Иван Васильевич Михаила Булгакова и Леонида Гайдая
В 1934 году Булгаков написал юмористическую пьесу «Иван Васильевич». По заказу театра сатиры. При жизни писателя пьеса не была опубликована. Произведение вышло в свет лишь 30 лет спустя. Однако далеко не многим известен тот факт, что именно эту булгаковскую пьесу взял за основу Леонид Гайдай при съемке фильма «Иван Васильевич меняет профессию». В 1973 году картина вышла на экраны и быстро обрела популярность.
В центре пьесы Булгакова – фигура царя Ивана Грозного, попавшего в современную Москву.
Та же сюжетная линия и у Гайдая. Те же герои - от шведского посла, гусляров и стольников, управдома Бунши-Корецкого, кинорежиссёра Якина и прочих - до изобретателя Тимофеева и царя Ивана Васильевича. В обоих произведениях действия происходят в советскую эпоху, но в разные периоды. Да и судьбы у произведений разные.
Сложной оказалась судьба комедии Булгакова.
Уже в апреле 1934 года писатель читал пьесу друзьям, а затем труппе Театра сатиры. Он писал своему другу, философу и литературоведу Павлу Попову, что пьеса всем понравилась, особенно первый акт и последний, в которых действует Иван Грозный.
31 апреля режиссеры и актеры театра снова были в гостях у Булгаковых. Вновь читали и обсуждали пьесу. Жена писателя, Елена Сергеевна, писала в дневнике:
«Все они насели на Михаила Афанасьевича с просьбой переделок, согласны на длительный срок, скажем, четыре месяца. Им грезится какая-то смешная, с Иваном Грозным, с усечением будущего. Они считают, что это уже есть, как зерно, в пьесе, в первом появлении Ивана Грозного».
Редактировать писатель взялся не сразу: в то время он напряжённо работал над романом «Мастер и Маргарита», пьесой о Пушкине.
А в октябре 1935 года в доме Булгаковых состоялось чтение уже изменённой версии пьесы и, по воспоминаниям Елены Сергеевны, «… в квартире все хохотали».
2 октября 1935 года: «Радостный вечер! — записывает Елена Булгакова. — Миша читал «Ивана Васильевича» с бешеным успехом... Хотят пьесу пускать в работу немедленно».
7 октября Булгаков сдает комедию в Театр сатиры, а 17 октября Елена Сергеевна записывает: «Замечательное сообщение об «Иване Васильевиче». Пять человек в репертуарном комитете читали пьесу, все искали, нет ли в ней чего подозрительного. Так ничего и не нашли. Миша говорит: «Чего они там ищут?!» Замечательная фраза: а нельзя ли, чтоб Иван Грозный сказал, что теперь лучше, чем тогда?»
Конечно, в наше время эта фраза звучит курьёзно. С другой стороны, можно не согласиться с мнением некоторых радикально настроенных биографов, что писатель был под полным запретом (шли же, причём с успехом, его спектакли «Дни Турбиных» во МХАТе, «Зойкина квартира» в театре Вахтангова) – но пьесу «Иван Васильевич» цензура отклонила. Писателя упрекали в том, что он «не сумел ни оценить гибели старого, ни понять строительства нового».
А комедия Леонида Гайдая стала всенародно любимой с первых дней проката. В газете «Известия» писали, что смех в зале «стоял стеной». В адрес режиссёра и актёров сыпались (вполне заслуженно) похвалы и восторги.
Действия из булгаковского романа 30-х годов Гайдай переносит в Москву 70-х.
Погружают в советскую эпоху той поры прежде всего интерьеры.
В квартире Шурика – просторная кухня с модным в то время кухонным гарнитуром, стенами с отделкой из белого кафеля (правда, отечественного производства), но в эпоху тогдашнего дефицита это впечатляло зрителя. В кабинете инженера-изобретателя – стол-книжка, очень популярный предмет мебели благодаря своей функциональности, стильные подсвечники, которые наряду с настенными чеканками и торшером с абажуром, были модным предметом советского интерьера.
А квартира стоматолога Шпака - витрина советской роскоши, «нажитой непосильным трудом»: здесь и дефицитная бытовая техника, и шикарный бар, и антикварный шкаф.
Любому рядовому зрителю было известно, что несмотря на провозглашённое всеобщее равенство, негласно существовали профессиональные «касты», куда входили и стоматологи. Они имели привилегии и определённый вес в социальной жизни общества. Это было брежневское время, когда стало популярным протеже или блат.
Блестящая игра и харизма актёров, правдивый срез советской эпохи, переданный через комические ситуации и гротескные характеры – всё это было близко современному зрителю и обеспечило невероятный успех комедии Леонида Гайдая.
Иная участь постигла пьесу Михаила Булгакова.
Впервые произведение вышло в свет только в 1965 году, уже после смерти писателя. Несмотря на всего лишь три прошедших десятилетия, - это была другая эпоха. На фоне получивших мировое признание романа «Мастер и Маргарита», быстро обретшего популярность «Собачьего сердца», - пьеса осталась незаметной.
Но прошло сорок лет, и произведение вдохновило замечательного советского режиссёра Леонида Гайдая на создание яркой комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
Свидетельство о публикации №224051601002