Истинно русский поэт
Борис Николаевич Щербатов – замечательный современный поэт с большой буквы, но, к сожалению, малоизвестный автор. В предисловии к последней книге Бориса Щербатова поэт Владимир Наджаров о нём сказал так:
Потомки, запомните это:
Страну почитая, как дом,
В России не любят поэтов
При жизни, а любят потом…
Не надо особых дебатов,
Другой не найдёте ответ.
Вы скажете: "Был вот Щербатов,
Он – истинно русский поэт!
Был гордостью нашей Отчизны!
Спешите скорее прочесть!".
Вы скажете "был". А при жизни
Никто ж не сказал, что он есть!
При жизни, судьбу его скомкав,
Глаголя о ком-то другом,
Его оставляли потомкам,
Чтоб люди читали потом.
А вот и пришло время потомкам, без "особых дебатов", вспомнить, что "был вот Щербатов, он – истинно русский поэт!".
Родился он в мае 1941 года в городе Электросталь, что в 35-ти километрах от Москвы. Ушёл из жизни в 2013-ом году в возрасте 72 года.
Его детство и школьные годы прошли в Тульской области, в селе Михайловское. Это – сельская глубинка в 20-ти километрах от железнодорожной станции. Жизнь в деревне оставила неизгладимые впечатления в душе Бориса. И тема "Село" стала позже одной из основных в его творчестве. К ней он возвращался постоянно ещё и потому, что каждое лето возвращался в свою деревню, к маме. Вот, например, его стихотворение "Возвращение":
Снова вижу его за версту,
Ветхий дом, где родился я в горе –
Не с серебряной ложкой во рту,
А с пастушеской флейтою в горле.
Вижу старую мать у плетня,
Огород и прогнившую крышу…
Проводите до дому меня:
Ничего я сквозь слёзы не вижу.
Окончил он Тульский политехнический институт по специальности "стрелково-пушечное вооружение" и был направлен в Москву в конструкторское бюро. Там и довелось мне познакомиться с Борисом Щербатовым. К тому же оказалось, что и живём мы с ним в одном доме, в соседних подъездах. Встречались и общались не только на работе, но и, как в то время было принято, на кухнях площадью в пять с половиной квадратных метров. Свои стихи Борис читал прекрасно, причём не по бумажке, а по памяти.
В ранге инженера-конструктора Борис не проявлял особого рвения. Недаром он не написал ни одного стихотворения о работе конструкторов. Понимая, что рождён он "с пастушеской флейтою в горле", Борис отдавал себя творчеству, поэзии. Занимался в литературной студии, которой руководил Вадим Кожинов. Его Борис Щербатов и считал своим учителем, хотя сам Кожинов поэтом не был. Участвовал в работе московской литстудии "Красная Пресня" и литературного объединения "Вдохновение".
Первая книга стихов Щербатова вышла с названием "Над Непрядвой-рекой". И то, что она названа так, не удивительно. Ведь село, в котором прошли его детство и юность, находится на берегу реки Непрядва, а нам это название известно тем, что на этой реке в 1380-ом году было Мамаево побоище, которое Карамзин потом назвал Куликовской битвой.
С этой книгой Борис Щербатов и обратился в 1988 году к мэтру советской поэзии Андрею Вознесенскому. Тот высоко оценил творчество Щербатова и сразу же – по одной только этой книге – рекомендовал его в Союз советских писателей. И Борис Николаевич гордился тем, что голосование за его приём в Союз писателей было единогласным.
А то, насколько требовательным был Андрей Вознесенский в своих рекомендациях, видно из такой истории того же времени. Вознесенскому принёс свои стихи Высоцкий. Вознесенский, прочитав их, сказал: "Володя, вот когда ты на сцене, в театре, ты – король. А когда ещё и с гитарой, ты – бог. Но вот это – и он показал на тексты Высоцкого – это не поэзия". И не поддержал Высоцкого… Правда, жизнь показала, что Вознесенский ошибся, жизнь показала, что Высоцкий – всё же поэт и мастер слова.
