На носу что? Масленица!

«На носу что? Масленица!»
«Ох, и Масленица,
Да чево ж ты мала.
Кабы тебе семь недель,
А поста да одна».
Масленица – это один из самых веселых праздников в году, который отражает вековые традиции русского народа, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Русская православная Церковь никогда не жаловала языческие праздники, но Масленица представляет собой исключение. Праздник был признан ею на официальном уровне. А до XVII века он был известен как «сырная» или «мясопустная» седмица (неделя). В дальнейшем праздник получил свое нынешнее название – Масленица.
Вообще, Россия – уникальная страна с уникальной историей. Русский человек воплотил в себе силу, волю, справедливость, добродетель. Именно на Руси зародился такой феномен, как «двоеверие» – слияние христианства с язычеством, из которого впоследствии и выросло современное русское православие.
В России Масленица (Сырная неделя) начинается после Вселенской субботы, в которую вспоминают усопших родственников. А церковь в Сырную неделю вспоминает изгнание Адама из рая, приготовляя христиан к Великому посту.
Название «Масленица» пришлось в пору этому видоизмененному празднику, потому что в этот период времени (последняя неделя перед Великим Постом) Церковный Устав запрещает верующим есть мясо, но разрешает вкушение сливочного масла, молочных продуктов, яиц и рыбы.
В народном быту масленица слывет честной, а по разгульности и раздолью – широкой, так как русский человек в «эти дни предается широкому разгулу». От этого и происходят поговорки: «не житье, а масленица», «душа моя масленица», «сахарные твои уста», «сладкая твоя речь» и т.д. Праздник блинов и безудержного веселья начинался за 56 дней до Пасхи и длился ровно неделю (с понедельника по воскресенье). Раньше он совпадал с днем весеннего равноденствия, а значит, отмечался в одно и то же время – 20 или 21 марта. Наши предки знали, что в это время пробуждается природа от зимнего сна. От яркого света Ярило – солнца тают сугробы.
Чтобы помочь весне прогнать зиму, устраивали весенние гулянья и славили Ярило – языческого бога солнца и плодородия. Он представлялся древним русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умирающего и вновь воскресающего. Воскреснув, он дарил людям весеннее тепло и надежду на новый обильный урожай.
Цель всех этих гуляний, разжигания костров и создания куклы – «Масленицы» из подручных материалов – задобрить бога солнца и плодородия. Здесь мы медленно приближаемся к малоизвестному факту о том, что изначально Масленица являлась не женщиной, а молодым мужчиной, прототипом чучела как раз-таки был образ того самого бога Ярило.
Сжигание чучела в последний день масленичной недели символизирует не проводы зимы, а жертвоприношение. Чучело считалось символом плодородия: сжигая его, люди передавали плодородие земле. А пепел, который оставался от сжигания чучела, развеивался над полями.
У Масленицы есть еще одно название: «Бабья неделя». В Масленичную неделю женщинам не разрешалось шить и прясть. Они могли в это время только ходить в гости друг к другу и угощать блинами.
То, за что мы любим Масленицу, – вкусные, пышные блины – никогда не были символом праздника. Блины всегда считались поминальным блюдом, которым нужно было обязательно «умаслить» предков в земле, чтобы они сделали землю плодородной, а значит, почтить их память блинной трапезой.
Статус «символа солнца» и главного атрибута Масленицы появился лишь в XIX веке из-за ошибки некоторых исследователей культуры, которые посчитали, что, угощаясь блинами, наши предки верили в то, что получают частичку могущества небесного светила.
Кроме того, оказывается, что знаменитая поговорка «первый блин комом» дошла до нас в искажённом виде и приобрела совершенно другой смысл, позволяющий начинающим хозяйкам списывать свои неудачи в приготовлении первого блина на русские традиции. На самом деле, поговорка должна звучать – «первый блин комам». «Комами» наши предки называли медведей, а праздник весеннего равноденствия называли «Комаедицей». Когда-то, отмечая Масленицу или Комаедицу, наши предки поутру шли в лес и оставляли подношение медвежьему богу Коме на пеньках. От этой традиции и пошло выражение «первый блин Коме». Со временем «Комаедица» превратилась в самостоятельный белорусский праздник, посвящённый пробуждению медведя от зимней спячки, встрече весны, который отмечается в этой стране 6 апреля.


