4. Такое правило

 В воскресенье меня разбудил телефонный звонок. Неизвестный абонент настойчиво пытался дозвониться. Первые два звонка я пропустила, усиленно заставляя себя открыть глаза в попытке понять, что происходит и сколько сейчас времени. Когда позвонили в третий раз,  я даже испугалась: вдруг у кого-то из моих близких что-то случилось.
На часах было 8:00. Я подняла трубку и услышала бодрый мужской голос:
- Доброе утро! Я, наверное, Вас разбудил? Извините.
- Кто Вы? - сонно спросила я.
 Голос был мне незнаком. Наверное, ошиблись. Я уже хотела повесить трубку, однако энергия и позитив незнакомца заинтересовали меня.
- Я - Геннадий, - радостно сообщил мужчина. - Вчера вечером Нина Ивановна дала мне Ваш номер телефона. Я еле дождался утра.
- О ком Вы говорите, Геннадий? Думаю, Вы ошиблись номером, - промямлила я, сладко потягиваясь.
- Вы не знаете Нину Ивановну? Вы - Полина?! – он был в замешательстве.
- Да, Полина. А Нина Ивановна - это кто? – я никак не могла понять, зачем меня так рано разбудили.
- Это сваха из агентства знакомств, - пояснил Геннадий.
- Интересно, я ведь забрала оттуда анкету почти год назад, - очень сильно удивилась я.
- Вы уже нашли свою вторую половинку? - настороженно поинтересовался Геннадий.
- К сожалению, нет. Всё ещё в поиске, - вздохнула я.
- Так давайте сегодня  встретимся. Я всю ночь не спал. Нина Ивановна сказала, что, возможно, Вы уже не в поиске, нужно позвонить и всё узнать.
У меня на воскресенье были другие планы. Выходить из дома совсем не хотелось. Скажу больше: не хотелось вылезать из тёплой уютной постели.
На улице пасмурно, холодно и сыро. Небо затянуло рваной серой пеленой. Ветер срывал жёлтые  кленовые листья, крутил их в воздухе и бесцеремонно швырял на мокрый асфальт. Осенний дождь пребывал в сомнениях: усилиться или так сойдёт. Хотелось тепла и света, но солнце спряталось за тяжёлыми тучами, не желая принимать участие в этом безобразии.
А что же я? Планов на сегодня не было. Почему бы не сходить куда-нибудь ближе к вечеру?
- Геннадий, Вам будет удобно встретиться в 17 часов на Римской? – для меня это было максимально комфортное время и место встречи. –  Погода не располагает к прогулке, но мы могли бы зайти в кафе «Шуар» около метро. Там уютно, подают отличный Эль Грей и пахлаву.
- Да, можно, - как-то неуверенно ответил Геннадий.

