Пенёк

ГПТУ. Урок Эстетики.
Сочинение, тема: пейзаж, любой, опишите его. Татьяна Фёдоровна обвела глазами своих учеников и присела, раскрыв перед собой журнал, что-то в нём отмечая.
Влад почесал затылок, взял авторучку, тетрадь, раскрыл её.
Желание писать – 0. Дел вне училища свыше 100. А это, девушка постоянная, плюс временная, прилипла, с обещанием купить Яву. Чуть постарше его была, при деньгах как бы. Очень настойчивая, но Владу было как-то не по душе распылять свои чувства. Он пока держал её на расстоянии, ну, то есть, она ложилась рядом, но он всячески уклонялся от обязанностей любовника. Ох и настырная дамочка, надоела, как горькая редька. Но бабёнка что надо. Далее, пацанские разборки, драки, как правило, один на один с толпой. Так чаще случалось, чем по-рыцарски, один на один. Век рыцарей давно в прошлом. Но на нём не было ни синяков, ни переломов после этих поединков. Он всегда выходил из толпы чистым. Опыт, сын ошибок трудных. Подминал под себя лидера в первую очередь. И когда лидер кричал своим холуям: чего вы стоите? Он успешно пробивал себе путь к выходу из толпы, и уходил восвояси. Иногда под горячую руку попадали не те, кто был против него, а смотрящие, то есть любопытные. Последствие таких разборок было только в том, что правую кисть пришлось перетянуть эластичным бинтом. Не выдерживал кулак, частых контактов с челюстями. Побаливал. С бинтом комфортнее. Плюс к этим пацанским делам, приходилось то и дело менять жильё. То общага, то квартира на двоих, домик в саду у бабушки. Домик только название. Беседка летняя, остеклённая, крыша, кровати и стол. Всё, люкс! И этого было достаточно. И даже там, без кулачных конфликтов не обходилось. Два человека — жильцы. Но чужие, ранее не знакомы. Рано или поздно, интересы сталкивались лбами, и кто-то начинает откровенно быковать. Итог – драка. Короткая. Влад занимался с 5 класса спортом. Борьба классическая, затем вольная, позже в старших классах, тяжёлая атлетика, немного бокс. В общем, всегда старался держать себя в форме.
   Утро. Встал, запрыгнул в трико, кеды, пробежка. Ещё темно, раннее утро. Бежит. Справа и слева, со всех сторон идут мужики на работу, в сторону завода.
Обогнал группу мужиков идущих. Услышал слова про себя:
- И не лень ему?
 Влад улыбнулся. Ему не знакомо было это чувство, по отношению к спорту. Это уже автоматизм: организм требовал движений, нагрузку.
- Владислав! - Окликнула его Татьяна Фёдоровна. У нас сочинение, а ты где-то мысленно прогуливаешь. Влад тряхнул головой, рассеивая свои мысли, словно они сейчас разбегутся и освободят его от всех проблем.
- Тема сочинения – Пейзаж. Нужно описать. Я жду результатов, не отвлекайтесь, мои хорошие. Она всегда так любезно называла своих учеников.
- Пенёк! Гы, гы. – выдал сокровенную тему, сзади сидящий Генка. Татьяна Фёдоровна посмотрела на него, покачала головой. Владислав недолго думал – некогда думать! Пенёк так пенёк. Написал в тетради тему:
 Пенёк.
Всё! Дальше ничего! Нет времени. Это всё сочинение, написанное впервые в жизни, самостоятельно, между прочим! Только тему Генка подсказал.
Почесал затылок, неловко как-то, как издевательство получается. Татьяну Фёдоровну он уважал, к тому же она жена его мастера была. Прозвучал звонок. Все сдали свои работы, его поторопили. И Влад также сдал. Вздохнул с сожалением. Ну что? Вот так. Некогда мне. Дела государственные, можно сказать, надо решать, а тут, сочинение, пейзаж.
- Владислав! Ну надо же было описать. – Обратилась Татьяна Фёдоровна к нему. Влад промолчал, опустив голову. Ну что тут скажешь, стыдно. Урок окончен, все разошлись.
Блин! Сегодня же среда, вечером занятия в радиотехнической школе! Спохватился Влад и пошёл к выходу. По пути составляя график своей деятельности на сегодня. К 19 часам в радиотехническую школу, затем к девушке, позже, похотливая сучка с Явой, сама приходит, где-то рядом живёт, как от неё отвязаться, понятия не имею. Надоела.
    На выходе из территории училища он увидел на скамье лицо, знакомое. Вчера вечером с толпой был против него. Не раздумывая, подошёл к нему:
- Ты вчера был там? Парень медленно встал и оказался выше Влада на голову.
- Ну был, вот он я, весь перед тобой. Влад почувствовал себя кроликом против удава. Но его реакция не согласилась с ним. И он нанёс ему серию быстрых ударов в область головы. Удав покачнулся и присел на корточки, прикрыв руками лицо. Хотел было пнуть – передумал, он уже не боец.
— Вот так. Когда вас много - вы герои. Стайные животные. И Влад продолжил путь, далее по своим делам.
В таком темпе незаметно пролетел год обучения. Закончил ГПТУ и Радиотехническую школу. И отправился далее по жизни.


