Замечания о фотографии В.Ф.Шаталова: академический значок об окончании пединститута выпускникам учительских институтов не давали; значок «Отличник Советской Армии» появился, когда Шаталов уже давно был не в армии; значки «Победитель соцсоревнования», БГТО и ГТО, похоже, привинчены для юмора.
Свидетельство о публикации №224051500387
Формально, сегодня, да, ноль - чётное.
Исторически же, понятие чётности и нечётности возникло, похоже, применительно к натуральным числам, когда понятие нуля или ещё не оформилось или же означало отсутствие чего-то. То есть, область применения понятия чётности не распространялась на ноль, когда понятия чётности и нечётности возникли.
Феронин 30.03.2025 00:21 Заявить о нарушении
Вот, мол, даже толком не владеющий материалом преподаватель (а Шаталов ещё и по истории странные опорные конспекты сочинял) всегда может чему-то научить, лишь бы подогреть интерес у учеников.
Профессор, доктор физ.-мат. наук Алексей Всеволодович Гладкий (я его знал лично, был добрейший человек, пострадавший в своё время из-за Есенина-Вольпина) как-то неосторожно назвал Шаталова шарлатаном.
Так сразу началась странная и дикая травля профессора и настоящего методиста. В чем только Алексея Всеволодовича не обвиняли. Даже приписали в вину чисто русскому человеку «неарийскую национальность».
Чётные и нечётные числа — это материал из начальной школы. Основным объектом там является система целых неотрицательных чисел, т. е. числа начинаются с нуля.
Другое дело, что в средних классах теорема о делении с остатком рассматривается только для натуральных чисел, и, возможно, по этой причине в гуманитарной среде с чётностью-нечётностью отрицательных чисел и нуля появляются проблемы.
Но Шаталов же не гуманитарная среда, он взялся обучать математике и мог бы не полениться заглянуть в любой справочник.
Хоть Вам и не понравилась эта заметка, всё равно спасибо за внимание.
С уважением,
Петр Савватеев 30.03.2025 04:48 Заявить о нарушении
Феронин 30.03.2025 06:44 Заявить о нарушении