Распятый Мессия. Продолжение

Начало см. http://proza.ru/2024/03/18/91

Иудаизм не знал образа страдающего Мессии


   Апостол Павел до своего обращения  был ревностным иудеем, яростным гонителем христиан. Такая острая реакция   Павла на христиан была связана с тем, что для иудеев было немыслимым кощунством считать распятого преступника  Мессией. Уже будучи христианским миссионером, Павел в Послании к Галатам(Гал. 3:13) цитирует Второзаконие (21:23): «Проклят всякий висящий на древе» (т.е. распятый),   поскольку распятие  является проклятием Бога.
  Христиане считали Иисуса Божьим избранником, возлюбленным Сыном и Мессией, и совместить это с титулом Мессии ,предсказанного пророками, — по убеждению фарисея Павла , было невозможно. Однако, позже он передумал и  создал учение о Христе, которое  сделалось основой  учения Церкви.

  То, в чем у современных христиан нет сомнения:что Иисусу-Мессии было УГОТОВАНО пострадать за грехи человека и воскреснуть, - никак не вписывалось в концепцию  иудеев: никогда  ни  один еврей не думал, что Мессия может быть замучен  врагами и умереть, тем более, такой позорной смертью, как распятие, и потом -через три дня воскреснуть! Это  диаметрально противоположно  мессианскому сценарию пророков, согласно которому предполагалось, что  Мессия будет человеком, «помазанником», подобно Давиду, Соломону и др царям , но Бог даст ему  возможность низвергнуть врагов евреев и восстановить Израиль как суверенный народ на земле обетованной. Во всех иудейских  писаниях,включая апокалиптическую литературу , где Мессия  представлен как могущественная  личность «подобного Сыну Человеческому» ( кн. Даниила (7:13) или апокрифичееская 1 книга Еноха) , — нигде нет даже намека на  мученическую смерть, напротив,  Мессия должен уничтожить своих врагов и  привести человечество к установлению Царства Божьего на Земле.

   Итак, до своего обращения Павел был на стороне иудеев-нехристиан , для которых концепция распятого Мессии  казалась абсурдной. Но впоследствии, став апостолом, Павел  создал  новое учение, согласно которому  Мессия должен уничтожить не власть  оккупантов , а «власть греха»; что Иисус действительно понес на себе проклятие, но не за свои грехи, а за грехи других людей, чем спас их от Божьего гнева.
   Именно Павел нашел решение, как примирить позорную смерть на Кресте с мессианскими ожиданиями иудеев. Его решение заключалось в том, чтобы отбросить все традиционные ожидания иудеев,точнее, «перетрактовать» пророчества таким образом, чтобы они  соответствовали  жизни и,главное, смерти и воскресению  Иисуса.
   В отличие от евангелистов ( за исключением Иоанна),Павел  не использовал термин «Христос»  как титул «Мессия», лишив его того смысла, который придавался ему в Писании, сделав его чем-то наподобии  фамилии.  Сам Иисус у Павла — даже не человек, хоть и принял человеческий облик ( Флп2.7); Он физический Сын Божий ( Рим 8:3). Иисус по Павлу, явился не для того, чтобы освобождать Израиль от власти римлян, как ошибочно, по его утверждению, считали иудеи, а чтобы избавить их от власти греха. Сердца же самих иудеев, как писал Павел, покрыты «покрывалом Моисея» , которое «ослепляет» их и мешает при чтении Ветхого Завета увидеть «истинный» смысл пророчеств о Мессии, которые являются «на самом деле» пророчествами о Христе ( 2 Посл.Коринф.12-18) .
    Образ Христа у Павла стал впоследствии церковной догмой. Это не традиционный еврейский Машиах, а НОВЫЙ Христос НОВОЙ христианской религии.

   А теперь вернемся  к Иисусу и к первоначальному вопросу: если  образ страдающего, «распятого Мессии» в корне не соответствует традиционному образу  Мессии пророков, как он мог возникнуть? Ответ не вызывает сомнений: история  распятого Христа, как считают христиане, — это история раба Божьего из книги пророка Исайи, которого  в христианстве именуют даже «ветхозаветным евангелистом».

   Возможно, что в этой истории  Иисус "прочитал" свою судьбу, свой конец и определил цель .
   Согласно гипотезе Швейцера, казнь Иоанна Крестителя побудила Иисуса  встать  на жертвенный  путь Раба Божьего Исайи, который  привел Его в Иерусалим и в конечном счете, -на Голгофу. Можно предположить, что  в свое последнее паломничество на Пасху в Иерусалим Иисус хотел призвать народ  к Царству Божьему как альтернативе царства земного. Он был уверен, что будет арестован и казнен: «Сын Человеческий пришел, «чтобы отдать душу свою для искупления многих» (Мк 10:45). Как считает Швейцер, в конце своей деятельности  Иисус связывал надежду  на приход  Царства с предстоящей собственной гибелью.  Он — Мессия, но не ТОТ, которого ожидали  евреи, а тот, который идет путем страданий «Раба Божьего»; Его путь аналогичен страданиям «Раба» Второисайи…

   Скорее всего, Иисус отказывался от  признания себя Мессией потому ,что  сознавал, что не имеет общего с  ТЕМ  могущественным воинственным победителем, Мессией-Царем Иудейским,  о котором мечтает народ и , которого он  ожидает найти в нем, Иисусе.
Он- Мессия, который  своей гибелью  приведет  к наступлению  Царства.
Имеет ли общее  трагическая судьба великого Человека, Иисуса из Назарета, и  христианского Господа, сына Божьего Иисуса Христа?


Рецензии