К обеду погода улучшилась. Дождь устал моросить. Ветер наигрался с осенними листьями и  красиво разложил их на мокром асфальте. Солнце нерешительно выглянуло из-за ватных туч, полюбоваться своим отражением в мелких лужах.
Я собрала волосы на затылке в небрежный пучок, надела бежевое трикотажное платье-мини с элегантной кружевной отделкой на подоле, лёгкий плащ с капюшоном кофейно-молочного цвета и классические туфли-лодочки.
У метро уже ждал Геннадий. На нём был старомодный коричневый вельветовый костюм.
«Цветовая гамма у нас совпала, а вот стиль - нет», - мысленно отметила я.
На вид Геннадию было больше сорока лет. Волосы тёмные с лёгкой проседью. Осунувшееся лицо с глубокими продольными вмятинами на щеках, как будто он долго и продолжительно болел.  Я заметила, что мы одного роста. 
«Хорошо, что не надела туфли на высоких каблуках», - мелькнуло у меня в голове.
- Геннадий, - представился он и протянул правую руку.
- Полина, - я тоже в ответ протянула руку.
- Очень приятно, - сказал Геннадий и поцеловал мою руку, низко согнувшись в поклоне.
Я увидела изрядно поредевшую макушку и тонкую, как у ребёнка, шею.
- Вы - такой галантный мужчина, Геннадий, - похвалила я его.
- Благодарю Вас, Полина. Спасибо, что согласились прийти на встречу, - церемонно сказал он.
- Мы сейчас в кафе идём? - поинтересовалась я.
 Геннадий нахмурился и твёрдо сказал:
- Нет, сегодня мы пойдём гулять в сквер около метро.
«Жаль, - подумала я, но вслух ничего не сказала. -  На улице будет неудобно разговаривать. Хотелось бы сесть напротив друг друга, изучать лицо собеседника, наблюдать за его эмоциями».
Геннадий выставил локоть, предлагая взять его под руку. Медленно и степенно мы двинулись в сторону сквера.
- Полина, позвольте поинтересоваться, были ли Вы замужем и есть ли у Вас дети?
- Была, детей нет. А Вы?
- У меня тоже нет детей, и я никогда не был женат.
- А не официально у Вас были отношения?
- Были, но совсем непродолжительные, - Геннадий скривил лицо, как от острой зубной боли.
- Вы в поиске серьёзных отношений? Ищите жену, правильно я понимаю?
- Да, но современные женщины такие избалованные, я бы даже сказал - ненасытные. Они совершенно не приспособлены к совместному проживанию с мужчиной. Требуют к себе внимания, ждут полного обеспечения своих потребностей, а взамен не хотят и не могут элементарный борщ сварить для мужа. Быть женой – это, знаете ли, не каждая сумеет. Они все думают, что я для них должен всё: ноги мыть и воду пить, всенепременно ублажать по полной программе. А где элементарное человеческое сочувствие к проблемам мужа? Где сопереживание и самопожертвование?
- Думаю, многие женщины сказали бы тоже самое о современных мужчинах, - парировала я. - А Вы хотели бы иметь детей?
- Нет, дети – это зло! – Геннадий так разволновался, что почти перешёл на крик.
- А я бы очень хотела родить мальчика и девочку. Я мечтаю найти заботливого мужчину, готового к созданию полноценной семьи.
- Зачем?!  Зачем Вам нужны дети? Только два взрослых человека могут создать гармоничные отношения. Дети врываются в мир и взрывают его, уничтожая покой и благолепие, - лицо Геннадия стало злым, в голосе появились истерические нотки.
- А что Вы думаете об основном инстинкте  - о желании продолжить свой род. Он отсутствует у Вас?
- Это отсталое примитивное мышление. Сейчас не  первобытно-общинный строй. Цивилизованное общество давно отказалось от рождения детей. Только глупцы взваливают на себя эту обузу.
- Непонятная для меня точка зрения.  А как Вы представляете семейную жизнь? Какие обязанности присущи мужу, а какие жене?
- Муж берёт на себя материальную часть. Хозяйственные вопросы - это прерогатива жены.
- На каком материальном уровне Вы готовы поддерживать свою семью?
- На нормальном. Еда, жильё, одежда  - всё,  как у всех.
- Но Вы же знаете поговорку: у кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий? У каждого свой уровень притязаний. На что способны лично Вы?
Геннадий нервно дёрнулся, злобно сверкнул на меня глазами и прошипел, еле сдерживаясь от злости:
- А вас всех только это и интересует!
- Кого Вы имеете в виду?
- Женщин. Вы – бездонные прорвы, вам всегда всего мало! А попробуйте-ка прожить на то, что вам хотят и могут дать.
- А что лично Вы можете дать? - спросила я, рискуя навлечь на себя гнев Геннадия.
- У меня двухкомнатная квартира в Ховрино. Что ещё надо? - злился Геннадий
- Мне ничего не надо, - я улыбнулась. -  И мне пора домой.
- Я провожу Вас до метро, - предложил Геннадий.
- Спасибо, но до моего дома ближе от сквера, чем от метро, - улыбнулась я.
- Приятно было познакомиться, Полина!
- Взаимно, Геннадий, - проявила я вежливость, хотя думала совсем иначе.
«Сложный человек. Его высказывания излишне агрессивны, чувствуется в них неудовлетворённость жизнью, одиночество, озлобленность, особенно на женщин», - рассуждала я пока шла домой, полная уверенности, что встреч с Геннадием больше не будет.
 
Через неделю от Геннадия пришло сообщение:
«Здравствуйте, Полина! Приглашаю Вас в субботу на выставку советского конструктивизма в Центр современного искусства на Цветном бульваре».
Встречаться с Геннадием не хотелось, но сходить на выставку было бы интересно.
«Совсем не обязательно разговаривать с ним на личные темы.  Походим по выставке, обменяемся впечатлениями», - я приняла его приглашение.
Надела узкие укороченные джинсы, белый жакет и туфли на высоких каблуках.
«Конечно, будет тяжело ходить долгое время на шпильках, но зато я буду на полголовы выше Геннадия, смогу гордо и независимо смотреть на него с высоты и этим подчеркну, что мы не подходим друг другу», - решила я. 

