6. Влияние музыки на память и интеллект
степени развитию физических качеств, так музыка способна
воздействовать на этическую природу.
Аристотель
Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие.
В.А. Сухомлинский
Однако музыка – это не только терапевтическое средство или средство формирования желаемых эмоций и создания нужного настроя в нужный момент. Это еще и чрезвычайно эффективное средство развития интеллекта и укрепления памяти человека. Причем это ее свойство известно уже очень и очень давно. Еще со времен античности музыку считали важным интеллектуальным занятием. К примеру, Платон ставил ее в один ряд с медициной, земледелием, кораблевождением и военным искусством, а энциклопедия «Свободных искусств» - в один ряд с арифметикой, геометрией и астрономией, формируя таким образом «квадриум искусств», просуществовавший более тысячи лет. Считалось, а для композиторов и музыковедов считается до сих пор, что для того чтобы более-менее серьёзно заниматься музыкой, нужно иметь очень хорошее образование, получить которое возможно только в приличном университете.
Музыкальная память есть одно из проявлений памяти вообще. Развивая ее, мы развиваем в себе способность к запоминанию любой другой информации. Когда человек слушает музыку, то он не может воспринять ее сразу целиком. Музыкальное произведение есть некая целостность, для восприятия которой совершенно необходимо услышать и осознать ее полностью во всех деталях. Слушателю необходимо помнить все звуки сочинения, проходящие перед его сознанием, и если хоть один его фрагмент выпадет, то восприятие целостного смысла произведения может оказаться невозможным. Примерно так же, как если бы мы рассматривали картину, прикрытую чем-то непрозрачным, через небольшое отверстие, которое по-следовательно перемещали по всему полотну. Видимый фрагмент сам по себе не имеет смысла – просто кусок какой-то линии, цветовое пятно и не более того. Воспринять целостный образ картины при таком рассматривании довольно затруднительно – необходимо запомнить все фрагменты и их взаимное расположение на полотне. И лишь после этого составить общее впечатление о полотне. В музыке все точно так же – каждый изолированный от других звук или аккорд не имеет самостоятельного значения. Значение он приобретает только в сопоставлении со всеми другими звуками. Отсюда понятна исключительная роль памяти в восприятии и понимании музыкальных произведений.
Это касается любых музыкальных сочинений – как простых, так и сложных. Однако сразу можно предположить, что наиболее эффективным с точки зрения развития и укрепления памяти, является прослушивание именно сложных произведений, поскольку если мелодия проста и вполне предсказуема после первых же нот, как многое из современных «популярных» мелодий, то никакой пользы от ее прослушивания не будет. Она воспринимается просто как некий звуковой фон. Поэтому произведения крупных инструментальных форм – симфонии, концерты, сонаты к популярной музыке не относятся. Они требуют от слушателя пристального внимания, напряжения памяти и серьезности отношения к процессу восприятия музыки.
Свидетельство о публикации №224051601028