Как казаки Масленицу праздновали
 «Каждая хозяйка с утра радуется,
Эх, варенички варит,
Сегодня Масленица…»
Согласно народной традиции, Масленица — временной рубеж между зимними и весенними праздниками, и на Кубани Масленица всегда справлялась широко и весело. Казачество гуляло неделю, и эту неделю называли масляной, сырной и изредка масныцей. Популярность Масленицы была безграничной и в хуторах, и в станицах, и в городах.
Помимо основных моментов в Кубанской Масленице встречается немало интересных деталей, бытовавших только на Кубани. Например, в станицах Павловского района обязательно «примазывали» глиной пол в хате. В станице Николаевской пекли блины только в первый день, чтобы деньги водились.
В некоторых станицах отмечался своеобразный ритуал окончания масленичной трапезы — «полоскание кувшинчиков». В ст. Зассовской женщины собирались компаниями, чтобы «выполоскать кувшинчики из-под молока». В станице Кубанской хозяйка верхом на кочерге «объезжала» вокруг хаты, читая молитву перед постом.
На территории Верхней Кубани традиционно готовили на Масленицу (в отличие от других регионов) не блины, а заправленные сметаной вареники с разнообразными начинками — капустой, картошкой, творогом, сыром, что было характерным для украинской традиции. Обязательными были всевозможные молочные продукты — сыры, творог, варенец, простокваша...
Станичники называли масленичную неделю "заговины" (начало поста), так как на этой неделе, несмотря на то, что был запрет на мясные продукты, есть "скоромное" (непостное) было все-таки можно. Масленичную праздничную трапезу старались сделать особенно обильной, будто хотели наесться на весь наступающий семинедельный пост.
В основе масленичного объедения, как и в обильной трапезе под Новый год (Щедрый вечер), лежат элементы карпогонической магии — оно должно было способствовать плодородию; позаботиться же об этом надо было именно в момент весеннего пробуждения природы.
Кубанская Масленица особенно интересна традицией «вязания колодок» — это взаимные гостевые визиты с угощением ритуальной пищей, сопровождавшиеся различными игровыми и развлекательными элементами, в том числе утратившими во многих станицах обрядовое значение и возрождающимися сегодня ряженьем и ритуалом прощения в последний день Масленицы.
Колодки вязались парням и девушкам, достигшим брачного возраста, но не обзаведшимся семьей, вдовам, вдовцам, девушкам, которые отказали сватам. Колодка – деревяшка в виде пенька, полена, маленького, но иногда и внушительного размера с отверстием для шнура и цветком, часто роль колодок исполняли листья от старой кукурузы, лента, платок, рушник, кукла из тряпочек, шарфик (в разных станицах по-разному).
Колодки вязались парням и девушкам, достигшим брачного возраста, но не обзаведшимся семьей, вдовам, вдовцам, девушкам, которые отказали сватам. Колодка – деревяшка в виде пенька, полена, маленького, но иногда и внушительного размера с отверстием для шнура и цветком. Часто роль колодок исполняли листья от старой кукурузы, лента, платок, рушник, кукла из тряпочек, шарфик (в разных станицах по-разному).
Колодку могли привязать к ноге, руке, на шею, на спину, к волосам. От колодки можно было откупиться, выставляя обильное угощение, или же заставляли носить ее целую неделю, если угощение не было щедрым.
Водили карагод (этот обычай привезен из Курской губернии, которая славилась своим карагодами и пляской «Чебатухой») и пели песню «Кружки тканаи, палатнянаи», потом шли в дома, где парни или девки засиделись «замшелыми». Очень редко «колодку тягали»: старую деву сажали в запряженную лошадьми телегу, давали ей гребень, пряжу и так возили по хутору. Этот обряд перекликается со свадебным. И по сей день на Кубани катают в тачке свекровь и тёщу на свадебных торжествах во второй день.
