Два Крапивина

 
   У многих есть книги, сыгравшие важную роль в жизни. Все книги очень разные, как и читающие их люди. Все, что будет ниже, это только личные истории и впечатления, никоим образом не претендующие ни на какую экспертную оценку или что-либо подобное. Поэтому вопросы "а как так? а почему? а зачем?" задавать не стоит - ответов не будет. "Каждый пишет, что он слышит...".
 
   Книги Владислава Крапивина не были первыми в моей жизни, но зато стали одними из самых важных. Еще летом (июль 2020) я написал небольшую заметку "Лошади в тумане", где описал историю, в которой немаловажную роль сыграла одна из этих книг. Процитирую ниже, в немного измененной форме:
 
   Иногда жизни бывают настолько интересные совпадения, что в это не верится и кажется - это наше сознание выдает желаемое за действительное.
 
   Это было давно. Я тогда только поступил в первый класс, и в честь этого родители подарили мне книгу Владислава Крапивина "Тень Каравеллы". В книге есть тема о лошадях, которыми грезил главный герой, мальчишка немногим старший меня тогдашнего.
 
   Летом меня, как уже почти школьника, отправляли в пионерлагерь, в самый младший отряд. Выходить нужно было рано-рано утром, так как автобусы от заводской проходной оправлялись около девяти утра. А до той самой проходной нужно было еще доехать из нашей левобережной глухомани в далекий правобережный район, и из дому надо было выйти раненько. Меня еще полусонного вывели во двор. Туман в то утро стоял такой, что ничего не было видно уже метрах в двух-трех.
 
   Родители решили, что заказанное такси в такой туман, очевидно, не приедет, и было решено ехать на трамвае до метро, поскольку уж по рельсам трамваи точно ходят, даже в такой туман. Меня оставили ждать у подъезда, а сами поднялись позвонить и отменить такси и взять что-нибудь для меня от холодного тумана.
 
   Я сидел на лавочке, держа подаренную книгу, (которую уже к тому времени успел прочитать и начал перечитывать), и ждал. Всходило солнце. Туман начал потихоньку рассеиваться, и тут я услышал цокот копыт. Сначала я подумал, что засыпаю, или это шутки тумана, но цокот не смолкал. А потом, метрах в пятидесяти-семидесяти от меня, по перпендикулярной нашей хрущевке улице, проплыли лошадиные силуэты. Всадников различить я почти не мог, только слышал, как они грубовато понукали лошадей. Голоса были хрипловатые, но мальчишечьи.
 
   Когда родители спустились вниз, я долго колебался - рассказать ли им о том, что я видел, и так и не решился. Мне все казалось, что лошади в тумане мне привиделись, хотя я ущипнул себя за руку, было больно, но все равно не верилось. А спустя несколько месяцев я наткнулся на одной из улиц на конские "лепешки" и понял, что тогда это был не мираж и не видение.
 
   Потом, гораздо позже, уже учась в школе, я узнал о районных конокрадах. Это были мальчишки, ученики старших классов, которые воровали лошадей в пригородном совхозе, и катались на них по всему микрорайону.
 
   Конечно, ничего общего с романтикой из книги Крапивина это не имело. Но все равно, в ту лагерную смену я был одним из ночных королей нашей палаты, рассказывая после отбоя о лошадях в тумане и щедро сдабривая эти рассказы большими порциями почти цитат из книги Владислава Крапивина, и смеси из пересказов других прочитанных мною к тому времени книг.
 
   А лошади из тумана иногда приходили ко мне во сне, и я даже прятал под подушку горбушки хлеба для них... Потом лошади ушли в туман. Вместе с детством. Но сколько бы не прошло лет, мне не забыть никогда те плывущие в тумане силуэты лошадей и цокот их копыт...
 
   "Тень Каравеллы" до сих пор является для меня книгой Владислава Крапивина номер один. Гораздо позднее, читая и слушая автобиографический цикл, я был немного разочарован, так как считал все описанное в "Каравелле" реальностью. Но разочаровал именно автобиографический цикл, а "Каравелла" так и остается для меня волшебным кораблем, указывающим путь. Это не пафос, это то, что было. В школе, в начальных классах, именно история из "Каравеллы" об отношениях Вадика с Толькой, мне, тогда еще чуть ли не самому маленькому в классе, придала очень мощный импульс дать отпор силой моим обидчикам, не взирая ни на что. И это сработало.
 
  Мне трудно переоценить роль этой книги для меня. Она научила меня не только не бояться давать отпор тем, кто старше, больше, выше и сильнее, но и научила ценить настоящую дружбу, научила видеть в лужах звезды, а не грязь, научила мечтать, верить в мечту и осуществлять её... И пусть другие книги Крапивина такого эффекта не дали, я всегда буду благодарен ему именно за эту книгу.
 
   Есть и своя история касательно "Бегства рогатых викингов", именно эта повесть была использована мной для разработки плана сражения за дикий пляж, в одном маленьком украинском городишке, где я проводил лето у бабушки. Этот дикий "пляж" (просто небольшую береговую полоску текущей между скал реки), у нас пыталась отбить другая группа мальчишек. Только вместо козы мы нашли другое "оружие". Но все было по лекалам Крапивинской повести.
 
