ГРЩ...

    Два дня назад, Валерка Брюхов, молодой человек окончивший в этом году  Пеледуйскую среднюю школу,  где он умудрился отсидеть в девятом классе два года,  после неудачной попытки поступить в Иркутский геолого-разведочный техникум, пришёл устраиваться на работу в Пеледуйскую ремонтно-эксплутационную базу флота, а если коротко, то Пеледуйскую РЭБ.
    База являлась градообразующим предприятием посёлка и 90 процентов трудоспособного населения в семидесятые трудились именно в её подразделениях.
    Вот и Валерка по совету отца,  написал заявление в отделе кадров на имя директора РЭБ Лапеко Тимофей Кирилыча, с просьбой принять его на работу учеником электрослесаря.
Выбора в получении профессии у Пеледуйской молодёжи, как впрочем и у всей  живущей в близлежащих деревенях и посёлках и окончивших школу, особого не было. У не сумевших поступить в учебные заведения великой страны, или устроится на чужбине на ту или иную работу, по возвращению в родной посёлок, было два пути для получения профессии…
    Пеледуйское речное училище ГПТУ № 6, известное далеко за пределами Якутии и Иркутской области, готовило так необходимых для речного флота штурманов, механиков, рулевых-мотористов, радистов, поваров… Подавляющее большинство не поступивших и вернувшихся в Пеледуй  бывших школьников,  подавали документы на одну из этих перечисленных специальностей. Многим Пеледуйским мальчишкам и девчонкам это училище дало путёвку в жизнь. Многие окончившие его со временем выросли в классных специалистов, стали  механиками, капитанами. Многие стали  руководителями подразделений…
    Другие, вроде Валерки шли учениками на предприятие, которое решало все вопросы связанные с жизнедеятельностью посёлка.  Все!  От домостроения, строительства жилых домов, строительства дома культуры, кинотеатра «Заря», обеспечение электроэнергией, отопление, ЖКХ, обустройство дорог, до содержании бани, котельных, детских садов, обустройство столовых, обеспечение населения водой, всё это было в ведении Пеледуйской РЭБ.
    Перед вчерашними школьниками решившим пойти учениками на предприятие открывалась возможность получить хорошую рабочую профессию электрика, сварщика, плотника, токаря, столяра…
    При ремонтной базе так же находился и учебный комбинат, расположенный в двухэтажном деревянном здании по улице Комсомольская рядом с рабочим общежитием, в котором  желающие могли получить  заочно высшее образование в Новосибирском институте инженеров водного транспорта. В этом учкомбинате Валерка закончил курсы радистов, и умудрился заочно поступить на первый курс НИИВТа, который на втором бросил, так как со своим двоюродным братом Серёгой Швецовым уехал на украину в город Комсомольск на Днепре,  Кременчугского района, Полтавской области, поступать в горное училище ТУ-3.  Зам по учебной части в этом училища был Валеркин родственник двоюродный дядька по имени Феликс, который будучи в гостях в Пеледуе и сманил пацанов на поступление в это училище. Училище готовило водителей  белазов, машинистов экскаваторов, взрывников. Зарплата у работников этих профессий доходила до 500 рублей в месяц, в то время как в среднем по стране составляла 250 -280 рублей. Это то и стало основным толчком в решении парней на поездку в далёкие края, на чужую землю…
Забегая вперед скажу, что Валерка на экскаваторщика выучился, но слабое зрение не позволило ему вкусить радость приличных заработков на этом поприще. Пришлось вернутся назад в Пеледуй. Боль от несправедливости судьбы немного сглаживало то, что в кармане у него наравне с дипломом машиниста карьерного электрического экскаватора ЭКГ-4,6 лежало удостоверение электро слесаря 6-го разряда, которое он получил в 22 года. Но всё это было в будущем, а сейчас…
