Приключения колоколов в Большом

                заметки ворчливого звонаря.

Очень хотел попасть на звонницу Большого театра после ремонта. Однако, даже работая там, только в другом здании, на Новой сцене, это было сделать не так-то просто. Нужны были разрешения на посещение строительной площадки, а, самое главное, нужен был проводник, эдакий сталкер в новой реальности внутреннего пространства, которое сузилось, сплющилось и искривилось так, что это пространство стало похоже на какой-то лабиринт Минотавра. Я долго запоминал лифты, этажи, коридоры, повороты, лестницы и двери, прежде чем попасть в непосредственно колокольную зону.
Итак, в новой версии колокола были развешаны над сценой в одну линию. Самые крупные по краям. С одной стороны самый большой и самый ценный колокол мастера Слизова 1750 года. С другой - Оловянишников. К центру вес колоколов уменьшался, где висели самые мелкие. Звонница была словно живой и действующий музей древностей. Их чудом спасли после революции.
В то богоборческое время удалось сохранить бесценные раритеты, которым ныне просто нет цены. Имелись там колокола и иных мастеров, более ранних, таких как: Слизов, Калинин, Бакулев, Филиппов и более поздние мэтры колокололитейной промышленности Российской империи: Самгин, Оловянишников и Финляндский. Именно колокола Финляндского были на первом храме Христа Спасителя. От них уцелел лишь один в 50 пудов, который сейчас находится на колокольне Троице-Сергиевой Лавры. С этого-то колокола и начался московский колокольный завод Литэкс. Его стали масштабировать и появилась целая линейка первых колоколов, а традиция их оформления осталась прежняя - завода Финляндского. Это небольшой экскурс в историю уже современных колоколов.
Что касается Большого, то что получилось после реконструкции меня не порадовало ни конструктивно, ни акустически. Колокола раньше висели на задней стене за сценой. Сквозного выхода на улицу не было, однако было главное - хорошая слышимость всех колоколов, даже мелких из любой точки зрительного зала. Потом стену сломали, сделали грузовой терминал, а колокола задрали под потолок. Конечно, ну куда же ещё их девать, такие махины и в таком количестве?.. Результат соответствующий - малые колокола просто не слышно с такой высоты и за таким культурным слоем тряпишных декораций, которые стали естественным гасителем звука. Если нижние частоты больших колоколов достигают зрительного зала, то на средние и мелочь приходится ставить микрофоны, искажающие звук. Вот вам и прогресс!.. Но это внешняя беда. Внутренняя - это управление. Развеска и настройка, конечно же, была доверена иностранцам. Европа. Культура. Что ж, надежда умирает последней...
 Как мне рассказали, до немцев занимались колоколами голландцы. Что уж они делали, реставрировали или что-то конструировали - не знаю, но немцы взялись за дело добросовестно, ничего не скажешь. Однако никто ни разу не спросил самих исполнителей, то есть нас - как мы будем звонить, какие способы, какие традиции были в Большом театре. Сами-то немцы традиции чтут, поэтому, наверное, и соорудили нам пульт управления по типу голландско-немецкого карильона. Это такой колокольный орган с рычажком на каждый колокол. Они-то на нём выигрывают мелодии, но у нас на Руси совсем иные традиции и способы звона. Представьте - этих рычажков 35 штук на три метра длины и дюжина дублирующих педалей... Жуть для русского звонаря, привыкшего одному управляться со всеми колоколами. Ходили к немцам в соседний дом-штаб, спрашивали их - что же это вы, геры-херы, наделали и как с этим работать. Но геры-херы отмалчивались или говорили что-то дипломатично-неконкретное. Что делать - встали за эту стиральную доску втроём: один на басы, один на средний перезвон, один на мелкие, да только... Русский звон имеет троичную структуру - благовестники, подзвонные(средние) и зазвонные(мелкие трельные). Вот с этими-то трельными и была самая загвоздка, ибо на Руси в них звонят пучком - тремя, четырьмя и более, связанными вместе: туда-сюда, вверх-вниз, быстро и попеременно. Поэтому-то и получается быстрый, трельный перезвон. А как на этих палках так звонить?.. Ни хрена подобного! Пришлось придумывать новые связи, новые конструкции, привязывать отдельные верёвки к колокольным тягам и связывать их в узел. Таким партизанским образом и организовали две четвёрки для одного звонаря на правую и левую руку. Это ещё пол истории. А вы говорите - немцы, геры-херы...
Далее. Ввиду того, что ярус звона был поднят и вытянут по длине сцены, то и все основные колокольные опоры в виде мощных двутавров были также вытянуты вдоль сцены параллельно. На них были положены балки под каждый колокол и, что самое интересное, они просто лежмя-лежали на основных. Тяги языков располагались перпендикулярно каждой индивидуальной балке. И что же получилось?.. вот она, безупречная конструкторская немецкая мысль... Колокол - динамически активное тело. Удар тяжёлого языка о край приводил и его в движение и большой колокол болтался на этой балочке как носок на верёвке. Первое время мы пытались ловить языком колокол, как пёс языком кусок брошенной колбасы, совмещая фазы полёта. Потом бросили и взвыли- да сделайте хоть что-нибудь!!! К тому времени немцы стали отступать от Москвы, и добиться что-либо от них уже было невозможно. Говорим своим: балки каждого колокола болтаются как на шарнирах. Надо их связать, т.е. приварить хотя бы общие балки под всеми индивидуальными с двух сторон. Говорят: одной достаточно за глаза, гарантируем. Но это-то уже наши мастера-знатоки физических процессов... Ну, приварили одну, говорят - всё, теперь будут как влитые. Ну ладно, поднимаюсь наверх к креплению большого колокола. Говорю коллеге - ударь разок! И не верю своим глазам... мощнейший двутавр изгибается восьмёркой как резиновый, а колокол как качался, так и качается. Только когда приварили второй с другой стороны, это качание несколько уменьшилось. Вывод: грубое нарушение правил динамических нагрузок. - На всех колокольнях ему следуют, если не хотят разрушений: колокольный язык должен ударять не поперёк балки, а вдоль. Да где уж в Большом этому следовать, если вся звонница вытянута такой колбасой на 25 метров. А теперь боязно - динамическую нагрузку на сварочные швы ещё никто не отменял. Физические законы в действии. Вот и думай, не свалится ли тебе по башке когда-нибудь этот двутавр?.. Опять - оборона Москвы! Вот так и живём. А подобные истории я слышал и от знакомых осветителей, и инженеров сцены, и электриков... Помните Райкина:"Кто ссыл кафьтюм?.."


Рецензии
Приветствую Вас, Андрей!
Прочла Ваш венок http://www.stihi.ru/2017/06/20/2562.
Не могу Вам написать там рецензию (не регистрируют меня, не приходит ответная ссылка для подтверждения регистрации на стихире, увы).
Так что, извините, пишу Вам здесь, на прозе.
Венок Ваш возвышенный, трогает струны Души. Слог понравился и смысл заложенный.
Когда есть посыл и тема, остальное, мне кажется, дело второе, дело техники.
Ваш посыл я услышала.

Благодарю! Вдохновляет!
С уважением, Ольга.

Рамзина-Туманова Ольга Сергеевна   17.05.2024 14:26     Заявить о нарушении
Спасибо. Тема сложная. Форма сложная. Как всё это удалось до сих пор не понимаю. Видимо по особому вдохновению с Божьей помощью. Это бывает редко.

Андрей Крючков 1   19.05.2024 17:27   Заявить о нарушении