Геннадий приехал в том же вельветовом костюме. В этот раз он не предложил взять себя под руку, это было бы физически неудобно из-за разницы в росте. Я увидела разочарование в его глазах, и это доставило мне удовольствие.
Выставка показалась мне интересной, захотелось послушать мнение Геннадия, и я остановилась перед бронзовой скульптурой «Сбор урожая». Мужчина с обнажённым мускулистым торсом, в широченных брюках и молотком в руке стоял рядом с девушкой, которая была в простом платье и косынке.  Она держала на правом плече внушительный сноп пшеницы, а в левой руке – огромную плетёную корзину, наполненную овощами и фруктами. Оба стояли, почти прижавшись друг к другу.  Мужчина игриво поглядывал на девушку.
- Что Вы думаете, Геннадий, об этой паре? – хитро прищурилась я, предвкушая интересную беседу.
- Он хотел бы вступить с ней в интимную связь, - предположил Геннадий.
- На каком основании Вы делаете такой вывод?
- Он снял рубашку и демонстрирует свою брутальность.
- Вы думаете, этого достаточно?
- А что ещё надо?
- Вы серьёзно полагаете, что для того, чтобы расположить к себе женщину, достаточно выглядеть, как Гефест на Олимпе?
- Все бабы ведутся на маскулинность.
- Тогда как же удаётся мужчинам субтильного телосложения найти себе жену?
- Не знаю. Этот рабочий пожирает её глазами, и ей это нравится.
- Я с вами не согласна. Обратите внимание на грустный взгляд и вымученную улыбку девушки. Ей тяжело, она держится из последних сил. Руки и спина болят. Она с радостью оставила бы свою ношу и отдохнула. Но мужчина задерживает её. Его мышцы привыкли к нагрузкам,  но у него не возникает мысль помочь женщине, которая явно ему небезразлична. 
- А чего ей помогать? У каждого своя работа.
- И в этом кроется правда жизни! Многие женщины вынуждены тяжело и мучительно работать, чтобы обеспечить себя и своих детей. Об этом говорит тяжёлая ноша девушки. А мужчины, имея богатый потенциал, берут на себя минимум и ждут награды. Молоток, обнажённый торс и игривый взгляд подтверждают мой вывод.
- Ну, я даже не знаю, что сказать, Полина. Вы умеете переворачивать всё с ног на голову.
- А она Вам нравится? - спросила я, указывая на бронзовую девушку.
- Ещё бы! Золотая женщина:  работящая и явно  неперечливая! - воскликнул Геннадий. - Предлагаю обсудить картину рядом.
Я посмотрела в сторону, куда указал Геннадий, и внутри меня поднялась волна азарта. На картине среди штрихов и цветных пятен различались три фигуры. На переднем плане за круглым столом, заставленным грязной посудой, сидел мужчина с газетой в руках. За ним, спиной к зрителю, женщина мыла посуду. Недалеко от её ног мальчик лет десяти чинил велосипед.
- Видите, Полина, картина называется «Вечером». Семейная идиллия, все вместе и каждый занят своим делом.
- Что Вы подразумеваете под идиллией? Мать после тяжёлого трудового дня, усталая, приготовила ужин, всех накормила и теперь моет посуду. Ребёнок один возится с велосипедом. Мать вряд ли в этом поможет ему, но почему отец игнорирует потребности сына. Он предпочёл отдыхать, когда в его помощи  явно нуждаются. Кстати, глядя на отца, сыну тоже не приходит в голову помочь матери. Допустим, женщине не нужна помощь, но почему бы не помочь ребёнку?  Считаю, что было бы чудесно, если бы отец и сын помогли матери убрать грязную посуду со стола, а потом, пока мать моет посуду, отец помог бы сыну починить велосипед. А затем они вместе сели бы за чистый стол играть в настольные игры, или посмотрели бы фильм, или вместе пошли бы гулять. На этой картине не видно пересечений интересов между членами семьи.
- Неожиданная интерпретация сюжета. Я даже не знаю, что возразить, у меня отсутствуют аргументы, - задумался Геннадий.
- Мне было приятно провести время на выставке, но пора домой, - сказала я.
- Подождите, может, ещё  походим?
- Нет, спасибо, я немного устала. Но могу предложить вам зайти в кофейню, выпить кофе с пирожным.
 Лицо Геннадия приобрело землистый оттенок:
- Нет, сегодня мы ни в какую кофейню не пойдём, - раздражённо сказал он.
- Почему? У Вас проблемы со здоровьем? Или в настоящий момент Вы испытываете материальные затруднения?
- Причём  тут это?! Просто у меня есть правило: на первом свидании - только прогулка, на втором - культурная программа.
- А на третьем?
- А об этом Вы узнаете позже.
- Заинтриговали Вы меня, Геннадий,- я засмеялась. - Но у меня такого правила нет, поэтому я всё же зайду в кофейню. Всего Вам доброго. Благодарю за вечер.