А вот со Щербатовым Андрей Вознесенский не ошибся. Его имя вписано в историю культуры России его поистине лебединым пером. Он опубликовал семь сборников стихов. Вот названия некоторых из них, дающие представление о тематике Бориса Щербатова: "Над Непрядвой-рекой", "От избытка сердца", "Творение шестого дня", "Плач соловьиный", "Лебединым пером". Стихи его печатались во многих журналах и газетах, звучали на радио, на них написаны песни. И это при том, что никогда муза его не была на услужении конъюнктурным интересам, не подпевала идеологическим штампам тех времён.
Детские и юные годы Бориса Щербатова пришлись на послевоенное время, когда – по его выражению – ;ещё не высохли от слёз в российских избах похоронки;, когда ещё живы и памятны были события той войны. Вот как Щербатов рассказывает о первом дне войны и о себе:
Когда в июне сорок первого,
в тот самый день, тот роковой
меня крестили русской верою
в церквушке старой под Москвой,
знать не могли ещё родители,
что где-то, падая в пике,
уже крестили истребители
детей на людном большаке.
Знать не могли ни наши матери,
ни поп – седая борода,
что этот день пребудет в памяти
как всенародная беда.
Двадцать второе – день крещения,
Купель войны, купель свинца.
Четыре года до отмщения
И год до гибели отца.
Как же сильно и точно сказано! Особенно две последние строки: "четыре года до отмщения и год до гибели отца" – насколько же они просты, кратки и в то же время информационно насыщены. В них – и сведения о том, сколько продлится война, и о том, что отец будет воевать на фронте и погибнет там, и что в годовалом возрасте Борис, потеряв отца, останется сиротой. И всего-то – две короткие строчки. В этом стихотворении – и год рождения, и даже число с месяцем, и приблизительное место рождения. Это всё потому, что Борис Щербатов – сильный поэт и мастер слова.
О войне и её отголосках – стихотворение Щербатова "Сорок девятый":
Ещё война – в глазах, в речах,
в молчанье горьком домочадцев,
ещё ко вдовам по ночам
мужья убитые стучатся.
А там, у старой молотилки,
лежит, зарывшись в краснотал,
набитый дремлющим тротилом
немецкой выплавки металл.
Поэт Щербатов писал, конечно, не только о войне и её последствиях. Много стихов у него философских, пейзажных, о России, о любви.
Прикинулась любовью страсть.
И для амурных песнопений
в её одежды облеклась
из нежных слов, прикосновений.
Какие жаркие слова
ласкали ухо, локон, шею!
И ты, их слушая едва,
воспламенялась, хорошея…
Три года минуло. Тот жар
испепелил мои желанья.
Мне жаль, любимая, мне жаль –
утрачено очарованье.
Я вновь свободою дышу,
влюбляюсь в небо голубое.
Из тёмной страсти выхожу,
как из смертельного запоя.
В 1972-ом году Борис Щербатов купил однокомнатную квартиру в жилищно-строительном кооперативе в районе Тёплый стан. Та квартира приобреталась для троих – он, жена и дочь. Но вскоре семья распалась, и дальше он жил одиноким. Каждым летом и на большие праздники уезжал он в свою деревню, к маме. Вот одно из его стихотворений об этом:
Я – в отпуску. Ничем не озабоченный,
иду деревней на закате дня.
Знакомый дом, пустой и заколоченный,
незрячим старцем смотрит на меня…
Спасибо, дом, за доброту и солнце!
Я твой покой тревожить не хочу.
И всё ж – прости! – в заветное оконце
в последний раз тихонько постучу.
Стихи Щербатова ритмичны, напевны, мелодичны. Поэтому многие из них становятся песнями. Так, например, два десятка песен на щербатовские тексты написала и исполняет бард Инна Тхорик. По образованию она – геофизик, работала с геофизическими приборами в геологических экспедициях. Затем переквалифицировалась в специалиста по радиоэлектронной аппаратуре, и 24 года проработала она конструктором такой аппаратуры, а потом стала писать стихи, сочинять музыку на свои стихи и на тексты других авторов и исполнять эти песни под собственный гитарный аккомпанемент. Она прониклась и восхитилась текстами Бориса Щербатова и в 2013 году написала: "У меня есть песни на стихи 50-ти разных авторов, и при этом я со всей ответственностью заявляю: «Поэзию выше по полёту, глубже по содержанию и пронзительнее по откровенности, чем стихи Бориса Щербатова, я пока не встречала»".
