Памяти Юлии Друниной. Эссе

                И ничего прекрасней нет, поверьте,
                (А было всяко в жизни у меня),
                Чем защитить товарища от смерти
                И вынести его из-под огня.
                Юлия Друнина               
                .
 10 мая 2024 года участнице Великой Отечественной войны, поэтессе, Юлии Владимировне Друниной, исполнилось бы 100 лет. Но прожила она только 67, добровольно уйдя из жизни. Сейчас на многих сайтах можно прочитать обо всех сторонах её жизни: война, учёба в Литинституте, первые книги стихов, замужество, рождение дочери и в дальнейшем влюблённость в ведущего "Кинопанорамы" Алексея Каплера, который был старше её на 21 год. Оба расстались со своими семьями и обрели неслыханное счастье вдвоём, о чём так же много написано. После смерти Каплера Юлия прожила ещё 12 лет.

 Удивительно, как в нашей жизни подчас вдруг возникают еле уловимые связи с людьми, казалось бы, не имеющими к нам никакого отношения...
 В 1956 году, волею судьбы, мои мама и бабушка, сталинградки, поселились в Волжском, городе строителей Волжской ГЭС. Выяснилось, что сюда же переехала и бабушкина двоюродная сестра, вдова, недавно вышедшая замуж за инженера, вернувшегося по реабилитации из Воркуты в родной Саратов, где тогда бабушкина сестра и жила. В Волжском его инженерный навык очень пригодился на одном из заводов.

 Мы стали частыми гостями у тёти Сони и дяди Миши. Моя мама, учитель русского языка и литературы, много читала, собирая большую библиотеку художественной литературы и подписываясь на литературные журналы. Я, девочка-подросток, помню, этот обмен прочитанным, ведь дядя Миша был тоже большой книгочей.
 
 В 1962 году в журнале " Новый мир" вышел первый рассказ А. Солженицына " Один день Ивана Денисовича" (первоначальное авторское название — «Щ-854. Один день одного зэка), и мама поделилась с дядей Мишей этим номером журнала ещё и потому, что как раз у него гостил не кто-нибудь, а сам Алексей Каплер, так же, как и наш новый родственник, недавно освобождённый из воркутинского Гулага. Конечно, это имя мне тогда ни о чём не говорило, телевизора у нас не было, чтобы увидеть кинорежиссёра хотя бы на экране. Что интересно, гость попросил у мамы потрясший наше общество номер журнала и увёз его в Москву. Моя встреча с Каплером на квартире у дяди Миши не произошла, но мама не раз вспоминала эту историю.

  И это ещё не всё об "еле уловимых связях": когда я на днях решила записать воспоминания о том периоде своей жизни,  у меня перед глазами вдруг невольно возникли строки моего собственного стихотворения, обращённого к Юлии Друниной, датированного, видимо, 1964 годом, - мне было всего 14 лет, а поэтессе 40. Странно, что я эти стихи не вспоминала в течение шестидесяти лет, не переписывала их в свои тетрадки, что не раз проделывала с другими стихами. Видимо, тогда я не считала их достаточно удачными, хотя, скорее всего, после прочтения одного её сборника, искренне отозвалась на сетования молодой ещё Друниной о своём возрасте.

 Вот это стихотворение:

  Юлии Друниной

Не печальтесь, товарищ Друнина,
Что года молодые прошли,
Что под сорок уж дело движется,
Прибавляется сетка морщин.

Что за диво, морщины какие-то!
Из-за них ли терять покой?.. -
Сердце, главное, бьётся молодо,
А на сердце их ни одной.

Кто в атаку шёл, губы сжавши,
Кто собою в бою рисковал,
Кто был верной сестрой товарищам,
А потом новый мир создавал,

Не стареет в сознании нашем,
Чист и молод всегда душой -
Не печальтесь, товарищ Друнина,
Ваша молодость - подвиг большой...

 Конечно, откуда я могла знать, что замечательная поэтесса, знакомая мне только по её сборнику, станет женой Алексея Каплера, посетившего нашего дядю Мишу, что я доживу до чествования её 100-летия...

15.05.2024
Фото из Интернета



   
 


Рецензии