Спец военно-научные операции за экологию

На портале Стихи.ру у меня есть микро-поэма "БАЭС - август 75-го".
Это первый в СССР стих о серьезной ЭКОЛОГИИ - о радиоэкологии, об опасности,
радиации и о любви, страстях между молодыми. Поэма была написана за 10 лет до Чернобыльской аварии.
= вот проход на эту поэму:: https://stihi.ru/2022/02/15/360
***
Каждую осень и зиму в Институте экологии растений и животных (Свердловск), в ОБЛСЭС и в ГорСЭС Каменск-Уральска проводилась  сушка отобранных летом ПРОБ и их измерения на аппаратуре.
= Каждую весну (в 60-х, в 70-х, в 80-х) годах создавались группы для летних экспедиций, готовились приборы, оборудование; питание и инвентарь.

КРУГОМ ВОЙНА,-схожая с СВО сейчас в 2022-24 годах на Украине, - так в то время мы воспринимали РАДИАЦИЮ и РАДИОЭКОЛОГИЮ внутри и вовне Ольховского Болота
вблизи Белоярской АЭС, - опасность для жизни и здоровья!
А мы занимались любовью и сексом! =  Мы... --
читали днём стихи Шандора Петефи –
ярчайшее венгерское творенье!
И твои девичьи розоватые сосцы,
меж пальцев пропустив, я пил губами...
=
Всё это - история Радиационной Экологии, Опасность, Радиация, Природа, БАЭС и Любовь - отображены внутри самой поэмы и в ряде подробных"замечаний" к ней.
Кто этим интересуется, то смотрите мою страницу произведений на портале Стихи.ру.
=
Два аспиранта в нашей группе (в 1975-1977 годах) со временем защитили кандидатские диссертации, а позднее и докторские по биологии.=
В этой микро-поэме всё реально! Дом понтонный дяди Гриши-рыбака стоял примерно в 4-5 км от атомной станции посередине Белоярского водохранилища. Для на молодых исследователей экологии водохранилища, радиации наземных экосистем вокруг БАЭС, - дядя Гриша казался пожилым человеком. Он был офицером в отставке (видимо под 65-70 лет). Он бросил всё, город и семью, и перебрался жить на природу, построив дом на понтонах на воде Белоярского водохранилища.
Аспирант Саша Трапезников, его лаборантка Люда Шихова и ряд других изучали радиацию (накопление радионуклидов) водорослями и рыбами. Дядя Гриша-рыбак им помогал: сетями они вылавливали рыб.
=
Я, в то время тоже аспирант Института Экологии Растений и Животных, с парой помощников (отмечу тяжелую работу электронщика Михаила Некрасова из Челябинского политехнического института) и с большими дозиметрами, - мы изучали гамма-обстановку вокруг БАЭС. Мой личный научный вклад в экологию наземных систем, в радиоэкологию, - это изучение Ольховского болота и речки Ольховка. И результаты этого исследования были опубликованы на английском языке в США, в 1992-93 годах.
Другой мой экперимент, исследование радиоэкологии в лесах и на полянах вокруг БАЭС - на финише, на этапе измериния отобранных и высушенных проб, - сорвался не по моей причине, а по причине одной "дуры", которая выбросила на свалку коробки с этими пробами.
Упомянутая в поэме "Воинская часть" располагалась на берегу по центру Ольховского болота, и это было супер засекреченное место. Гул от каких-то моторов внутри этой воинской части был слышен далеко. Видимо, они изучали новые двигатели для самолетов или ракет на базе радиации, реакторов, протонных и альфа-излучателей. После такого рода испытаний, офицеры сбрасывали в болото использованные и отработанные двигатели.
Я сам сильно облучился, работая с дозиметром на болоте около "Воинской части".


Рецензии