Донские рассказы. Чужая кровь. Мой дедушка Ваха

­­­­­­­­­­­­­­­­ Моя история будет долгой по времени и радостью с высотой красавца Эльбруса, и трагизмом самых глубоких ущелий моего Кавказа. Где моя огромная боль будет маленькой песчинкой в судьбе  моего народа, моего Кавказа, моей России.

Я Чеченец Большой Чечни, представитель знатного и уважаемого рода горцев. Во мне течет гордая кровь и воинов и абреков, и священослужителей. Но нет ни капли крови предателей и изменников.
Мой старинный дом расположен на самом высоком месте аула, продуваемом всеми ветрами и первым встречающим ласковые лучи Солнца.
Рядом только небольшая дубовая роща и ложементы* времен Большой Кавказской войны.
Четыре на сторону аула смотрят сверху вниз и четыре надежно прикрывают дорогу на перевал Харами. Дальше только горный Дагестан и тропы на Грузию.
Именно в этих ложементах стояли пушки грозного Ермолова, когда он в очередной раз пытался усмирить горские народы.

В этом доме жили все мои предки. Он неоднократно разрушался, восстанавливался и был как бы большим гнездом моего рода.
С этого дома, осенью 1941 года ушел на фронт мой отец. Дорого бы я дал, чтобы поговорить с ним….. Но это не дано – живым. Мне всю жизнь не хватало его…. Его слов, поступков. Остались только в памяти большие серые глаза и твердые как кирпич – тяжелые, натруженные руки.
Ушел по дороге вниз к зданию сельсовета, где собирали призывников. Хотя мог и спрятаться в лесу и пересидеть в кашарах пастухов. Как некоторые и делали.
На середине спуска остановился, что то крикнул и махнул рукой. Больше я его никогда не видел….. Правда когда мне было особенно тяжело, приходил во сне  и разговаривал со мной по душам. Он мне здорово помогал.

В феврале 1944 года нас в ссылку отправили сначала в Казахстан, потом в Киргизию. Где я и пошел в школу.
Главный в роду был дедушка. Он, еще крепкий старик и семью и род сохранил. Держал всех в суровой дисциплине и единовластном, жестком повиновении.
И на выделенные переселенцам деньги и корову у киргизов купил и два мешка кукурузы, посадил, чем и спас семью от голода.
Хотя все лето почти на траве питались.  Осенью собрали почти тонну золотых початков.На лепешках из кукурузной муки и выжили……
Пережили страшную зиму.
Многие сейчас говорят, что это так специально горцев изживали..... Врут. Вся страна так жила. Время то какое было.

В 1957 году мы вернулись на Родину. Советская Власть в наше отсутствие заселила в наши дома – горных аварцев. Наш квартирант Джаватхан, да пошлет ему Всевышний долгих лет – собрал все носильные вещи своей семьи, посуду, мелкий скарб и уехал. Потом приехал на лошади – угнал корову, быка и два десятка овец. Одну корову первотелку – оставил нам.
- А вашу старую корову, уж простите – сьели. Зарезали ночью и ели по ночам. Обьездчики потом ездили, скот собирали в колхоз…. Так и сказал.

Дед с ним потом до самой смерти общался. Раньше все мужчины моего рода, кроме родного чеченского свободно общались и с аварцами и казаками.
А некоторые мои земляки и выкупали свои же дома у тех же аварцев. Люди то разные. Некоторые даже жили в землянках на окраине селения- не пускали в родной дом. И Советская Власть, пропади она пропадом – была против нас. Отдельных несговорчивых и жадных до чужого добра приходилось даже силой и осадой заставлять покидать наши дома.
Я уже был юношей и все прекрасно помню. Тяжелые времена были, но я был молод, настойчив и многое не замечал. Потом в армию призвали, отслужил, женился, работал. Что еще надо для счастья – молодому мужчине.

Через несколько лет после армии дедушка окончательно слег.
Приехал из  командировки, полный дом уважаемых стариков, дедушка лежит на белом покрывале, в черкеске.
- Оставьте говорит меня с внуком наедине – он говорит теперь главный в роду…..
Много, что он мне рассказал главного про жизнь. И про его жизнь и жизнь прадеда.
Передал мне родовой  перстень  с большим красным камнем и боевой кинжал с таким же камнем.
- Этот кинжал нам  сам Зелимхан** подарил, он твоей прабабушке дальним родственником был. А мой отец его раз раненым подобрал и выходил. Спас от царских жандармов. Береги его как свою честь.
Перстень я сразу одел, а кинжал спрятал. Подальше.
Тогда боевой кинжал приравнивался – к холодному оружию и срок можно было схлопотать не малый. Хоть и считался вроде бы – элементом национальной одежды…
.Хотя по нашим законом чеченец обязан должен был носить кинжал с 15 до 63 лет. А уж потом передавать дальше мужчине рода.
- Помни внучик – хороший кинжал, тот, который лежит в ножнах, как символ достоинства и чести. Не доставай его зря. Достал бей. Кинжал часто будет тебе единственным другом и спасителем в трудную минуту….
Рассказывал как после Гражданской воевали. Их тогда хитро развели. Приехали большевисткие комиссары. Собрали воинов и начали про жизнь разговаривать....
Дескать что мы хотим вам новую жизнь сделать и дать волю полную.  Вы волки - свободные, делайте, что хотите. Только волкам жить мешают - волкодавы. Это терские казаки живут на вашей земле. А они царю батюшке преданно служили и вам сейчас мешают..... Этих собак надо уничтожить и начать новую жизнь.
Казачьи станицы уничтожили быстро. Никого не жалели. Да и сопротивляться особо некому было.
Выбили терцев здорово. И в Мировую и Гражданскую....
Дедушка привез оттуда швейную машинку Зингер....  Всю в крови....

