Начало парового судоходства на Шилке. К 170-летию
В середине 19 в. для Российской империи возвращение Амура и его левобережья являлось одной из насущнейших геополитических задач. Амурскую проблему с настойчивостью продвигал талантливый политик и администратор генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев, за ее успешное разрешение получивший звучный титул Амурский. Амур невозможно было «взять» с помощью лишь простейших плавсредств, когда для переброски войск, снаряжения и провианта на новые территории можно было использовать лишь плоты и лодки. Для дальнейшей перспективы освоения Амура требовалось развить паровое судоходство.
Колыбелью амурского пароходства стало забайкальское местечко Шилкинский Завод, что позволило начать судоходство и по реке Шилка. Но, прежде чем здесь началась закладка первого за Байкалом парохода «Аргунь», затем и парохода «Шилка», сам Н.Н. Муравьев, чтобы оценить ситуацию, дважды проследовал вдоль Шилки: до Усть-Стрелки в 1848 г. и до Горбицы в 1852 г. Одновременно в 1851 – 1852 гг. под руководством чиновника особых поручений ГУВС П.В. Казакевича изучалась географическая ситуация и проводились гидрологические промеры на Ингоде и Шилке. В начале 1852 г. возглавлявшему Петровскую горную контору О.А. Дейхману последовало распоряжение Н.Н. Муравьева о постройке 60-сильного парохода.
На судоверфь в Шилкинский Завод для этих работ были направлены мастеровые и рабочие из Петровского Завода и ссыльные с Карийских приисков. По требованию П.В. Казакевича, осуществлявшего общее руководство всеми работами, из Иркутска, Петровского Завода, Читы в Шилкинский Завод доставлялись материалы и изделия (железо, гвозди, гайки и др.), а также чертежи и книги по инженерии. Уже в марте этого же года в Шилкинском Заводе был выстроен корпус судна, которому по распоряжению того же Муравьева дали название «Аргунь». Одновременно для «Аргуни» на Петровском Заводе местные мастера сооружали паровую машину.
Непосредственными работами на постройке судна руководили инженер М.Г. Шарубин и флотский офицер А.С. Сгибнев. Для сборки и установки паровой машины на судно (она была направлена на Шилкинский Завод в разобранном виде) сюда из Петровска прибыли механик Маюров, мастер Герасим Белокрылов (в распоряжениях по этому поводу фигурировали также имена мастеровых Бакшеева, Павлова, Федулина). Таким образом, судно было спроектировано русскими инженерами и собрано исключительно из отечественных материалов. Иркутский купец Е.А. Кузнецов предоставил на это предприятие значительную часть средств.
Когда в начале 1854 г. паровую машину устанавливали, обнаружились несоответствия ее параметров с параметрами судна, и Маюров доложил об этом по инстанции с предложением исправления ситуации, но с затягиванием сроков выполнения работ. Тем не менее, О.А. Дейхман, лично отвечавший перед Муравьевым за исполнение работ в срок, дал распоряжение установить машину в прежнем виде и, как предписывалось восточносибирским генерал-губернатором, к маю 1854 г.
По свидетельствам современников, «Аргунь» была выстроена по схеме парохода «Волга» английской постройки 1844 г. Своим внешним видом и внутренним устройством больше походила на морской боевой корабль эпохи палубного флота. Ее корпус, в отличие от корпусов первых пароходов на других русских реках, был выполнен из железа, а не из дерева. Дерево пошло только на палубный настил (была одна палуба), дополнительную наружную обшивку днища, на мачты (их было две) и реи. Паровая машина, мощностью 60 лошадиных сил, была очень хрупкая, из непрочного железа. Длина судна – 120 футов (36,6 м), скорость не более семи узлов (узел – 1852 м). По двум бортам - гребные колеса (диаметр чуть более 4 м). Паруса достаточно хорошо помогали ходу. Каюты, капитанская в особенности, хорошо оборудованы. Численность экипажа составляла от 10 до 30 человек.
К весне 1854 г. в Шилкинском Заводе, кроме парохода «Аргунь», было построено более семидесяти различных лодок, барж, плашкоутов и плотов. По распоряжению подполковника М.С. Корсакова, руководившего подготовкой сплава, сюда по Ингоде доставили продовольствие, оружие и снаряжение. «Берега Шилки оживились. На самой середине реки стоял на якоре «Аргунь» - пароход в 60 сил. У левого берега реки тянулись баржи, плашкоуты и плоты, нагруженные хлебом, мясом, вином и множеством других припасов, необходимых для дальнего плавания», - писал участник тех событий Н.Д. Свербеев. В честь прибывшего 7 мая из Иркутска в Шилкинский Завод генерал-губернатора Н.Н. Муравьева в день святителя Николая (9 мая) был устроен праздник с фейерверком и декорациями, изображавшими готовящуюся в поход экспедицию, и в заключении - торжественный ужин.