Игровая и развлекательная сторона Масленицы разнообразна и включает элементы, имевшие в прошлом обрядово-магическое значение: ряженье, катание на санках с горы и по льду рек. На лошадях катались те, кто имел выездных лошадей. Лошадей украшали цветами, платочками. Девушки и юноши катались раздельно. Иногда разрешалось прокатиться парой, если молодой казак был надежный. Распространены были скачки, джигитовки, стрельба в цель, рубка чучел, кулачные бои. Победителям дарились сукно на черкеску, материал на бешмет. Практиковались игры «В мячик или мечик», «В цурку», «Селезень», «Воробей», «Король», «В гилку», катание на качелях, «Снежный городок». «Шканцы» были распространены в Краснодаре. Хороводы: «Снежки белые, лопушистые» – ст. Тбилисская, «Со вьюнком хожу» – ст. Подгорная, «На песку да на камешку селезень косицы вьет» – ст. Ладожская.
Особое внимание уделялось такой забаве, как «Взятие городка». Башню строили из снега, напоминавшую стог сена, на вершине укрепляли флаг, вокруг возводили стены. Рядом строили городок поменьше для казачат. Защитники крепости вооружались ружьями. Штурмующая колонна из 30 – 40 казаков по сигналу трубача пыталась разрушить стену, чтобы подняться по башне и захватить флаг. Взрослые сражались, проявив удаль и солдатскую сноровку, ибо поднявшийся первым считался победителем и получал в награду сапоги, шапку или деньги 3 – 5 рублей, по тем временам немалые. Вслед за этим взятие своего городка устраивали юные казачата, и начиналась веселая возня и потасовка.
В бывших линейных станицах женщины водили «козу» в шубе наизнанку, с колокольчиком или «кобылу», голову которой делали из пня. «Без козы да коня — и маслена не мила» – весело пели казаки и казачки. Ходили из двора во двор, собирали съестное, затем устраивали коллективный пир. В некоторых случаях ряженые носили по станице чучело из соломы.
Как мы уже ранее говорили, обязательным блюдом на Масленицу были вареники с творогом, блины, яичница или яйца. В станицах Гостагаевская, Гладковская предпочтение отдавали вареникам. В станице Зассовская обязательным был лапшевик.
Чаще всего проводы Масленицы ограничивались разведением костров, в которых сжигали солому. Зажженные солому, лагушки из-под дегтя, тележные колеса возили по селениям, через костры проезжали на лошадях, запряженных в сани, прыгали верховые и пешие. К кострам приводили молодоженов, мазали их сажей и заставляли прыгать через зажженный огонь. После догорания костров все мазались сажей и катались на засыпанных снегом углях.
 В воскресенье вечером заканчивалось масленичное гулянье, и люди после вечерней службы в церкви шли к родственникам, крестным родителям, знакомым: просили прощения за «вольные или невольные обиды», причиненные ими в течение года. В своей семье этот обряд совершался после вечерней трапезы, когда сыновья, дочери, снохи кланялись в ноги своим родителям, младшие просили прощения у старших, жена — у мужа. «Кума – сваха, прости меня Христа ради!», «Бог тебя простит!» или «Бог тебя прощает, и я тебя прощаю!» Первым проявлял инициативу тот, кто считал себя виноватым. Прося прощения, низко кланялись, трижды целовались или даже припадали на колени.
В «чистый» понедельник, называемый также «Жиловым» или «Жиляным», совершались последние очистительные обряды: с утра в печи обжигали горшки, чтобы «сжечь жир и молоко». Грехи масленичного разгула смывали в бане. Так заканчивалась веселая Масленица и начинался Великий пост.
Интересны обряды в кубанских станицах. И в наше время казаки следуют традициям своих предков. «Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой, перед потомками. Память — наше богатство. Подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так и историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ» — писал знаменитый ученый Д.С. Лихачев. Привитие любви к Отчизне начинается с изучения своей малой Родины — станицы, города и края, в котором ты живешь, прикасаешься и приобщаешься к народным истокам и традициям старшего поколения.

