Недетская повесть о детстве. 17. Лариска и Катя

17. Лариска и Катя


Говорят, что у человека не может быть много друзей. Нет!  В  детстве друзей и приятелей должно быть много. Иначе,  как ребёнок разберётся кто есть кто. Не научится дружить.  Да ещё и будет страшиться человеческого общения. Именно так произошло с моим  младшим двоюродным братом Андреем. 

Не научится человек дружить в детстве – не научится никогда!

Детская дружба, она как Первая любовь, обычно не вечна и, как правило, со временем проходит.  Но, в отличие от Первой любви,  Детская дружба вызывает светлые добрые воспоминания, в то время как  у первой любви воспоминания могут быть и печальными. А детская дружба – только свет и тепло!

Меня  забавляет и одновременно удивляет фраза, часто встречающаяся в некоторых книгах и фильмах, мол, у них была такая крепкая дружба, они были такими друзьями – не  разлей вода и при этом постоянно ссорились и даже дрались, а потом мирились.  Лихо так, поссорятся – подерутся – помирятся и дружат дальше! Ну, не верю я в такую дружбу!  Драться можно с врагом, но не с другом.  Настоящий друг, даже если он ещё ребёнок, никогда не сделает своему другу больно, никогда не воспользуется слабостями друга, и не уколет его при случае обидным словом, не припомнить что-либо неприятное для друга и уж никогда не ударит.  Иначе – это не дружба,  а ничего не значащий сиюминутный контакт, основанный на выгоде.  Настоящий друг придёт на помощь, поможет исправить ситуацию, сам ринется в бой за друга. А если друг не прав, то скажет это не резко и обидно, а мягко, но убедительно.

Я никогда не ссорилась, а уж тем более не дралась с друзьями. Мне повезло, все мои друзья, даже в самом раннем детстве, были отличнейшими людьми!

У меня было много друзей. В разные периоды моей жизни появлялись новые друзья и поселялись в моём сердце. Нет, они не теснили старых, и старые друзья не отходили на второй план. Место хватало всем. Сердце было большим и каждому из друзей находился свой уголок.

Ко всем моим друзьям  и мама, и папа, и бабушка относились очень хорошо. Но бабушка особенно любила двух Кать.  Ну, а Лариску, Маришу, и Светку она не могла не любить, уже хотя бы потому, что они приходились ей двоюродными внучками, или как принято называть – внучатыми племянницами.

Лариска – моя троюродная сестра младше меня на шесть лет. Её мама Элеонора, родная сестра тётюшки Геры, приходилась мне двоюродной тёткой. Она иногда заходила к нам в гости с двумя маленькими дочками Лариской и Светкой. Но они были ещё совсем малявки, и проявляя гостеприимство,  я совала им в руки свои игрушки, а после удирала на улицу. Иногда мы с бабулей приходили к ним и девчонки облепляли меня с двух сторон и просили нарисовать, кошечек, собачек, зайчиков и тому подобную живность и я рисовала.  Обе они были толстенькими, светловолосыми, а Лариска ещё и с длинными кудрявыми локонами. Если они видели меня на улице, то всегда подбегали. Но у Светки был свой круг общения и она почти всё свободное время проводила со своими друзьями, а вот с Лариской мы сталкивались нос к носу довольно часто.

Мне было уже лет тринадцать, а Лариске, соответственно семь, когда я стала замечать её в компании ярко рыжего, очень симпатичного мальчишки.  Он был вылитый Дениска Кораблёв из фильма – буйные рыжие кудри, что называется из кольца в кольцо, и конопушки  на миленьком   личике. И ходили они с Лариской в обнимку!  Оба в шортиках, в футболках. Такие одинаковые и такие разные:  маленькая пухленькая фарфоровая кукла с пышными локонами и поджарый рыжеволосый кудряшик, яркий, как огонёк.

А потом наступило первое сентября. И я увидела этого рыженького пацанчика, идущим в школу, явно в первый класс. В одно руке у него был огромный букет, в другой портфель. А одет пацанчик был… в девчоночью форму – коричневое платье с белоснежными манжетами и воротничком, и белым фартуком. Я вытаращила глаза. Оказалось – это Катя!

В этом же учебном году в школе устроили персональную выставку моих рисунков и поделок.  Она была открыта прямо в фойе и любой мог её посмотреть.  Как-то раз проходя мимо выставки, я увидела Лариску с Катей и других первоклашек, рассматривающих мои рисунки. И услышала, как Лариска гордо заявила во всеуслышанье: «Это рисунки моей старшей сестры Лены!» А Катя добавила: «Да! Это рисунки сестры!» И мне стало так тепло на душе.

В зимние каникулы Катя с Лариской организовали  экспедицию «Снежинка».  Это  было кодовое название похода  в пригородный  сосновый лес под названием Бугры.

Первопроходцы восьми лет отроду вдвоём отправились исследовать снежный покров подобно гляциологам на Северном Полюсе или Антарктиде. Но экспедиция не задалась сразу – они забыли компас и запасные рукавички.

Название Бугры говорит само за себя. Первоначально отважные полярники  бодро штурмовали горку за горкой. Постепенно, по мере очередного штурма,  бодрость стала улетучиваться. Сначала она улетучивалась в арифметической прогрессии, а затем в геометрической.  Они были без лыж, поэтому при каждом шаге проваливались в сугробы по пояс.