   У "Мальчика со шпагой" тоже своя история. Пионер лагерная. Все началось с показа в небольшом пионерлагере девяти серий телефильма "Мальчик со шпагой" (одна была неполной). Не знаю, кто и когда заснял этот телефильм на любительский киноаппарат (звук был записан отдельно на магнитофон), и качество у той кинопленки и звука было аховое (а какое оно могло быть у снятой на любительский кино аппарат с экрана черно-белого телевизора ленты, со звуком, записанным на десяток бобин), но все смотрели раскрыв рты. И я тоже, хотя книгу к тому времени уже читал. А потом по лагерю пошла "волна". Об этом явлении писал и Крапивин в "Оруженосце Кашке", Сотник в "Фениморе", и другие.
 
   Но в отличие от других волн, прокатывавшихся по всем пионерлагерям, эта был инициирована вожатыми с согласия руководства лагеря. Один или два из наших вожатых занимались фехтованием (один точно, и был у него то ли первый разряд, то ли кмс), вот они и учили нас. Шпаги были из ореховых прутьев, с обязательными наконечниками из ваты, или мягкой фланели, крепко примотанными или прибинтованными к "остриям" и смоченными гуашью (и глаз не выбьешь случайно, и места "уколов" видны). Рукояти и гарды каждый делал из чего только мог. Вспомнить бы хоть что-то из тех уроков...
 
  Конечно же, нельзя обойти тему корабликов. Сама по себе она может послужить темой для отдельной статьи, но я попробую коротко. Идея делать кораблики из скорлупы грецких орехов описанная в "Каравелле" оказалась очень заразной, и мы, мальчишки, ценили больше скорлупки, чем ядра. Про процесс изготовления можно писать долго. Но кораблики из скорлупок были пригодны больше для плаванья в тазах с водой или ванных, а для "большой воды", больших луж, речек и озер уже делались кораблики из сосновой коры. А иногда строились и целые дредноуты, сколоченные из обрезков досок. Может, кто-то из моих товарищей по тем играм и стал корабелом или моряком, а может, даже капитаном, мне того не ведомо. Но без таких книжек, как книги Крапивина, и других детских писателей (я могу назвать много имен, но не здесь), привносивших морскую романтику в детские сердца, этого могло и не быть.
 
   Но книги Крапивина влияли не только в детстве. Писать для детей я начал, в том числе, благодаря книгам Крапивина. Не только им, таких заочных учителей у меня с полтора десятка, но Владислав Петрович один из самых главных и важных.
 
   В двухтысячных, на одном из тогда еще больших и популярных форумов, я прочел одну историю, рассказанную женщиной живущей в Екатеринбурге. Речь там шла о том, что ее уже взрослому и женатому сыну друзья сделали необычный подарок. Он пришел домой с работы, а дверь ему открыл кумир его детства. Да, это был Владислав Петрович.
 
   Когда я это прочел, мне стало немного завидно, "Вот бы мне хоть на пару минуточек, да хоть на одну с ним поговорить и сказать спасибо за его книги", думал я. Одно время, я даже намеривался махнуть в далекий Е-бург. Живущие там знакомые, рассказывали о читательских встречах, во время ежегодного Крапивинского конкурса, и обещали достать билеты...
 
   Но не вышло тогда, не выгорело, и, возможно, оно и к лучшему. Можно проехать полмира, чтобы увидеть кумира детства, но что ему сказать кроме благодарностей за его старые книги... Да и выйдет ли сказать. Я не понаслышке знаю, что такое встречаться с очень известными людьми, и прекрасно помню то ощущение, когда все заранее спланированные слова вылетают из головы, язык намертво приклеивается к нёбу, и пребываешь в положении безмолвной статуи, пока усилием воли не заставишь себя говорить (на вопросы с кем, где, когда, я не отвечаю). Да и о чем говорить с писателем, когда понятия не имеешь о его более позднем творчестве. Именно поэтому эта заметка и называется "Два Крапивина".
 
   "Тень Каравеллы", "Белый щенок ищет хозяина", "Оруженосец Кашка", "Колыбельная для брата", "Та сторона, где ветер", "Журавленок и молнии", "Мальчик со шпагой", "Трое с площади Карронад", пенталогия о Женьке Воробьеве - все это, прочитанное в редких тогда книгах, изданных Свердловским "Средне Уральским издательством", в подшивках журнала "Пионер" и газеты "Пионерская правда", мне очень хорошо знакомо. Многие из этих повестей я помню до мельчайших деталей. Но это раннее, еще до-фантастическое творчество Крапивина.
 
   Когда фантастика Владислава Крапивина, немного наивная и детская, попала мне в руки, я был уже взрослый, и хуже того, я был отравлен цинизмом и мощью классиков фантастики, отечественных и зарубежных. И сколько бы я потом не пытался читать или слушать и цикл Кристалла, и другие более поздние произведения Владислава Петровича, ничего у меня не выходило - не шло. "Мышки кололись, плакали, но...". Можно заставить себя дочитать и дослушать, но нельзя заставить себя полюбить. Вот так оно и вышло, что творчество Владислава Петровича Крапивина делится для меня на две неравнозначные части. Два Крапивина. Один - нежно любимый с детства писатель, другой - так и не понятый мною фантаст. Но это у меня. А вот может... Именно поэтому, увидев лет семь-восемь назад в одном небольшом книжном двадцати-пяти или более томное собрание сочинений Крапивина, я не раздумывая купил его, сняв с карточки все, что на ней было. Пусть не все понял я, но, надеюсь, поймут те, кто идут за нами...
 
 
30 декабря, 2020
 
 


Рецензии