«И Разгуляй-Масленица!
Веселись народ-Масленица идет!»

Рецепты блинов (19 век)
Блины пекут и со снетками, и с рублеными яйцами, с творогом, сухарями, яблоками, луком, морковью, с шоколадом... Со всякой всячиной.
Многие запекают эти продукты сырыми. Налив тесто на сковороду, кладут сверху, например, снетки, рубленые яйца и т.д. Затем пекут блин. Но как бы хороши ни были снетки, запеченные в блин сырыми, они имеют резкий запах рыбы. Так же отдают сыростью и другие продукты.
Поэтому всегда добавки к тесту надо немного припустить — слегка поджарить. Можно сделать это на отдельной сковородке, а можно здесь же. Посолив снетки и слегка посыпав их перцем, положите несколько штук на блинную сковородку, припустите немного. Сверху залейте тестом. И жарьте блин. Так же следует поступать и с рублеными вареными яйцами.
Весьма недурны блины с творогом. Насухо отжав творог под прессом и посолив, поджарьте слегка на масле на отдельной сковородке. Посыпьте этим творогом свеженалитое на сковородку тесто. Или же слегка припустите ложку отжатого творога на блинной сковородке и сразу же залейте его тестом.
Хороши и яблочные блины. Взбейте яйца, положите сливочное масло, разотрите, добавьте сахарный песок и сливки. Потом мука. Тесто не должно быть слишком густым.
Яблоки надо очистить, вырезать сердцевину, нашинковать тонкими ломтиками.
Подают блины со сметаной, вареньем, джемом, медом.
Высшая гастрономия требует, чтобы каждый блин был подан на той сковородке, на которой его пекли. Он будет горячим, с пылу с жару. Если он окажется недостаточно прожаренным, его тут же можно будет вернуть на кухню — еще немного постоять на огне. Считается, что лучше давать посредственный блин со сковородки, чем отличный, но со сковородки снятый.
В домашних условиях подавать каждый блин на своей сковородочке, конечно, нереально. Их все же укладывают стопкой на тарелку. К сожалению, пар, выделяющийся из блинов, охлаждает их, делая сыроватыми. В таких случаях говорят: «Блины отволгли».
Поэтому лучше класть блины в глубокую посуду, стоящую на плите. И каждый блин смазывать разогретым маслом, чтобы не отпотел и не успел бы остыть.
На стол к блинам тоже подают масло. Сбитое, обязательно холодное. Растопите сливочное масло не на огне, а в кастрюльке, поставленной в горячую воду. Растапливайте до кашеобразного состояния. Сбейте в пену венчиком или вилкой, вынесите на холод и дайте застыть. Приятно смотреть, как на столе масло, едва коснувшись горячего блина, мгновенно тает у вас на глазах...


«Блины крестьянские»
3 стакана гречневой муки, 1 стакан пшеничной муки, по 2 стакана молока и воды,
2-3 столовых ложек растопленного сливочного масла, 4-5 яиц, 25-30 грамм дрожжей,
соль по вкусу.
 
Приготовление: Смешать гречневую муку с пшеничной и отделив половину, замесить опару на смеси из воды и молока. Когда тесто поднимется, размешать его деревянной ложкой, влить остальное молоко, высыпать оставшуюся муку и хорошо перемешать. Тесто снова поставить в теплое место. После того, как тесто снова подойдет, в него добавить яичные желтки, растертые с растопленным сливочным маслом, сахаром, солью. Все продукты перемешать и выпекать.

«Блины Боярские»

3 стакана гречневой муки, 2 стакана пшеничной муки,  4 стакана молока, 1 стакан густы сливок, 1 стакан сметаны, 100г сливочного масла, 5 яиц, 30 грамм дрожжей, 1 ст. ложка сахара, соль по вкусу.
Приготовление: Вскипятить два стакана молока, остудить его до температуры парного, отлить пол стакана и в нем размешать дрожжи. Вылить молоко и дрожжи в эмалированную кастрюлю и замесить на гречневой муке опару. Когда опара подойдет (через 1,5-2 часа), долить в нее остальное молоко, добавить яичные желтки, растертые со сметаной, маслом, солью и сахаром, пшеничную муку. Все хорошо вымешать и дать снова подняться. Когда тесто вновь подойдет, взбить отдельно сливки и яичные белки, влить белки в сливки и потом в тесто. Осторожно перемешать тесто лопаточкой сверху вниз. Дать тесту постоять 15-20 минут, выпекать блины обычным способом.
«Блины царские»
1стакан пшеничной муки, 4 стакана молока, 1 1/2 ст. густых сливок, 200 г сливочного масла, 6 яиц, 50 г дрожжей, 2 столовые ложки сахара, соль по вкусу (но не более 1 столовой ложки).
Приготовить опару из 3 стаканов муки, 3 стаканов молока и дрожжей. Далее готовить обычным способом, как блины сдобные.


Рецензии