Первый амурский сплав начался 14 мая 1854 года, открыв начало парового судоходства по Шилке и другим рекам амурского бассейна. Несмотря на то, что пароход «Аргунь» из-за маломощности машины во время сплава шел порожним, он стал его первым судном. Перед отплытием флотилии (пароход «Аргунь», 75 барж, 4 плота, плашкоуты и лодки), которой командовал П.В. Казакевич, священник Симеон Боголюбский благословил ее участников иконой Знамения Божией Матери, спасенной в XVII в. из захваченного китайцами Албазина, и состоялся молебен. Растянувшись на две с лишним версты, флотилия двинулась вниз по Шилке. Впереди шла лодка с проводником отряда сотником ЗКВ Г.Д. Скобельциным, за ней – три офицерские лодки, лодки сводного батальона, скомплектованного из солдат 13, 14 и 15-го линейных батальонов, а за ними - баржи, плоты, плашкоуты с артиллерией и другим грузом. На отдельном баркасе следовал Н.Н. Муравьев. От Шилкинского Завода до Усть-Стрелки «Аргунью» командовал капитан А.П. Арбузов, а затем - А.С. Сгибнев, который успешно провел пароход по Амуру, ни разу не посадив на мель.
В Усть-Стрелке 17 мая к флотилии присоединились забайкальские казаки. Это была сводная казачья сотня в составе цаган-олуевских, борзинских, кайластуйских, цурухайтуйских, горбиченских и усть-стрелочных казаков под командованием сотника Имберга. Насчитывала 109 человек, при ней - 115 лошадей. Всего к Амуру следовало более 1000 человек. Пополненная отрядом забайкальских казаков, экспедиция Муравьева 18 мая вступила в воды Амура. В конечный пункт - Мариинский пост в устье Амура экспедиция прибыла спустя месяц. Войска и снаряжение частично были переброшены на Камчатку, что способствовало укреплению дальневосточных границ страны. Забайкальская казачья сотня составила гарнизон поста. За первым амурским сплавом последовали новые экспедиции, продолжив дело масштабного освоения и заселения левобережья Амура, что позволило присоединить к России эти территории. Подписанный 16 мая 1858 г. Айгунский договор России и Китая окончательно вернул Амурский край и дал возможность укрепиться в Приморье.
Что касается парохода «Аргунь», то он в течение восьми лет выполнял на Амуре разные работы, но из-за технических недостатков и в силу слабой изученности фарватера реки часто ломался и садился на мели. В 1862 г. превращен в грузовую баржу. Также и другой пароход «Шилка», построенный в Шилкинском Заводе в 1855 г. и при первом плавании севший на мель в Усть-Стрелке, в 1859 г. перестал курсировать по Шилке и Амуру. Несмотря на критические отзывы современников о первых шилкинских пароходах, они, исполненные без использования более совершенных европейских механизмов и корабельного снаряжения, в геополитических обстоятельствах середины 19 в. выполнили свою миссию, создав предпосылки развития судового пароходства и судостроения в бассейне Амура.
Источники:
Барсуков. И. Граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский по его письмам, официальным документам, рассказам современников и печатным источникам. (Материалы для биографии). Кн. 1. . - М., 1891. – 672 с.
Белокопытов П. Из записок о бывших событиях// Известия общества изучения забайкальского казачества. Вып.1. Январь 1915 г. – Чита: Тип. Войскового хозяйственного правления, 1915. – С.5-10.
Беломестнов Н.К. К экспедиции графа Муравьева на Амуре 1854 г.: (Сводная сотня Забайкальского казачьего войска)// Забайк. обл. ведомости. – 1902. – 8, 11, 15, 20, 27 июня; 2, 4, 9, 18, 30 июля; 1, 3 авг.
Васильев А.П. Забайкальские казаки. Исторический очерк. Т. 3 и прилож. к нему. –Чита: Тип. Войскового хоз. правл. ЗКВ, 1918. – 348 с.
Орлов П. Забайкальцы на Амуре в 1854-1855 гг. Рассказ 1. Формирование сотни и сплав по Амуру//Известия общества изучения забайкальского казачества. Вып.3. Июль 1915 г. – Чита: Тип. Войскового хозяйственного правления, 1915. – С.3-13.
Пахолков П.И. Записки об Амуре, за первые годы со времени занятия его Россией в 1854 году // «Мемуары сибиряков.19 век», Новосибирск: 2003
Свербеев Н.Д. Описание плавания по реке Амуру экспедиции генерал-губернатора Восточной Сибири в 1854 г.// Записки Сиб. отд. ИРГО. Т.3. – Омск, 1857. – С.5-78.
Литература:
Белявский А.К. Сретенск // Сретенский район: история и современность. Часть-1. – Чита: 2008.
Казакова Т.П. 150 лет со дня начала парового судоходства по реке Шилке // КЗД на 2004 год. – Чита…………., 2004. - С.69 – 74.
Константинова Н.Н. Амурские экспедиции// Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: В 4 т. Т.II. А – З/ Гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2004. – С.50.
Константинова Н.Н. Здесь открывался путь к Амуру // Сретенск. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. - С. 50 – 56.
Сунгоркин Н. Родина Амурской флотилии. «Советское Забайкалье», от 11 мая 1989 г.
Черенщиков О.Ю. Пароходство и судостроение на Шилке // Сретенск. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. - С. 88 – 197.
Свидетельство о публикации №224051600126