    Пройдя инструктаж по охране труда и получив направление,  Валерка прямиком направился к месту своей будущей работы, в электроцех – длинное одноэтажное деревянное здание которого стояло на самом берегу затона. Здание было разделено на две равных части, в одной половине которого находился  радио цех, начальником которого был Смирнов Борис Николаевич основатель нынешней совремённой ЭРНКа –электро радио навигационной камеры… Вторая половина здания была отведена под электро цех, которым руководил Вепрев Иван Павлович, пожилой мужчина лет пятидесяти от роду к которому и подошёл будущий электрик с направлением от отдела кадров…
    Решил  электриком стать? Ну ну, что ж дело хорошее. Иван Павловичь прихрамывая прошёл в свой кабинет представлявший собой небольшой закуток,  в котором находился стол с бумагами , массивным чернильным прибором, арифмометром и чёрным телефоном.   Там же из мебели стояло два стула и деревянные стеллажи вдоль задней стены, на полках которых лежал разнообразный электротехнический инвентарь - лампочки, выключатели, розетки, мотки проводов и прочей электрической утвари. Внимание Валерки привлёк большой деревянный ящик стоящий в углу закутка, похожий на ларь, в котором хозяйки обычно хранили продукты и муку от крыс, т.к. холодильники в те времена, а это напомню был 1972 год, были ещё большой редкостью. Ящик привлёкший внимание Валерки был до верху набит пассатижами, кусачками, круглогубцами, бокорезами, отвёртками разного калибра и всё это богатство переливалось радугой разноцветных пластмассовых  диэлектрических ручек, которые были одеты на весь этот  перечисленный инструмент…
    Ну что,  Иван Павлович сделав запись в журнале,  обмакнул ручку в стоящую на столе чернильницу и протянул  её Валерке,  распишись что инструктаж по технике безопасности на рабочем месте прошёл. Пойдём познакомлю тебя с цехом, с твоим наставником.  Вот знакомься,   подойдя к мужчине небольшого роста лет шестидесяти возившегося  у верстака с какой то электрической штуковиной непонятного назначения,  Власюк Тихон Григорьевичем!  А это твой ученик, звать Валерием, прошу любить и жаловать и никаких возражений, упредил начальник попытку Тихона отказаться от возложенния на него благородной обязанности наставника.  Я ещё не определился с твоим позавчерашним  проколом. Уж в чём этот прокол состоял, Валерка так и не понял,  но видимо косяк был серьёзный, т.к. Тихон сменив на лице недовольство на более-менее приветливое выражение протянул Валерке руку. Ну что напарник, давай осматривайся, спрашивай, думаю сработаемся...
    Народу в электроцехе было немного. В одном углу рядом с кабинетом начальника три женщины, как он потом узнал – обмотчицы, давали новую жизнь, как и предназначено женщине самой природой, сгоревшим электродвигателям. Одна освобождала  движок от сгоревшей старой обмотки. Другая наматывала на деревянный шаблон витки новой, предварительно рассчитав нужное количество витков.  Третья уже свежую обмотку укладывала назад в пазы статора старого двигателя. После того как новые обмотки были  уложены в статор, последний опускался в ёмкость-тигель  наполненный горячим шеллаком, густой жидкостью чёрного цвета,  для пропитки и закрытия микротрещин в изоляции проволоки обмоток, после чего статор помещается в сушильный шкаф, где находился около суток при температуре 110 – 130 градусов. На следующий день просушенный, прошеллаченый  статор обрастал  остальными частями и уже вновь рождённый  электродвигатель после проверки на стенде шёл в работу на своё родное место, где он трудился до поломки. Всё это Валерка узнал от словоохотливого Тихона, который между делом продолжая возится  с непонятным прибором, и провёл ему эту ознакомительную лекцию…
    Так, ну это женское занятие понятно, а мне чем придётся заниматься? Ху! Тихон шумно выдохнув усмехнулся. Да много чего придётся делать, ямы копать, столбы ставить, розетки, выключатели менять, по столбам лазить, линии тянуть. Так что не расслабляйся, работы хватит. А поскольку дело будешь иметь с электричеством, то не разобравшись не лезь туда, куда собака свой нос не совала.