Он потом всю жизнь жалел об этом..... Особенно когда в Киргизию везли с двумя мешками пожитков.
На сборы дали два часа, а из вещей, что унесешь в руках. Женщины несли детей......
Правда расстрелов, как рассказывают злые языки не было и дома никто не сжигал.
А домашнюю скотину просто отвязывали.

А в 1923 приехал Буденный герой и Ворошилов. С оркестром.
- Я пришел дать вам полную свободу - братья чеченцы!
Дал..... Свободы - досыта.....Лучше бы под царем оставались.
Как оказалось и волкодава и волка Советской Власти тяжело было взять вместе. Сил у Власти не хватало..... Да и горы это не степь..
Вот они чужими руками и  волкодава и зарезали. Нашими руками......
А с 1926 года и охоту на волков устроили.......
Много  народа погибло. И горцев и красноармейцев....... Тогда в горах много народа пряталось от безбожной Советской Власти. И расказаченных и раскулаченных и просто честных людей. И офицеров много Белой армии. Много они крови попортили товарищам......

Так я с дедушкой и проговорил до утра, а перед рассветом сморило меня что то. Резко проснулся, а рука дедушки уже холодная…… Ушел навсегда…..
На меня как огромная ноша навалилась. Больше мне никто не поможет, не подскажет....

Уже будучи зрелым мужчиной, перед рождением сына – перестраивал дом.
В стене дедушкиного дома  из дикого камня нашел сверток. Две медали дедушки, погоны, фотографию джигита на коне с винтовкой и Грамоту за храбрость – всаднику Туземной дивизии. Чуть ниже в нише- смазанную шашку, казачий карабин и сотню патронов…..В обоймах. А мне про тайник ничего не рассказал. Видно не доверял до конца- мол молод и горяч. Может бед натворить с оружием.
А под коньком дома - два больших мешка из сыромятной кожи подвешены. Покрытые и смазанные жиром. Аккуратно сложенные - бурка, папаха, башлык, бешмет, пояс, ичиги.... Во втором мешке - медный чайник, небольшой казан, седло с переметными сумами и сбруя боевого коня. Подковы и ухнали.....Уздечка украшенная серебром....
Даже спички и мешочек с солью.......
Полный набор воина для ведения войны в горах...... Или - набор абрека..... Я лично разницы не вижу........

И еще одну тайну унес в могилу. Насчет смерти отца.
Я когда в армии служил, приезжал отцовский полчанин. С кем он служил.
Этот полчанин потом сдался в плен к немцам и служил в Туркестанском легионе. После войны отсидел в лагерях и принес весточку о гибели отца….
На марше его роту-  немецкие истребители на бреющем полете расстреляли. Отец только и успел сорвать винтовку и сделать несколько выстрелов. Смерть была мгновенной, несколько пуль разрывных….Погиб как воин, с оружием в руках.

После налета собрали убитых и похоронили у дороги. Как и полагается по мусульманским обычаям….
В братской могиле. Ни документов, ни похоронки….
Дедушка видно специально мне об отце не рассказал, наверно, что бы я  ждал….  Надеялся.....
Тяжело это…….
Я это, к сожалению, несколько раз в жизни ощутил. Когда близких теряешь. К сожалению.
А этого полчанина предателя он даже в дом не пустил и руки не подал. Предатель…..
Хотя в то время много сидельцев было. Разных. И убийцы были и невинно осужденные….
И обманутые и идейные враги Власти.
А последнего абрека убили уже перед Московской Олимпиадой. Как народная молва говорит...... Два батальона Внутренних войск.
Он уже старым был и больным. Даже ходить не мог. Жил в пещере, добрые люди ему помогали.
Для нас - абрек, часто символ чести, несгибаемого духа  и защитник слабого.Про них до сих пор слухи  ходят.....
Кто еще заступался за простой народ перед Властью? Поэтому и ходили легенды.

Вот и пойми деда- Великий был человек. Выбили то - сильное поколение. Выбили.

*Ложементы ( устар) – здесь артиллерийские окопы – позиция.
** Абрек Зелимхан. Известный чеченский абрек, является национальным героем чеченцев.

Продолжение следует.

Москва, станция метро – Щелковская 2023год.


Рецензии
К словам Варлаама и добавить нечего.
Исповедально. С Благодарностью и Уважением,

Василий Овчинников   25.05.2024 03:47     Заявить о нарушении
Здравствуй Василий! Так ить с народом живем. В одной стране. И радости и горе общее. Все пополам. А писать такие вещи тяжело. Через сердце и душу все пропускаю......
С уважением, Игорь.

Игорь Донской   28.05.2024 21:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.