******

Прошло несколько лет, появились сотовые телефоны, затем улучшенные модели. Владу нравилось писать заметки в них. Памятки. Эдакая записная книжка, что всегда под рукой. Удобно. Телефоны покупал с уклоном того, чтобы было удобно на нём писать заметки. При наборе текста испытывал некое удовольствие. Нравилось, как мысль выкладывалась в текст. Затем появились смартфоны. Текст стало набирать удобнее, и зрение охватывало больший участок текста, также не приходилось по несколько раз тыкать на одну и ту же кнопку, чтобы выбить, наконец, нужную букву, но и это было интересно, с определённым навыком. И так постепенно он в итоге стал писать, писательство. Откуда эта любовь к текстам появилась, непонятно. Писал теперь исключительно на компьютере, иногда, если не дома, а мысль требовала что-то зафиксировать, то писал в смартфоне, затем переносил в компьютер.
Но своё сочинение, единственное, которое он помнил - не давало ему покоя. Ему было стыдно за него. И появилась у него идея. Хочу! Надо! Твердил ему ум. И он приступил к исполнению своего каприза.

******

Прошло ещё несколько лет. Владислав уже не молодой…
   Подошёл к дому, сверил адрес в записной книжке. Он. На скамье у палисадника сидел мужчина, видимо, сын, и курил.
- Здравствуйте – поприветствовал Владислав мужчину, мужчина ответил. Татьяна Фёдоровна Вострикова здесь проживает?
- Да, здесь. А вы кто ей будете?
- Ученик.
- Ясно. Здесь, проходите, она во дворе под яблоней сидит, книгу читает.
Владислав подошёл к калитке, выдохнул: он волновался. Узнает ли, столько лет прошло. Вошёл, скрипнула калитка. Под яблоней сидела старушка, в руках книга, перед ней небольшой столик, на противоположной стороне столика, скамья небольшая. Она подняла голову, сняла очки, пытаясь разглядеть вошедшего.
Владислав подошёл ближе.
- Здравствуйте, Татьяна Фёдоровна.
- Здравствуйте – она пыталась узнать, но, видимо, зрение не позволяло разглядеть.
- Повторите моё имя ещё раз, пожалуйста, у меня зрение плохое, а вот слух с возрастом только улучшился, как ни странно.
- Здравствуйте, Татьяна Фёдоровна – повторил Влад полностью своё приветствие.
- Так, так, угу – она задумалась, с улыбкой на лице. Краткость – сестра таланта? Владик, неужели это ты?
- Я Татьяна Фёдоровна, я. Ваш худший, из наихудших учеников.
- Ну, почему же из худших? Я часто тебя вспоминаю, мужу рассказывала о твоём сочинении, он всегда смеялся и повторял: краткость-сестра таланта. Пенёк и есть пенёк, чего ещё о нём говорить. К сожалению, его сейчас нет, он ушёл. Ну, мы все уйдём, и мне уже пора. Она вздохнула.
- Вы бы не торопились с этим, Татьяна Фёдоровна, не спешите.
- А чего так-то?
- Я хотел бы извиниться перед вами за это сочинение. Лень мне было тогда, да и некогда, юность, глупых дел, было невпроворот. Как всегда и бывает.
    Всё это время мне не давало покоя это сочинение. Казалось бы, забудь, всё прощено за давностью лет. Ан нет. Нет, нет, да вспоминаю о нём, и мне стыдно. Потому я и решил переписать сочинение, по-честному, так сказать, вы примете от меня его? Прочтёте?
    Татьяна Фёдоровна посмотрела на Влада поверх очков, улыбнулась.
- Отчего бы не прочесть, даже интересно.
Владислав расстегнул молнию на заплечной сумке, вынул оттуда книгу в красочном переплёте и положил её на стол перед ней. Татьяна Фёдоровна взяла книгу в руки, посмотрела на переплёт, прочла: пенёк, пейзаж и не только. Сочинение. Автор — Владислав Первый. Затем развернула.
- 286 страниц? Интересно, и что же там такого, много? Так, так, читаю. Я быстро, не разучилась ещё, погоди.   Она возбуждена была и заинтригована. Стала перелистывать страницы, бегло читая.
- Родословная бывшего когда-то дерева даже затронута, поразительно. И все жильцы в пеньке и на пеньке. Насекомые, жучки, червячки, и даже их предки, те, что были первыми жителями на живом ещё дереве, их родословная, история. У всех имена, фамилии, чудные.  Грибы, гости, белка. Даже грибник с толстой задницей, от которой все жители пенька с трудом спаслись в своих убежищах. История целого мира! На одном пеньке! Это невероятно, Владик!
Ты лучший из лучших! Пять с плюсом! Много пятёрок, и все с тройными плюсами! Я поражена твоим сочинением. Это что-то.
Владислав заметил, что она расчувствовалась: у неё увлажнились ресницы и слегка подрагивали пальцы. Она была рада этой встрече и сочинению, конечно.
- Саша! Принеси нам чайку, пожалуйста, мы пообщаемся за кружкой чая.
- Сейчас мам – ответил сын и направился в дом.
    Попили чай, пообщались. Татьяна Фёдоровна то и дело поглядывала на книгу и гладила её. В её глазах светилась радость, она искренне была рада этому подарку. Старому человеку много не нужно, её помнят и чтят, и это для неё главное.


******

  Влад сидел на скамье в зале ожидания, ждал свой поезд. На душе было удивительно спокойно.
Он написал и закончил, своё единственное сочинение, которое помнил за весь период обучения. И, наконец, сдал его, получив хорошую оценку.
Других сочинений не помнил. Словно их и не было. Видимо, списывал, не глядя и не задумываясь. Так и учился.
Единственным педагогом после обучения, была сама жизнь. А она отдельных контрольных работ не предоставляла. Каждый день, с утра – контрольная. Сделал – молодец, не сделал – твоя вина, пересдачи не будет!
Спокойствие от чувства выполненного урока. Это прекрасно, хотя и поздно.
 
 
 
 
 
 
 
 


Рецензии