    Тихон Власюк, как потом оказалось,  был весьма не заурядным человеком. Ядром коллектива была четвёрка электриков, каждому из которых было под шестьдесят. Эта четвёрка решала все казалось бы неразрешимые вопросы. Не заканчивая ни каких специальных учебных заведений, не имея возможности посоветоваться и поучится у более опытных товарищей, они что называется методом проб, ошибок и врождённой сообразительностью, свойственной людям их поколения, прошедших войну, постигали всё своим умом. Неполадки с плавкранами, проблемы с пилорамами на лесозаводе, со станками в мехцехе устраняли они после того как дипломированные электромеханики с техническим образованием беспомощно разводили руками. Имена этих могикан: Тихон Власюк, Константин Модин, Валентин Ягнышев, Алексей Беспалов, ну и сам Иван Павлович Вепрев начальник электроцеха…
    Прослушав лекцию Тихона про работу обмотчиц, Валерка прошёл в противоположный угол помещения где расположилась мужская часть электриков. Человек восемь работников вернувшихся с задания, т.к. рабочий день подходил к концу,  сдав инструменты и умыв руки под умывальником расположенном рядом с наполовину обрезанной бочкой с песком предназначенной под окурки отдыхали,  ведя меж собой неторопливый разговор дымя папиросками. Подойдя, Валерка поздоровался и присел рядом с ними. Среди присутствующих оказался и Володя Швецов, родственник Валерки. Через пять минут он уже чувствовал себя так, как буд то бы уже  давно трудился в этом коллективе. Рабочий день закончился. Первый Валеркин рабочий день  21 сентября 1972 года.
    На завтра, придя утром на работу Валерка увидел ещё одного ученика, тоже направленного в электроцех. Это был Боря Окунёвв, который после окончания  8 класса решил с учёбой завязать, посчитав, что полученных знаний ему вполне хватит для дальнейшей жизни…
    Иван Павлович провёл раскомандировку,  распределив каждому задание и свой участок работы. Что касается двух учеников, то их он оставив на последок разнарядки передал Нохрину Николаю, электрику 4-го разряда молодому мужику лет 25-ти. Задачу, которую начальник поставил перед Нохриным, ну и в какой то мере и перед учениками состояла в том, чтобы заменить автомат на ГРЩ –главном распределительном щите старой дизельной.
    Эта дизельная,  имея 4 дизель-генератора, аж с конца пятидесятых годов снабжала и предприятие и весь посёлок электроэнергией, но в какой то момент,  в связи с развивающимся производство, и ростом населения её стало катастрафически не хватать, и где то в 60-е годы была построена новая сложенная из шлакоблоков так же состоящая из 4-х дизелей. После строительства новой дизельной,  старая стала резервной и в случае роста нагрузки, особенно в зимний период в сильные морозы подключалась в параллель к основной. Этот то автомат  отключающий и включающий электролинию соединяющую новую дизельную со старой и надо было заменить, так как контакты у него были подгоревшие до предела.  Получив от начальника новый,  довольно таки увесистый автомат Николай на правах старшего передал его Валерке, который  чувствуя себя старшим над Борисом, так как  в отличие от того уже имел трудовой стаж в количестве одного дня доверил нести этот массивный аппарат ему.
    Придя на старую дизельную, открыв ключом  заржавленный замок, электрики вошли в помещение где царила тишина и полумрак. Лучи солнечного света пробивающиеся сквозь щели между досок, закрывающие проёмы окон разбавляли сумрак. Приглядевшись вошедшие увидели четыре махины дизель-генераторов, один из которых был в разобранном состоянии. Щёлкнув выключателем старшой включил освещение и висящие под потолком плафоны светильников довольно таки ярко осветили всё пространство. Ну что студенты?  