Я зашла в кофейню, и пока пила кофе и ела бисквит, думала о  Геннадии и его странном правиле:
«Возможно, у него было много свиданий, и каждый раз он тратился, а результата нет. Тогда всё становится понятно. Зачем незнакомку вести в ресторан, платить за неё, если есть вероятность, что после первой встречи они не захотят продолжать общение. А если сваха работает хорошо, и таких встреч по пять на неделе, то свидания в ресторане обойдутся Геннадию в крупную сумму при отсутствии положительного результата». 
И мне стало жалко Геннадия. Он такой одинокий и поэтому несчастный и злой.

Прошла ещё  неделя. Геннадий снова пригласил меня на встречу. Было интересно, какое правило он придумал для третьего свидания, и я согласилась.
В этот раз решила одеться проще: джинсы, футболка, ветровка, кроссовки. На Геннадии был такой же комплект одежды.
Поздоровавшись, он торжественно протянул три гвоздики в прозрачной слюде. Я поблагодарила за цветы и ждала, что будет дальше.
Геннадий, немного смущаясь, предложил посетить кафе. Мы зашли в тесную забегаловку, стены которой были покрыты старомодной белой плиткой, а вместо диванов и кресел стояли скамейки. Мы сели за длинный деревянный стол, и Геннадий спросил:
- Что взять?
Мне было неуютно в этом кафе, но в тоже время стало жаль Геннадия. Он ведь старался, как мог: цветы подарил, в кафе привёл.
- Песочное пирожное, пожалуйста, -  я сделала выбор, не глядя на витрину.
Через минуту передо мной стояло блюдце, на котором лежало пирожное Кольцо, посыпанное арахисом. Себе он ничего не взял.
 Геннадий долго любовно смотрел то ли на меня, то ли на пирожное, дождался, когда я закончу его общипывать, а потом, удовлетворённо улыбаясь, сказал:
- Ну, а теперь ко мне!
- Что это значит: ко мне? – внутри меня встрепенулось смутное предчувствие, что Геннадий не в своём уме. За первые две встречи мы даже не перешли на «ты», к тому же встречи были непродолжительные и каждый раз напряжённые. Неужели он думает, что так сильно понравился мне, что я не смогу отказаться? Вот до чего доводит жалость к мужчине. Он уже вообразил, что я на всё готова после трёх гвоздик и песочного пирожного.
- То и значит, идём ко мне домой. У нас это уже третье свидание. А у меня такое правило: на третьем свидании ко мне!
- И что мы будем у Вас делать?
- Всё будем делать, что фантазия подскажет!
- Я не пойду!
- Но у меня такое правило…
- Это у Вас такое правило, а у меня другое: никогда не вступать в интимную связь из жалости!
После этих слов Геннадий резко вскочил, опрокинув скамейку и злобно зашипел, глядя мне в глаза:
- В общем так, я уезжаю в Гомель, освещать   сельхоз выставку, подготовлю репортаж, интервью и через неделю вернусь, и чтобы через неделю ты была у меня! Или…
Он не договорил и в ярости выбежал из кафе, хлопнув дверью.
«Ничего себе, сколько злости в столь субтильном теле», - подумала я, оставшись наедине с общипанным пирожным.
Всё это было настолько нелепо, что захотелось расхохотаться, но на меня с интересом смотрела буфетчица, от этого стало как-то неловко. Я вышла из кафе, оставив на столе цветы и пирожное, и в недоумении поехала домой.
Геннадий больше не вызывал у меня ни сочувствия, ни жалости. Эти чувств полностью вытеснила  брезгливость. 

Через неделю Геннадий позвонил, я не ответила, и тогда он прислал сообщение:
«Знал я, что бывают такие, но не думал, что встречу самую настоящую чистопородную  ****…»
Я не поняла, какое слово деликатно зашифровал Геннадий, но почувствовала себя оскорблённой. Подруга предположила, что, скорее всего, это одно из слов, обозначающих собаку. Я возмутилась ещё больше, вбила в поисковик: «кого мужчины называют ****» и получила комплимент: «Красивая ухоженная женщина, независимая и самодостаточная, возбуждающая интерес мужчины, но не дающая ему сексуальной разрядки».
 Иной раз «возбуждение интереса мужчины» происходит не зависимо от моих целей и желаний. Сами что-то нафантазируют, а потом проблемы создают и себе, и мне.  Конечно, лучше с такими мужчинами вообще не контактировать, но в жизни бывают разные ситуации.

Значит, так: теперь при определённых обстоятельствах  буду вести себя с подобными мужчинами, решительно и строго, и никакой жалости! Такое уж моё правило!  Рррррр…


Рецензии