Наконец, стало ясно, что экспедиция  «Снежинка»  катастрофически срывается. Уже полностью измотанные маршрутом,  промокшие и замёрзшие они решили сделать привал. Костёр проявил  беспрецедентное упрямство и никак не желал разгораться.  Первопроходцы  извели целый коробок спичек, но безрезультатно. Оставалась надежда на последнюю спичку.  Но та, видимо, тоже решила поизгаляться – при чирканье головка спички слетела с деревянной основы и зарылась глубоко в снег. 

Тогда они стали  добывать огонь трением,  но и это начинание закончилось провалом. Почему-то это трение воздействовало только на ладошки.  К тому же выяснилось, что НЗ в виде пачки печенья полностью раскрошился на дне рюкзачка. Экспедиции грозил неминуемы голод.  Было принято коллегиальное решение свернуть экспедицию и возвращаться на базу.  Перед выходом на маршрут они сменили свои полностью мокрые носки на  сухие.  Обратный путь был долог и труден, но они его с честью преодолели.

Уже будучи в городе, они завалились к Лариске домой, сунули рюкзачок в стенной шкаф, чтобы  эту экспедицию не рассекретила Ларискина мама.  И ушли к Катиной бабушке, отъедаться и греться у печки.

Через полгода Ларискина мама стала удивляться – откуда у них взялась моль, это было просто-таки нашествие моли.  Она провела расследование и в конечном итоге, в самом дальнем углу кладовки обнаружила полуистлевший рюкзачок, а внутри – четыре  грязных влажных шерстяных  комка – два с намёком на белый цвет и два на серый. Это оказаись полностью траченные молью. останки двух пар шерстяных носков первопроходцев. Рассадник моли был ликвидирован. И одновременно раскрыто дело и приняты меры в отношении организаторов и участников тайной экспедиции «Снежинка».  Когда я услышала эту историю от тётушки Элеоноры, то поняла, что это мои достойные преемники.

Однажды летом, когда мне было уже шестнадцать, а  им по десять, мы столкнулись в городе. Остановились поболтать, мне всегда было интересно разговаривать с этими двумя необычными малявками. 

Мы поболтали о том – о сём, и тут я заметила, что они ещё что-то хотят сказать или о чём-то спросить, но явно стесняются. Стоят, переминаются с ноги на ногу и переглядываются.

И я сказала: «Выкладывайте!»  и они страшно смутясь попросили у меня семнадцать копеек. Оказалось, им не хватает на покупку воздушного змея. Этим они меня просто купили. Мои преемницы! Я выгребла всю наличность, что была в кармане и отдала им.
- Тут мно-о-го! – удивились девчонки.
- Ничего, купите двух змеев!
И девчонки, радостные, ускакали  за покупкой.

У них было ещё много всяких приключений. Они словно повторяли мои детские подвиги: и сигание с крыш в сугробы, и лазание по деревьям и заборам, и прочая, прочая, прочая.  В общем,  полный боевой комплект проделок сорванцов от шести до двенадцати лет.

Потом я поступила на истфак университета и укатила учиться. И все пять лет учёбы появлялась дома короткими набегами между экспедициями и походами. А  Катя с Лариской и Светкой в это время росли и росли.  Когда я наконец-то вернулась в город, Светка после восьмого поступила в один из техникумов нашего  областного центра,  а Лариска с Катей учились десятом. Я с головой занырнула в работу и почти их не видела.

По окончанию школы Катя поступила на филологически факультет  пединститута и отчалила по месту учёбы.  А Лариска стала учиться в техникуме, где я преподавала политэкономию. А потом случилась трагедия - погибла Светка, ей только-только исполнилось семнадцать. Лариска просто таки сходила с ума по сестре. Всё свободное время мы с Лариской теперь проводили вместе. Именно в этот период мы с ней особенно тесно сдружились.

Через четыре года, по окончанию института,  Катя вернулась в наш город. Лариска к этому времени уже обосновалась в областном центре.

Катя пришла к нам домой, высокая, статная, красивая рыжеволосая девушка, с такими же неукротимыми «Денискиными» кудрями.  Очень умная и начитанная. И тоже походник.  И коммунар-гайдаровец. В общем, спелись!


Рецензии
Лена, с возвращением на сайт! Читая твои автобиографические рассказы, поймала себя на мысли, что они тоже являются своеобразной персональной литературной выставкой. Память нарисовала яркие, самобытные, правдивые и главное - добросердечные образы.
"Место хватало всем. Сердце было большим и каждому из друзей находился свой уголок."(с)... Замечательная фраза!❤️
С огромной симпатией ༺ 𝓞𝓵𝓰𝓪 ༻

Ольга Шельпякова   20.05.2024 05:02     Заявить о нарушении
Привет, Оленька! Да, как говорится, а вот и я!)))
Опубликовала то, что было уже написано. А дальше пока застопорка, вернее, знаю о чём писать - картинки перед глазами, но не могу взяться.
Знаешь, Оль, и сейчас до сих пор хватает места, если уж попало в сердуце, то тами обосновалось.))

Айк Лалунц   21.05.2024 06:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.