Не только о войне и о любви писал поэт Щербатов. Много стихов у него о своей малой родине. Живя постоянно в столице, в Москве, всем сердцем и душой оставался он связанным памятью со своей деревней, с отчим домом. Об этом, например, его стихотворение "Отчий дом":
Захолустье Руси, заколоченный дом.
Ходят тучи над ним, кувыркается гром.
Сиротливо калитка скулит на ветру.
А осталось ему – только смерть на миру!
И, как близость конца, у замшелых ракит
стеариновой свечкой берёза горит…
А ночами в дому половицы скрипят,
а ночами в дому обо мне говорят.
Мне восторг или страх шевелит волоса!
Я своих стариков узнаю голоса.
Мне б ночами сюда не ходить никогда,
да противиться сердцу – не стоит труда.
Вот я снова пришёл. И тоскует метель,
и поёт за стеною моя колыбель…
Я, наверное, завтра в Москву укачу,
я в Елоховской церкви поставлю свечу,
до земли поклонюсь незабвенной родне,
кто в небесных путях не забыл обо мне.
Трогательные, печальные, грустные строки об умирающем родном сельском доме и об ушедших, но не забытых нами, дорогих предках, о связи поколений… Природу Борис Щербатов воспринимает как родное живое существо:
Вдруг потянет в лес неудержимо,
закружат берёзовые сны...
И пойдёшь – без всякого нажима,
без подсказки с чьей-то стороны.
В летний вечер сядешь под ольхою.
Тишина, заброшенность, покой.
До коры дотронешься рукою
и услышишь сердце под рукой.
И поймёшь, что всё вокруг – живое:
дышат корни, чувствует трава,
и деревья говорят листвою
непереводимые слова…
Всех природа чувствует и помнит,
где б дороги наши ни легли.
Пусть тебя сегодня переполнит
вера в милосердие земли.
И тебе когда-нибудь приснится
в городском сиротском далеке,
что сейчас рассказывают птицы
на забытом нами языке.
По своей натуре Борис Николаевич Щербатов был человеком спокойным, скромным, тихим, интровертом, погружённым в себя, в свои мысли и переживания. Но стоило ему выпить в компании, как он просто перерождался, преображался, распахивалась его душа, и он начинал читать свои стихи. А читал он их с жаром, с воодушевлением, вдохновенно, самозабвенно, причём читал по памяти, не заглядывая в текст. Особо выделял он свои стихотворения "Крещение", "Орёл", "Конь" и "Прохрипели мои петухи". Стихотворению "Прохрипели мои петухи", ставшему песней, Щербатов предпослал посвящение: "Инне Тхорик, вдохнувшей новую жизнь в мои стихи-песни". Но в этой песне есть и такие строки-исповедь: "Я полжизни отдал за стихи, а ещё половину прОпил". Борис Николаевич отлично понимал, что тяга к спиртному пагубна и может погубить народ. Поэтому он призывал: "Ради спасенья Отчизны давайте трезветь, мужики!".
За ложь и неверие в Бога,
за приступы смертной тоски
Отчизну винить и эпоху,
наверное, не по-мужски.
Не наше ль застольное братство,
привыкшее жить налегке,
своё промотало богатство,
оставило ум в кабаке?
Нам землю в болячках и шрамах
потомки уже не простят.
Об этом в поруганных храмах
разбойные ветры свистят.
Об этом же ропщут деревья.
Там птица гнезда не совьёт,
где в брошенных русских деревнях
нечистая сила живёт.
Довольно же праздновать тризны,
звереть и вздымать кулаки.
И ради спасенья Отчизны
давайте трезветь, мужики!
Ушёл из жизни Б.Н. Щербатов 4 июня 2013 года на 73-ем году жизни. Читайте стихи Бориса Николаевича Щербатова – замечательного современного поэта с большой буквы, истинно русского поэта.
Свидетельство о публикации №224051500694