Утигуры, кутригуры, огоры
Заранее оговоримся, что в данной статье автор не затрагивает темы угров финно-угорской языковой семьи.
Термин OGOR в его различных фонетических вариантах историки- как зарубежные, так и отечественные - часто приписывают чёрт знает кому. И чаще всего у них упоминаются то какие-то тюрки неопределённые ( безадресные - не успели придумать их родрсловную), то конкретно протоболгары. Забавно при этом читать как историки делают ссылку на лингвистов ( чаще всего - тюркологов), которые то и дело козыряют по-сути выдуманным термином - "угоры". Имеется, дескать, такое в архаичных тюркских наречиях. Далее, турецкие лингвисты и историки проделывают ещё один кульбит- начинают утверждать, что согласно чему-то и тому-то "огуз" - это "огур". Всё, на этом многоходовочка закончилась. Сюда же в виде приправы на уже готовый кебаб с помидорами подсыпают токуз-огузов и уйгуров. И весь этот нелепый кошкин дом, оказывается имеет под собой фундамент в виде тюрк. ОК "стрела". У тюрков, оказывается так было - "стрела" означало "род": БОЗ-ОК, ИЧ-ОК. Вообще-то, в др.-тюрк. ОГъУШ - "род".
1. В античных источниках на территории совр. Туркменистана упоминаются АУГАСИИ и ещё есть в этом регионе исторической Парфии река Окс (Оксус). Их куда деть?
2. Нет сколько-нибудь убедительных доказательств, что огузы и токуз-огузы это одно и то же. Скорее как раз не одно и то же.
3. Древних уйгуров (хуэйхэ) постоянно путают с современными уйгурами (вэйюар). Тех тюркоязычных уйгуров, которых сегодня именуют "уйгъурами" окрестили так тюркологи, а не они сами себя так называли. То же самое имело место и в случае с киргизами (къыргъыз) - в 20-х г. во Фрунзе прибыл тюрколог академик Самойлович и предложил обозначить местный люд "киргизами", был,дескать такой древний народ (Енисейские кыргызы) и почему-бы не наследовать его имя? По этому поводу совсем уж анекдотичным выглядит статья о Енисейских Кыргызах в кемалистском увесистом кирпиче "Тюрк Дуьньясы Эль Китабы": кемалистский историк возмущается тем, что кое-кто из западных учёных ставит под сомнение тюркское происхождение древних кыргызов. И аргументом кемалиста выступает тюркоязычие современных киргизов. Добовим, что польский (Йиддиш Тайч) "Израиль"это, во-многом, схожий продукт. Неслучайно, турецкие левые и кемалисты почти всегда или друзья т.н. "Государства Израиль" или его оправдатели в какой-то изощрённой форме. Мы же ясно говорим, что современные киргизы - не древние киргизы, современные уйгуры - не древние уйгуры и современный Израиль большей частью вовсе не древний Израиль. Всё вышеприведённое - точно такая же фальшь как подделанные банкноты, боны или марки. Если над этим тщательно поработать, то детали факта подмены поймут лишь специалисты и то не сразу.
Возвращаясь к УГОР/ ОГОР можно константировать наглые махинации тюркологов, прежде всего турецких, а за ними всех остальных, в том числе разнокалиберных финнов и венгров, которые реально не в теме, и лишь повторяют чужой полёт фантазий. Им что-то нужно написать, заполнить научную работу ссылками на иностранных специалистов. И под рукой как раз оказываются "перлы" вездесущих бездарей. Да, есть такое лингвистическое явление - РОТАЦИЗМ. Но это переход "з" в "р", а не наоборот, напр. общетюрк. КЪЫЗ/КЫЗ/ГЫЗ "девочка, девушка" в чувашском языке ХИРА. Можно ли утверждать, что во всех тюркских языках КЪЫЗ произошло от праформы ХИРА? Всё как раз наоборот. Следуя же логике тюркистских шарлатанов, вначале имелось тюрк. ОК "стрела ( в перен. "род"), затем него образовалось ОГъУЗ и вот затем уже появилось и распространилось ОГЪУР. Здесь,что ни слово, то враньё! Скажем больше - враньё на почве комплекса неполноценности. В итоге получается так, что от тюркского ОКъ, переделанного в ОГ, а затем в ОГъУЗ и появились все племена с компонентом -GUR, OGOR, -OGUR, чего не было и в помине.
В этнонимах ОГОР, ОГУР нет вообще никакого тюркского ОКъ/ОГ/ОХ "стрела". Это вообще другая тема.
Во всех вышеприведённых этнонимах основа GOR/ GUR означало не "стрела", а "круг", "толпа", "множество". В данном случае использовалось какое-то наддиалектное койне, понятное в ту эпоху многим.
АУАРСКИЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ГОР " круг, окружность, окно" ( изначально круглое в потолке юрты и даже в очень старых горских постройках), ГУРИ "толпа, множество", ГУРИ-ЗЕ "поворачивать, сворачивать", ГОРО "шарик, что-л мелкое округлой формы", ГОРДО "окно". Сюда же ГОРЕН "загон для скота" ( ошибочно трактуемое дагъестанскими языковедами как осетинское заимствование). ГУРГЕН "округлой формы".
МОНГ. ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Халха-монг. ГОРОО " круговая дорога; черта вокруг чего-л.", ГОРТИГ "круг, черта", ГУЬРЭН "государство,держава", ГУЬРГЭР "вздутый, набухший (о сосудах)".
Дагур. КУРД "колесо", КУРЭЭ "ограда в форме круга", ГУРУН "держава, народ".
Сюда же монг. средневековый титул ГУРХААН "правитель, возглавлявший родовую конфедерацию племён". Таким выборным правителем у средневековых монголов был, напр., Гурхан Джамуха-сэцэн.
Историческая область Гор, она же Гур в Афгъанистане Перс. ГОРУh "толпа, множество". Афг. ВАГЫРИ "люди, население".
Выжившие из ума кабинетные тюркологи несут бред, а не далеко ушедшие от них историки умудряются ещё на них ссылаться в своих работах. Ну а про уровень исторической науки в Турции и их похабной тюркологии мы вообще лучше помолчим, если там появится хотя бы одна статья добросовестного автора, то его организованно травят. Так было, например с Мехметом Тезджаном, написавшим, что этноним Apar древнетюркских текстов руническим шрифтом и врмянских рукописей "не может иметь какого-либо отношения к тюркам". По его мнению, - это обозначение одного из политических союзов - в древнетюркских текстах, и географический термин, означавший "верхние страны", "Хорасан" в армянских источниках. Сразу повылазила изо всех щелей нагловатая кемалистская шваль со своими бессмысленными возражениями и упрёками. Как будто у этой дешёвой компании есть какие-то ещё признаки интеллекта, а не одни только примитивные лозунги.
В бывшем византийском Храме Святой Софии (Айа Софья) в Константинополе на гладком мраморе в одной из боковых галерей варяжские наёмники из охраны от скуки вырезали надписи рунами. Гораздо позднее (невыяснено когда) рядом появилась и кириллическая "ВЕРА". Кемалистские шарлатаны додумались утверждать, что вандализм в храме - дело рук аваров (!?). Они написали на древнетюркском (??). И когда? В тот год, когда вархонитская орда стояла на Сев. Кавказе и в Константинополь ушли послы от кагана. Только зачем посланцам кагана с вплетёнными лентами в косы заходить в священное для православных место и вырезать там какое-то "Тан(г)ры Тюрк'ю къорусун!" или что-то подобное, да ещё на языке своих врагов? И взоры всех ромеев были бы обращены на них, а аварам "по барабану" - они вырезают надписи, напр., русское "Вера". Кемалисты даже не пробуют объяснить зачем послам это понадобилось и что означает их "тюркская" писанина?
Это всё равно что представить себе апачей в своих национальных нарядах посещающих соборную мечеть с целью зайдя в боковые галереи заняться там гравировкой чёрт знает чего. Могло бы такое в реальности иметь место?
"СТРЕЛА" В АУАРСКОМ ЯЗЫКЕ
"Стрела", "шомпол" в ав. ЧIОР. Оно соответствует в первую очередь халха-монг. ШОР "вертел, заострённая палочка" (шорлох "вонзать что-л. острое", жарить мясо на вертеле") вероятно, венг. CSOR (чор) "клюв, носик чайника", дагур. ЧОРГООР "втулка, носик чайника", ЧОРКИРОО "свисток".
Во-первых, наконечник стрелы - это втулка с помощью которого наконечник насаживался на черенок. Во-вторых, реально существовали стрелы с костянным приспособлением, издающим свист в полёте. Такие стрелы, например, источники приписывают гуннам. Они выполняли роль трассирующих пуль, то есть использовались для указания цели для остальных стрелков, да и просто усливали переполох в стане врагов.
Почему кемалисты, дагъестанский андэграудный "Тенглик", ДНЦ РАН, разношёрстные тюркологи- самоучки пологают, что всё может и должно быть объясненно при прмощи тюркских языков? В нахско-дагестанских языках, например, обильно представлена лексика общая с монгольскими и енисейскими языками.
Свидетельство о публикации №224051601061