Николай почему то решил их так называть. Ну что студенты, вот видите этот выключатель, показал он на самый большой автомат на распределитеьном щите  поверх которого белой краской была сделана надпись «Паралель». Видите, что все приборы задействованы, и показывают напряжение в 380 вольт, это рабочее напряжение при котором работают все промышленные электродвигатели и силовые установки. Это же говорит и о том, что линия соединяющая нас с новой дизельной не отключена и силовые шины ГРЩ находятся под напряжением. Что бы мы могли спокойно заменить автомат на новый, мы должны отключить линию, что мы сейчас и сделаем. Навалившись на рычаг автомата он сдвинул его вниз. Стрелки приборов упали на ноль, плафоны под потолком погасли, но тут же включилось аварийное освещение. Пошли за мной! Николай направился за щит ГРЩ, ученики следом. Расстояние между стеной здания  и щитом, было не более метра. Три, окрашенных в яркие цвета разночветных полосы, так называемые силовые шины по которым течёт электрический ток находились всего в каких то тридцати сантиметрах от вощедших. Ученики не подозревая об опасности таящейся в этих красиво окрашенных полосах протиснулись вслед за Николаем в узкий промежуток между стеной и щитом освещаемый двумя тусклыми лампочками аварийного освещения. Так студенты! Николай пытаясь придать голосу начальственные нотки откашлялся. Поскольку мы автомат соединяющий параллель с новой дизельной отключили, знаем, что напряжения на шинах сейчас нет. Можем смело работать, но как говорится бережёного Бог бережёт, В нашей профессии  всегда надо подстраховываться. Можно проверить напряжение рукой, но только тыльной стороной руки, что бы избежать сжатие сведённой судорогой рукой находящийся под напряжением провод. Ну а самый надёжный способ, так это вот этот. Николай всё время державший в руках длинную отвёртку, не успев студенты даже и глазом моргнуть, положил её одновременно на все три шины…
    Ослепительная вспышка и громкий взрыв на мнгновение вышибли Валерку из сознание. Ничего не видя, под воздействием сильного запаха озона, он прижимаясь спиной к стене медленно  переступая ногами вышел из простенка на свободное пространство. Постепенно вернувшееся зрение позволило ему осмотрется и оценить обстановку. Борис стоящий от вспышки подальше,  поменьше подвёргся её воздействию. Он стоял метрах в десяти от щита с испуганным выражением лица. Лица своего Валерка не видел, но то, что героического на нём ничего не было  в этом он не сомневался. А где Николай, спросил он Бориса окончательно придя в себя? Тот только пожал плечами. Чувствуя как что то нехорошее разлилось по всему телу, боясь увидеть  что то страшное он заглянул в простенок за щит. Николай стоял прижавшись к стене с белым как сама стена лицом. Николай, ты что? Как себя чувствуешь? Но тот видимо потрясённый происшедшим его не слышал. Валерка осторожно зайдя за щит взял его за руку и медленно передвигая ноги вывел послушно идущего за ним Николая. Минуты через две зрение вернулось к старшому и они выйдя на улицу из тёмного помещения присели на деревянную заваленку. Не проронив за всё это время ни слова Николай достал пачку Беломора, трясущими руками с трудом зацепил  папиросу изрядно измяв её и с трудом попав в рот достал коробок спичек. А вот спичку как ни пытался зажечь трясущими руками так и не смог. Валерка помог ему прикурить и Николай глубоко затянувшись помотав головой произнёс первое, что смог произнёсти  за всё это время – ну ни х-я себе.
Немного позже, успокоившись,  вроде бы разобрались в причине происшедшего. Под впечатлением, или под влиянием чего то, что Николай не смог обьяснить, он просто забыл позвонить на новую дизельную и как было оговорено попросить отключить параллель на старую…
    Много раз потом Валерка проигрывал в своих видениях другое развитие события. Рассказывая ученикам про безопасное определение напряжения на шинах Николай не отвёрткой а рукой, и не тыльной стороной а внутренней взялся бы за одну из шин. Его начинает бить током, трясти и Валерка стоящий рядом  пытаясь понять  в чём дело хватает его пытаясь оттащить и сам попадает под напряжение. Борис видя это и тоже не сообразив до конца в чём дело хватает Валерку и тоже получает удар током…
    Короче как в той песне – четыре трупа, возле танка, дополнят утренний пейзаж… Правда не четыре а три, но в рифме не звучит…
    Через полчаса, успокоившись позвонили на новую дизельную, отключили параллель, заменили автомат. Николай пригрозил, что если хоть полслова кому скажете о происшедшем,  люлей огребёте по полной…
    Много похожих историй было у Валерки за время его работы электриком. Будет время и желание может и расскажет ещё.
Борис после случившегося вернулся назад в школу в девятый класс. Отвёртку сколько не искали так и не нашли…

    26 июля 2023г.                г. Новосибирск.


Рецензии