Общественные формации
Выдающийся американский этнограф и историк Льюис Генри Морган (1818-1881 г.) делил историю на три периода: дикость, варварство, цивилизация. А дикость и варварство, кроме того, имели еще по три ступени: низшая, средняя, высшая. Принципиальным недостатком домарксистских периодизаций было отсутствие четкого научно обоснованного признака-основания для деления.
Данная проблема была решена классиками марксизма. В основу раздела человеческой истории на крупные этапы (формации) был положен СПОСОБ производства материальных благ на том основании, что прежде чем творить историю, заниматься политикой, идеологией, религией, наукой, искусством люди должны есть, одеваться, иметь жилище.
Эти периоды истории получили в марксизме название «Общественно-экономические формации». ОЭФ состоят из двух взаимозависимых половинок: Базис и Надстройка. Базис являются определяющим, так как именно в нем находится СПОСОБ производства материальных благ (экономика).
К надстройке, управляющую базисом, относят все правовые, политические, идеологические, религиозные, нравственные и другие отношения, в которых осмысливается, отражается, регулируется законами СПОСОБ производства.
Никто ведь не будет отрицать, что при рабовладельческом способе производства в обществе существовали другие отношения/мировоззрение/религия, чем потом при капитализме.
Читаем у К.Маркса характеристику формации и причины её смены: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствует определенные формы общественного сознания.
Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.
На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.
С изменением экономической основы более или менее происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.
Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями.
Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самогО старого общества.
Поэтому ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находят в процессе становления.
В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма.
Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества».
[«К критике политической экономии», соч. т.13, с. 6-7].
Данное определение формаций и причин их смены является классическим, адекватнее никто позже не придумал и я его привел полностью, несмотря на большой объем.
Именно это политэкономическое определение ОЭФ было проигнорировано вождем мирового пролетариата и его единомышленниками, когда была придумана "теория" о возможности совершения революции и построения социализма в одной не самой развитой стране. Так называемая теория слабого звена в системе капитализма, которая к марксисткой политэкономии не имеет никакого отношения.
Но время расставило всё по своим местам!!!
Will make MARXISM great again!
Поддержать! Промсвязьбанк: 2200 0305 0616 7353. Спасибо!
Свидетельство о публикации №224051600465